fbpx
6+

«Не судите, да не судимы будете»

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: библеист Глеб Гарриевич Ятребов

13 февраля 2021 г.

АУДИО

Всем знакомы слова из Евангелия от Матфея:

 

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

 

И, кажется, они настолько понятны, просто и прямо сформулированы, что это – руководство к действию.

Почему же большинство христиан, очень часто повторяя вот это «не судите, да не судимы будете», практически никогда не считали, что эти слова сказаны так же буквально, как заповеди Декалога?

Хотя, впрочем, и из 10 заповедей все чаще приходится выбирать – какие «буквальны», а какие – только «образны», например, если максимы про «других богов» и прелюбодейство еще сохраняют свой буквализм и нерасплывчатость, то все остальные – делать изображения, упоминать Бога в разговоре, соблюдать субботу, чтить отца и мать, не убивать, не воровать, не лжесвидетельствовать – нет, и все чаще на практике мы встречаем вполне комфортно принимаемое их «символическое», а не буквальное понимание, как некое «благопожелание», а не обязательство.

Признаем – исполнение этих заповедей не стало непременной отличительной чертой христиан.

То же – с заповедью «не судите».

Но если заповедь «не убивай», например, вполне можно понять без дополнительных недоумений, то более философское «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» – понять и применить к жизни, к аскетической практике, в виде «атрибута благочестия» и его признака – оказывается не то что трудно, а просто невозможно.

Ведь если применить эту заповедь прямо – не судить – то будут нарушены другие, не менее важные заповеди, необходимые для верующего человека.

Так как же «подобраться» к раскрытию смысла этой одной из самых часто употребляемых нами сегодня евангельских фраз?

Об этом говорим с библеистом Глебом Гарриевичем Ястребовым.

Глеб Ястребов:

«Не судите – это не отказ от нравственных суждений, ведь к таким суждениям Евангелия даже призывают. Если вы воздерживаетесь от нравственных суждений, то вы не сможете распознать ни наличия соринки в глазу ближнего, ни понять евангельские слова о псах и свиньях (это смущающие многих слова, можно ли считать, что если нам понятно, о ком они, то мы кого-то осудили?), потом дальше говорится о том, что надо распознавать лжепророков, лжеучителей, то есть, если вы классифицируете кого-то как «лжепророка», или даже под сомнением – сомнительный пророк или сомнительный учитель – вы его осуждаете или нет? Вот вопрос.

Стало быть, мы видим, что дальнейший контекст 7-ой главы все-таки вносит некоторые поправки. И более того – верность Ветхозаветному Откровению (к которому призывает Евангелие от Матфея) предполагает верность неоднократным призывам Ветхого Завета производить суд и правду.

Я обращаю ваше внимание, что трудности-то не сегодня начались. Если вы посмотрите святоотеческие толкования, то вы увидите два противоположных вектора в истолковании данного стиха. Потому что одни были озабочены тем, чтобы нам не впасть, как это сейчас модно говорить, в релятивизм, то есть, чтобы человек, обладающий какой-то должностью, все же мог кого-то обличить. Другой подход – отказ от какой-либо критики вообще.

Я взял сейчас комментарий блаженного Иеронима на данный стих, говорится следующее:

 

«Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших запрещений Он показал, что именно Он запретил, говоря: «Ибо как вы будете судить, так будут судить и о вас». Итак, судить Он не запретил, но научил».

 

Обратите внимание, как толкование, идя от стиха «не судите, да не судимы будете», пришло у великого комментатора к заповеди «судить Он не запретил, но научил».

Получается так, что «не судите» Иероним просто оставляет за скобками.

Другое, что очень распространено в монашеской традиции, аскетической, когда люди воздерживались от малейших осуждений, малейшей критики, в адрес даже довольно серьезных прегрешений, полагая, что они тоже виновны, поэтому они не вправе кого-либо ругать.

И здесь есть такой человеческий момент: никто не любит, чтобы у него из глаз вынимали бревна или соринки. Никому не хочется, чтобы к нему с этим обращались: дай, я выну сучок из глаза твоего, — это вообще-то неприятно людям обычно. Никто не хочет, чтобы им говорили об их соринках. Это неприятно слышать в большинстве случаев.

Сегодня этой фразой очень часто манипулируют: «не судите». Вот как сделать так, чтобы этого двойного стандарта не было? Мы живем в обществе двойных стандартов. А Евангелие – против двойных стандартов.

Эта фраза «не судите» – она не сама по себе существует, ее не надо брать в отрыве от всего остального, этот отрывок надо воспринимать как целое. Надо уйти от ситуации, когда цель «как вынуть сучек» – даже не ставится. Этот отрывок – он об отношениях между христианами. То есть – надо неравнодушно относиться к ситуации, когда с твоим ближним что-то не так.

Перед нами в очень значительной степени, как мне кажется, не то чтобы обо всем подряд речь, а об отношениях внутри общины, внутри народа Божьего.

И здесь говорится о лицемерии. То есть, если вы направо и налево говорите: «не судите да не судимы будете», – а внутренне: «вот мерзавцы!», – то это разве исполнение этой заповеди? Никакое не исполнение, а, мне кажется, это в сто раз хуже. То есть. Если мы хотим, следуя этой заповеди, избежать именно лицемерия, двуличности, то лучше было бы вслух сказать, что думаешь. И не лицемерить. Чтобы не было двойного дна в человеке.

«Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» –  как ты поступал, так и поступлено будет с тобою, об этом еще Ветхий Завет говорил. Человек получает от Бога то, что и сам давал другим людям. Или в Галатах – что посеет человек, то и пожнет.

 

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

 

Евангелие – оно против двуличности, против двойных стандартов, на которых, во многом, построен наш мир. Важно называть вещи своими именами. Иоанн Креститель делает это, Христос делает это – их не любили за это. Помните стихотворение Блейка «Уж так ли кроток был Христос?»:

 

Предать друзей, любя врагов, —
Нет, не таков завет Христов.

Он проповедовал учтивость,
Смиренье, кротость, но не льстивость.

Он, торжествуя, крест свой нес.
За то и был казнен Христос.

Антихрист, льстивый Иисус,
Мог угодить на всякий вкус,

Не возмущал бы синагог,
Не гнал торговцев за порог

И, кроткий, как ручной осел,
Кайафы милость бы обрел.

Бог не писал в своей скрижали,
Чтобы себя мы унижали.

Себя унизив самого,
Ты унижаешь божество…

 

Мысль в том, что строже всего ты должен спрашивать с самого себя».

Полностью слушайте в АУДИО.

См. также:

– Востребованы ли в современной России специалисты по текстам Священного Писания – библеисты?

– Сколько сегодня в России библеистов?

– Как стать библеистом?

– Можно ли сегодня в России получить образование в этой области?

– Из чего состоит день библеиста?

– Что можно сегодня почитать в сфере библеистики на русском языке?

– Какие вопросы актуальны в современной мировой библеистике?

– Работы каких современных библеистов наиболее интересны?

– Каково отношение библеистов к книге Ю.Латыниной “Иисус”?

– Сохраняются ли “неразгаданные” сложные места в Священном Писании Нового Завета?

– Например, как понимать текст “кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”?

– Какова роль женщины в раннехристианской общине? Могли ли женщины учить в храме? Могли ли женщины совершать таинства, например, рукополагать священников?

– Есть ли в Евангелиях позднейшие дописки, которых не было изначально, и можно ли их с научной точностью выявить?

– Можно ли определить авторство апостольских посланий? Почему появляются сообщения, что какие-то Послания апостола Павла – не принадлежат ему? На чем это основано?

– Иоанн Креститель и Иисус Христос проповедовали скорый приход Царства – но оно не пришло… Как это понимать сегодня? Как это понимали христиане, которые ожидали прихода Царства сегодня-завтра?

– Как сегодня библеисты оценивают теорию “эсхатологичной” проповеди Иисуса? Если Он пришел проповедовать “конец света”, то почему христиане второго века смирились с тем, что он не настал?

– Когда наступила “утрата эсхатологического сознания”? И как христиане стали интерпретировать эсхатологические пророчества Иисуса Христа в связи с этим?

– Что такое Царство Небесное, о скором приходе которого говорил Христос?

– Притча о горчичном зерне – в чем парадокс?

– Какова роль императора Константина в изменении понимания роли христианства в мировой истории и в государственной жизни?

– Как понимать, что Царство Небесное силою берется?

– Что значит “блаженны нищие духом”?

– Что значит “бремя Мое легко”, если многие требования Христа верующим очень тяжело исполнить?

– Какой грех – не простится? Что такое хула на духа?

– Можно ли верить сатане, что мир принадлежит ему?

– “Нет власти не от Бога” – значит, и Сталин от Бога?

– Как можно любить врагов?

Пять бесед с библеистом Глебом Гарриевичем Ястребовым записаны в студии радио “Град Петров” в 2019 году.

СКАЧАТЬ АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru