fbpx
6+

Как вообще устроена философия. Памяти Пиамы Павловны Гайденко

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

В программе принимает участие преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак

Тема: памяти Пиамы Павловны Гайденко

Передача вторая

См. также: часть первая

Эфир 18 июля 2021 г.

АУДИО

 

Константин Махлак:

Надо отметить еще одну грань её таланта. Часто, когда мы какое-то изложение читаем, у нас возникает, возможно, созданная самим автором, иллюзия, что вот автор ни в чём никогда не ошибался, вот настолько его исследователь породняется со своим предметом, что никакой критической дистанции не остаётся между исследователем и его предметом. Гайденко всегда, при, в общем, ну таком достаточно мягком подходе к своим героям, всё-таки никогда не удерживается от каких-то критических замечаний, но это не критические замечания в общеупотребимом смысле, а это философская критика. Философия – это наука, которая живёт критикой, она живёт полемикой, она не существует как некоторая совокупность непререкаемых истин. Вот это тоже такой важный момент в творчестве Гайденко, очень важно её тексты читать для того, чтобы понимать, как вообще устроена философия. Просто понимать, как работает философский ум. И здесь, действительно, это можно понять, поскольку вот то, как работает ум, это достаточно адекватно передается в самих текстах Пиамы Павловны, и мы можем за этим следить. Притом это такой размеренный разговор, то есть не убыстряется и не замедляется мысль, как это часто тоже бывает.

 

Я думаю, что она изменила подход к русской религиозной философии тем, что она на протяжении долгого времени русской философией не занималась, она занималась философией античной, она занималась философией XIX века, немецкой классической философией много занималась, в общем – классической философией европейской. И русская философия как раз здесь рассматривается через призму европейской, в связи с европейской, это очень важная позиция, потому что она честная.  То есть мы не можем о русской мысли судить изнутри неё самой, нам нужна вот эта европейская дистанция, чтобы сравнивать плоды нашей интеллектуальной деятельности, ту же философию рубежа веков – русскую религиозную философию – с теми очевидными вершинами философии, которые вообще существуют. И Пиама Павловна это делает.

Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий, концепций. И это тоже ценно. То есть это, вообще-то, необычно.

 

И, как и в случае с книгой, которую мы разбирали в прошлой нашей передаче, «Трагедия эстетизма», здесь тоже очень прозрачно, очень точно, очень выверенно рассматриваются русские религиозные философы, действительно, вспоминается знаменитый девиз Тацита «без гнева и пристрастия». То есть и без раздражения, о котором я чуть выше сказал, и, вместе с тем, без вот такого совершенно некритического восхваления, что русские философы – они для нас значимы просто потому, что они русские, они писали на русском языке, вот это мы должны чтить просто из-за самого этого факта, то есть других-то у нас нет, вот поэтому для нас это величины. Вот это две таких реакции противоположных, взаимоисключающих. А здесь – другое.

Полностью слушайте в АУДИО.

См. также:

Памяти Пиамы Павловны Гайденко

«Философия – когда что-то такое там набубнили, а я ничего не понял. Это точно не про Гайденко!». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача первая. Эфир 11 июля 2021 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru