6+

«Мистическое как политическое». Совместимы ли православие и политика? Православие и демократия?

Источник фото - фейсбук, А.Шишков

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозорение»

Книга: Аристотель Папаниколау. «Мистическое как политическое. Демократия и не-радикальная ортодоксия»

Гость: Андрей Владимирович Шишков

Эфир: 14 ноября 2021 г.

Часть 1

АУДИО

 

Андрей Шишков: «Я, наверное, стал первым, кто начал преподавать политическую теологию в России».

 

Марина Лобанова:

Андрей Владимирович, скажите, вас как специалиста по политической теологии обрадовало, что книга, которая называется «Мистическое как политическое» вышла на русском языке?

 

Андрей Шишков:

Да, я считаю, что это важное событие в интеллектуальной жизни богословской в России. Я знаю лично Аристотеля Папаниколау очень давно, и сейчас я участвую в одном международном проекте, которым он руководит, посвященном православию и правам человека. И надо сказать, что даже вот для православной политической теологии, наверное, вот эта книга Папаниколау – единственная, я бы сказал, единственная, где дан такой систематический подход к политической теологии. Понятное дело, что появляются время от времени книги, где рассматриваются какие-то разные аспекты богословского осмысления каких-то отдельных политических феноменов, но вот так, чтобы предлагался какой-то богословский метод… наверное, я бы другой никакой такой книги из современных православных книг по политической теологии не назвал.

Есть еще книга Панделиса Калаицидиса «Православие и политическая теология», но, на мой взгляд, в ней больше уделено внимания историческому аспекту. А вот именно теологическая книга – это вот книга Аристотеля Папаниколау. Поэтому очень важно, что ее перевели. И на самом деле перевод очень хороший. Мой коллега, Александр Кырлежев, с которым мы проработали вместе больше 10 лет в Богословской комиссии, сделал, в общем, замечательный перевод, и спасибо, что Киевское издательство «Дух и литера» его издало.

 

А.Шишков и А.Кырлежев

 

Марина Лобанова:

Раз вы знаете автора лично, расскажите немного о том, что это за человек. Современный православный богослов, который является автором этой книги.

 

Андрей Шишков:

Надо начать с того, что Аристотель Папаниколау это американский православный богослов греческого происхождения. Насколько мне известно, отец у него священник, то есть он из священнической семьи. И он работает сейчас в университете Фордема в Нью-Йорке, это католический университет, иезуитский. На самом деле ирония заключается в том, что сегодня православная теология лучше всего на Западе развивается либо в светских университетах, либо в иноконфессиональных университетах, поскольку там нет как бы идеологических ограничений, таких, которые есть в православных университетах, связанных с подозрениями возможной неправославности. То есть светские и католические университеты для православных сегодня дают возможность заниматься теологическими исследованиями с учетом принципа академических свобод. И, конечно, для православной среды Аристотель – он такой либеральный богослов, хотя я бы, наверное, так не сказал, он просто как бы центрист такой, умеренно консервативный, умеренно либеральный, но на фоне всех остальных он выглядит более либеральным, потому что он свободно высказывается, потому что он в своей книге, в частности, защищает демократию, защищает принцип прав человека, которые, в общем, многими православными богословами считаются чем-то несовместимым с православием. В Фордемском университете Аристотель и его друг и коллега Джордж Демокопулос (Георгий Демокопулос), тоже американский богослов православный греческого происхождения, они организовали Центр православных исследований, на самом деле не так давно, даже 10 лет не прошло, и этот центр за очень короткое время стал одним из ведущих в США. И во всем мире он считается одним из ключевых центров православного богословия. У них очень большая издательская программа, много молодых исследователей, они постоянно проводят конференции, у них есть сейчас большой проект про православие и права человека. Вот этот тандем, Папаниколау и Демокопулос, показал себя очень успешным, они очень быстро нашли спонсоров, поскольку они предлагали действительно актуальную теологию и, более того, актуальную для общественно-политического контекста, который в Америке довольно сложный, разнообразный, в силу специфики религиозной американской. Если Джордж Демокопулос – он такой больше организатор науки, хотя и очень неплохой исследователь, историк Церкви, то Аристотель здесь, в данном случае, он такой как бы теоретик и главный стратег этого центра. Это довольно важное место на карте мирового богословия, а уж на карте православного богословия это один из ключевых центров.

 

 

Марина Лобанова:

У этой книги, которая вышла в переводе Александра Кырлежева, есть предисловие автора к русскоязычному изданию, где Аристотель Папаниколау предполагает, что эта книга именно в России и Украине, в странах пост-коммунистических, будет интересна и актуальна. Почему автор считает, что именно для пост-коммунистического православного читателя это будет интересно?

 

Андрей Шишков:

Я думаю, что, в первую очередь, это связано с тем, что поскольку у православных в наших краях во времена Российской империи или Советского Союза не было опыта жизни в демократических обществах, поэтому не было рефлексии относительно того, сочетается ли православие с демократией, как оно сочетается, почему можно считать демократию вполне себе хорошей формой правления для православного. У нас существует множество стереотипов, особенно сильны они были в девяностые годы, как только вот развалился Советский Союз, связанные с тем, что православный должен быть обязательно монархистом. Это было связано с тем, что православные, после того, как они получили свободу вероисповедания, они взялись активно отстраивать церковную жизнь, а где брать ее примеры? А примеры все находятся в дореволюционном времени. А в дореволюционном времени не было никакой демократии, совершенно другое общество было, совершенно другая форма правления. Но при этом никаких стратегий мыслить себе какую-то форму правления у православных вот здесь, в России, практически не было. Почему практически, потому что, конечно, все-таки в русской эмиграции эта работа шла, но тоже она была там достаточно фрагментарно. Если интересно, можно об этом немножко поговорить чуть позже. И поэтому у православных даже не было языка, богословского языка, на котором можно было бы осмыслить вот эту самую новую пост-коммунистическую ситуацию.

И вот в девяностые годы у нас появилось демократическое общество, и получилось, что православные вдруг оказались в оппозиции, в политической оппозиции. Хотя в России в девяностые годы были какие-то зачатки христианской демократии как движения, была даже христианская демократическая партия, несколько даже партий, но, в конечном счете, большинство православных оказались как бы в оппозиции к текущему строю. И им было непонятно, как вообще возможно сочетать православную веру с демократией.

И в этом смысле, конечно, в отличие от американского контекста, где демократия была изначально, и где это, на самом деле, одна из главных ценностей, и если мы посмотрим на работу политических теологов американских, не только православных, но и протестантов, таких, таких как Рейнхольд Нибур, или Джон Ховард Йодер, или Джон Кортни Мюррей, который католик, они спокойно рассуждали про преимущества демократической формы правления для христианина, они рассуждали о религиозном плюрализме, о том, как свобода вероисповедания и права человека могут стоять на защите прав христиан в том числе. А вот у православных такого опыта не было. Поэтому, как признавался сам Папаниколау, собственно говоря, именно это побудило его написать эту книгу.

 

Марина Лобанова:

Эта книга так построена, что она как учебник рассказывает нам о том, что такое политическая теология в православном богословии. Автор приводит много имен, рассказывая о развитии православных взглядов на то, как должны соотноситься Церковь и государство. Как Церковь смотрела на государственно-политическое устройство в разные века.

Но и опять же, в предисловии автор предупреждает, что и сам он выскажется о своей позиции. И вот, например, такая фраза: «Я также рассмотрю конкретные христианские практики богочеловеческого общения, чтобы обнаружить такую форму политического сообщества, которой они соответствуют». Вот эта фраза очень, конечно, интригует, и хочется дочитать книгу до конца, чтобы узнать, действительно, какие же формы государственного политического устройства соответствуют христианским практикам.

И меня очень заинтересовала и заинтриговала мысль, которую здесь автор высказывает (и вот в этом отношении, конечно, краткость книги становится не достоинством, а, на мой взгляд, недостатком, потому что кратко все-таки автор некоторые свои тезисы развернул), это связь исповеди, христианского таинства, и политического устройства. Если вы про это расскажете, думаю, что многим тоже будет интересно.

 

Андрей Шишков:

Мне кажется, надо начать не с исповеди, а вот с этого ключевого концепта богословского, на котором строится вся книга, а именно, богочеловеческое общение. Что понимается здесь? На самом деле, Аристотель Папаниколау здесь предлагает на основе православной доктрины об обожении показать, как возможно ее применить не только к областям, которые традиционно в православном богословии, в православной практике говорили об обожении, такие как аскетика, например, монашеская аскетика, потому что сама терминология «обожение» возникает именно в монашеской литературе, на Афоне, потом там были споры в 14 веке про обожение, между сторонниками Григория Паламы и его противниками… И вот Папаниколау берет этот концепт обожения (которое на английском языке звучит как deification) и говорит: вот есть два понимания обожения, есть понимание обожения как обожествления, то есть как бы попытка, что называется, накопить благодать, стать немножко божественнее, приблизиться к Богу, и он это называет, собственно, обожение как обожествление. А есть понимание обожения как богочеловеческого общения. То есть это коммуникация, взаимодействие какое-то человека с Богом. И вот понимание, которое связано с обожествлением, с точки зрения православной догматики, оно ложное. А понимание, связанное с богочеловеческим общением, истинное.

 

Пространство политики – то место, где осуществляется заповедь любви к ближнему, непрерывное богообщение через общение с ближними.

 

Возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего своего как самого себя – заповедь о богочеловеческом общении, такая двуединая заповедь. С учетом этой заповеди, мы не можем игнорировать общение с другими людьми… Наша любовь проявляется в общении.

Поскольку речь идет про общение, которое становится общественным, в конечном счете, потому что человек не только один на один с кем-то общается, но он живет в обществе, соответственно, существуют разного рода практики, которые он называет аскетическими усилиями, которые должны каким-то образом корректировать жизнь христианина, то есть показывать ему направление, такое, чтобы он, оставаясь христианином, продолжал жить в обществе.

И вот когда он говорит про исповедь, это, на самом деле, эпизод, связанный с довольно частной проблематикой, с проблематикой прощения. Прощение имеет не только индивидуальный характер, … но тема прощения существует и в политическом пространстве.

И он говорит о том, каким должно быть в принципе это прощение, чтобы оно соответствовало тому, как это видит христианин. И там есть одна мысль, что прощение невозможно как забвение, … и эта ситуация, собственно, возможна только в общении.

Вот на примере таинства исповеди он говорит, что когда человек приходит исповедоваться священнику, например, вот в этом акте исповеди возникает очень важная вещь – он говорит правду о себе. Вот это говорение правды – это как раз еще один ключевой концепт в богословии Папаниколау, по-английски это называется truth telling, у нас это перевели как «говорение правды», иногда эта переводят как «возвещение истины».

То есть человек приходит и говорит правду о себе. Он обращается к Богу за прощением грехов и, собственно говоря, в этом акте говорения правды он открывается Ему, и у него возникает возможность получить это прощение.

На самом деле можно долго говорить, но лучше просто прочесть, потому что там достаточно простым языком всё объяснено, и с примерами, а совсем пересказывать книгу не имеет смысла.

 

Марина Лобанова:

А лучше всего прочитать и потом обсудить. Любая книга переводная богословская –  это большое событие, и мы продолжим говорить о вот этой книге, которая затрагивает такую редкую для нас часть богословия как политическое богословие, политическая теология.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Мистическое как политическое. Как современные греки продвигают православное богословие в США и в пространстве пост-СССР

В программе «Книжное обозрение» слушайте передачи о переводе на русский язык новой книги православного американского теолога греческого происхождения Аристотеля Папаниколау. АНОНС

О силе слабой теологии

В программе «Встреча» 11 сентября 2021 г. слушайте первую беседу с доктором философских наук Светланой Коначевой. Речь пойдет об одном из новых направлений в христианском богословии, которое получило название «слабая теология». Передачу ведет Марина Лобанова. АНОНС

Власть, интеллигенция, политика. Культурология трудных вопросов русской жизни

Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС

История семьи – история личности. Как пробиваются ростки современного российского родословия сквозь государственную монополию на память

На Сервисе скачиваний появилась полная аудиозапись восьми публичных лекций автора цикла программ «Родословные детективы» юриста и генеалога Даниила Петрова, прочитанных в Центре Лихачева

Как вообще устроена философия. Памяти Пиамы Павловны Гайденко

«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО

Дело, которое стало образцом для Большого террора

С чего начинали «дело», как формировали группу обвиняемых, в чем обвиняли и на каком основании, как велось следствие, каковы судьбы следователей, как родственники узнавали правду, и что еще предстоит узнать нам. Программа «Встреча» с участием д.ф.н. Марии Дегтяревой, автора книги «Дело «Общества трудового духовенства» (1937 год). По материалам ПермГАСПИ». Эфир 5 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Мне удалось найти цитату, подслушанную политруком в 1940-м году у моей бабушки»

В программе «Новости Сервиса скачиваний» Даниил Петров объясняет, является ли цикл радиопередач «Родословные детективы» аудиоверсией одноименной книги с подзаголовком «Пособие по установлению и сохранению истории семьи и Отечества». Эфир 22 мая 2021 г. АУДИО

Межвузовский проект «Современная библеистика»

Современная библеистика в России. Круглые столы и семинары. Репортажи Марины Лобановой. Эфиры 27 февраля и 15 мая 2021 г. АУДИО

Образование как взаимодействие. Через историю и культуру – к Библии – и обратно

В программе Марины Лобановой «Встреча» Андрей Десницкий рассказывает о сайте «Ваганты» – совместном с Асей Штейн образовательном проекте для взрослых и детей. Эфир 24 апреля 2021 г. АУДИО

Иоанн Златоуст – житие на все времена. Особенно – когда внешнее благополучие сочетается с внутренней тревогой

После Церкви мучеников – эпоха торжества Православия и… обмирщения христианства. Но и в этой ситуации великий святой – Иоанн Златоуст – умудрился вернуть христианству идеал мученичества. Константин Махлак в программе «Книжное обозрение» о древних житиях святителя Иоанна Златоуста. Эфир 14 февраля 2021 г. АУДИО

Новомученики XX века. Церковное почитание и историческая наука

Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Священство» и «царство» в России на пороге Нового времени

Историк Павел Седов – к 320-летию снятия колоколов Петром Первым и 300-летию начала Синодального периода в истории Православной Церкви в России. Программа «Встреча». Эфир 20 марта 2021 г. АУДИО

О примирении. Как живут страны, у которых «неудобное прошлое»

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николаем Эппле. Эфир 7 и 14 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

О прощении

«Для покаяния у нас 40 дней Великого поста, а для прощения – один день перед ним». Нетривиальный взгляд на прощение — в наших передачах

«Не судите, да не судимы будете»

Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО

Последний адрес священника Иоанна Зимнева

Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает об установке памятного знака на Невском проспекте в память расстрелянного в 1938 году протоиерея Иоанна Зимнева, который усомнился в правильности названия улиц в честь революционеров Ивана Газы и Петра Алексеева. Эфир 9 ноября 2020 г. АУДИО

«России не хватает памяти»

«Не врать значит не молчать». В программе Марины Лобановой «Встреча» Анатолий Разумов продолжает рассказывать о работе Центра «Возвращенные имена» и о подготовке к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий. Эфир 24 и 31 октября 2020 г. АУДИО

Новые подробности в истории вскрытия мощей Александра Невского в XX веке

Во второй части программы «Книжное обозрение», посвященной изданию «Реликварий Александра Невского», историк Роман Соколов рассказывает об архивных находках и открытиях уходящего года – юбилейного года Александра Невского. Эфир 26 декабря 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

Кого можно уничтожить?

«Бывшая дворянка», революционный матрос, белый офицер. Даниил Петров предлагает слушателям провести альтернативную, общественную «экспертизу ценности» архивных личных дел 1920-х годов, которые в наше время решено уничтожить. Эфир 9 декабря 2021 г. АУДИО

«Не приумножим – потеряем»

Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО

Апофатика снова царит в богословии

«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО

«75-летие уничтожает жизнь моего деда»

Даниил Петров на форуме ГенЭкспо – о том, как государственные архивы нарушают наши права знать историю своей семьи, и что с этим делать. Эфир 7 ноября 2020 г.

История государства — да. История человека — нет

Уничтожение личных дел в современной России — практика геноцида семейной памяти. Государство согласно платить только за историю партий и правительств, а историю конкретных людей — «измельчить методом шредирования». Юрист и генеалог Даниил Петров рассказывает о новостях архивов. Эфир 19 сентября 2020 г. АУДИО

Что такое культурология

Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

Новая книга о блокаде, новые постановки вопросов: «Оборона Ленинграда»

«Назад – в архивы!» В программе Марины Лобановой «Встреча» – интервью с директором Российского государственного архива социально-­политической истории (РГАСПИ) Андреем Константиновичем Сорокиным. Эфир 8 февраля 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Журнал – это микрокосм»

«Бумажная культура исчезнет только вместе с культурой вообще». О жизни толстых литературно-общественных журналов сегодня рассказывает главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Эфир 7 июля 2018 г. АУДИО

Внучка академика Лихачева: «Он научил меня молиться»

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был реабилитирован только в 1991 году. О своем деде вспоминает внучка, Вера Сергеевна Зилитинкевич. Эфир: 3 декабря 2016 г. АУДИО

«С чего началось? Я начал собирать книги»

Марина Лобанова и Владимир Черняев беседуют с Ренэ Герра о наследии русской эмиграции. Передача 3. АУДИО + ТЕКСТ

Через 85 лет после расстрела

24 апреля 2016 г. в Петербурге впервые будет установлена табличка с обозначением последнего адреса новомученика. Потомки новомучеников Анатолий Чельцов и Ирина Богданова – о своих расстрелянных дедах-священниках и о том, как сохранять семейную и церковную память. АУДИО

«Вера развивается в общении с другими членами Церкви»

Карл Христиан Фельми (диакон Василий) о своей книге «Введение в современное православное богословие», переведенной с немецкого. АУДИО + ТЕКСТ

«И будет наше поколенье давать истории отчет»

Альтернатива советской власти и богоборческому государству – Россия.
О воспоминаниях Глеба Рара в программе Марины Лобановой рассказывает его сын Димитрий Рар

Соловецкие этапы. Где расстрелян священник Павел Флоренский?

Анатолий Разумов о расстрелянных в Ленинграде или под Ленинградом в 1937 году нескольких этапах из Соловецкого лагеря, в числе расстрелянных — священник Павел Флоренский

Нужна ли новомученикам реабилитация?

Марина Лобанова беседует с протоиереем Георгием Митрофановым

Богословие прощения

Прощеное воскресенье. Как осмыслить прощение с богословской точки зрения? Этому посвящена программа Марины Лобановой «Встреча», в которой принимает участие преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АУДИО

Пятнадцать болезней веры и четыре типа прощения

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак обсуждают публикации журнала «Вестник РХД». АУДИО

Прощеное воскресенье: «Если вы не простите…»

«Прощение – сила». Протопресвитер Александр Шмеман. Беседы о прощении. АУДИО

«Прощение возвышает»

«Видимое бесстрастие на деле прикрывает презрение и равнодушие к людям, и, главное, чувство собственного над ними превосходства». Несколько цитат о прощении из передач радио «Град Петров»

Богословие монархии

«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru