Пятнадцать болезней веры и четыре типа прощения

Вестник

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Махлак

Тема: журнал «Вестник РХД» № 203

АУДИО

Часть 1

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова обсуждает с преподавателем Института Богословия и Философии Константином Андреевичем Махлаком две статьи, опубликованные в 203 выпуске «Вестника Русского Христианского Движения» (2015 г.): перевод на русский язык послания Папы Римского Франциска «Пятнадцать болезней, угрожающей курии (и любому христианину)» и перевод на русский язык статьи протоиерея Василиоса Фермоса «Прощаю, следовательно, существую: прощение как полнота жизни».

Особый интерес, по мнению участников программы, представляет публикация на русском языке статьи, посвященной теме прощения, известного православного богослова и психолога протоиерея Василиоса Фермоса.

 

Фермос 1

Протоиерей Василиос Фермос – греческий священник, православный богослов, практикующий детский и подростковый психолог. Доктор богословия богословского факультета Афинского университета.

В статье «Прощение как полнота жизни» он указывает на четыре типа прощения: обычное прощение (если мы прагматичны и у нас нет другого выбора), прощение из-за встречного сочувствия (мы помним собственные грехи и промахи и от этого склонны к прощению), прощение ради внутреннего спокойствия (прощаем для обретения покоя, ведь в противном случае хуже будет нам самим).

«Все три типа прощения встречаются и вне религий. – Пишет автор статьи. – А четвертый уже только внутри: подчинение Господней заповеди. Мы прощаем, поскольку так нам повелел Господь. Очень часто все четыре подсказаны духовниками. При этом … все они поощряют прощение в основном с целью выгоды. Мне кажется, в христианской духовной жизни стоит поискать более богословски глубокую причину, чем выгода. Прощать по какой онтологии?»

 

P1320983

В программе внимание привлекается к приведенной автором статьи цитате из творений преподобного Иоанна Лествичника, который говорит о таких признаках христианского прощения: «Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу. Но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься».

Константин Махлак: «Можно сопоставить мысль автора статьи, там, где он приводит слова Иоанна Лествичника, со знаменитым фрагментом из Исаака Сирина – о сердце милующем. Преподобный Исаак Сирин в Слове «О различии добродетелей и о совершенстве всего поприща» говорит на ту же тему: “И что такое сердце милующее? — и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу”».

Марина Лобанова: «Здесь есть и подзаголовок “О любви к врагам”, и это важная и сложная тема, ведь что значит любить врагов? Если любишь – то он тебе уже не враг. Во Христе нет врагов».

 

АУДИО (две части)

Часть 1.  

Папа Римский Франциск. «Пятнадцать болезней, угрожающей курии (и любому христианину)». Протоиерей Василиос Фермос. «Прощаю, следовательно, существую: прощение как полнота жизни».

Часть 2. 

Протоиерей Роберт Арида. «Неизменное Евангелие и вечно меняющаяся культура».
Протоиерей Андрей Лаут. «Софиология отца Сергия и живая традиция».
Протоиерей Димитрий Сизоненко. «Борьба за истину и рецепция наследия Булгакова в России».
Письма профессора Николая Никаноровича Глубоковского протоиерею Сергию Николаевичу Булгакову.
Письма Ивана Аркадьевича Лаговского протоиерею Сергию Булгакову.
Алексей Федотов. Дискуссия о возможности деканонизации новомучеников: первые итоги.
Священник Владимир Зелинский. «Кто развалил Советский Союз?»
И др. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru