fbpx
6+

Памяти Пиамы Павловны Гайденко

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

В программе принимает участие преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак

Тема: памяти Пиамы Павловны Гайденко

Передача первая

Эфир 11 июля 2021 г.

АУДИО

 

2 июля 2021 года скончалась доктор философских наук, член-корреспондент РАН, выдающийся отечественный философ и историк философии Пиама Павловна Гайденко.

Пиама Павловна Гайденко автор выдающихся, принципиально важных для развития отечественной мысли книг.

Среди них: «Экзистенциализм и проблема культуры», «Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Киркегора», «Философия Фихте и современность», «Эволюция понятия науки» (в 2 частях), «Парадоксы свободы в учении Фихте», «Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века», «История греческой философии в ее связи с наукой», «История новоевропейской философии в ее связи с наукой», «Владимир Соловьев и философия Серебряного века», «Научная рациональность и философский разум», «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке».

О значении трудов Пиамы Павловны Гайденко рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак.

 

 

Константин Махлак:

Я думаю, что многие, наверное, уже знают это имя, у нас были передачи, посвящённые её книгам, очень часто её книги упоминаются в разных библиографиях, если мы обратимся к каким-нибудь учебным пособиям по философии, по истории культуры даже, то, в особенности это было, может быть, лет 10, даже 20 назад, то имя Гайденко, как и имя упомянутого вами Аверинцева, встречалось достаточно часто. Это был учёный, каких было мало в эпоху, на которую пришлась её творческая активность, это 1960-е — 1970-е, скорее уже вторая половина шестидесятых годов, семидесятые годы, восьмидесятые и девяностые. В общем, и в XXI веке она написала несколько книг, очень ценная книга о времени, природа времени, представление о времени разных философов, начиная с древних и кончая современными и философскими, и научными представлениями о времени. Очень интересная, ценная книга в стиле истории идей.

 

 

Это был период достаточно драматичный в нашей истории, семидесятые годы, как раз на которые пришлось творчество Гайденко в её, можно сказать, самом активном возрасте… это период застоя. В общем, на интеллектуальном небосклоне советской эпохи, что сейчас уже, конечно, по-другому воспринимается, не так было много звёзд первой величины. Хотя надо отметить, что сейчас нет и их. И книги Гайденко всегда были совершенно особой вещью, поскольку в них всегда было очень много от философии, практически не было вот той идеологии, идеологических вкраплений, от которых уже всех тошнило в семидесятые — восьмидесятые годы. Она обладала (не совсем представляю, как это она могла делать) очень большой свободой в обращении к предметам, это была философия, например, XX века, которая у нас, в советской стране считалась буржуазной, реакционной и в целом неправильной, но она, конечно, привлекала особое внимание всех интересующихся философией.

… Пиама Павловна, вот если пролистать её книгу, которая сейчас передо мной лежит, называется «Трагедия эстетизма», там, о ужас, вспоминается Николай Бердяев, Лев Шестов… Это настоящая философская традиция, которую стоит осмыслять, изучать — это было совершенно новым.

И, кстати, она писала и о классической философии, античной и немецкой классической философии. К истории философии, к осмыслению истории философии она подходила достаточно широко. Мыслитель был, действительно, такого охвата — всей философской традиции. Но и о XX веке много, потому что именно здесь был недостаток большой вот даже просто элементарной информации, и этот запрос Пиама Павловна удовлетворяла.

 

Одна из первых ее книг – и сразу сенсация: «Трагедия эстетизма», здесь, как всегда у Гайденко, это не просто жизнеописание Киркегора, это, в общем, такая целая энциклопедия и интеллектуальной истории XIX, XX века, и связи философии с литературой, связи с немецкой классической философией, это такое целое переплетение разных сюжетов. Притом, её книги всегда обладали выдающейся прозрачностью. Сейчас, надо сказать, так уже не пишут, в особенности философское.

А вот Пиама Павловна (ну, правда, Киркегор здесь благодатный объект для её исследования) находит какую-то грань, которая позволяет относительно просто говорить о сложных, очень разнообразных вещах, и всегда все нити соединять воедино, так что читатель не запутывается, он, в общем, закрывая последнюю страницу, никто не остаётся с впечатлением, что что-то такое ему достаточно сложное набубнили, но он ничего не понял… Вот эта небольшая книга и сейчас не устарела, я думаю, что это лучшее, что написано о Киркегоре на русском языке и по сей день. Хотя здесь всего 246 страниц.

И у читателя, да, складывается такое впечатление, что Пиама Павловна Гайденко лучше понимает мысль того же Киркегора, или кого-то, о ком она пишет – лучше, короче, чем сами они это всё изложили. То есть да, это такая вот, можно сказать, конгениальность. Умение сказать просто о вещах сложных, мало того, расширить несколько изложение, то есть вплести в него дополнительную сюжетику, тоже очень ценную.

Здесь, например, есть и о Гофмане размышления очень ценные, и о Достоевском, то есть, опять же, это всё на протяжении очень такой небольшой по объему книги. И, конечно, это всё надо поместить в 70-й год, то есть какое удивление было у людей, когда они открывают книгу, видят слова: Бог, Авраам… «Рыцарь веры Авраам» — это что? Это где мы оказались?

Шпенглер, Хайдеггер – вот эти все имена, они были в то время просто как какой-то пароль, да, по которому люди друг друга узнавали.

В этом было совершенно невероятное явление – открытие новых миров.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Продолжение программы – в эфире 18 июля 2021 г. в 16 часов.

 

Как вообще устроена философия. Памяти Пиамы Павловны Гайденко

«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru