6+

Главное зло – пошлость. Как его преодолеть?

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Елена Александровна Евдокимова

Тема: литературное осмысление понятия «пошлость» в культурологии

Часть 1

Эфир: 19 ноября 2022 г.

АУДИО

 

Елена Евдокимова:

Тема возникла из опыта художественной литературы, когда я невольно соотносила и русскую литературу, и зарубежную, и опыт русской религиозной философии… и меня поразило в какой-то момент, что, с одной стороны, теме пошлости никто специально не уделял внимания, я имею в виду – из мыслителей, а с другой стороны, это, как вы сказали, явление, которое пронизывает всю нашу жизнь. И это очень страшное явление. Недостаточно отрефлексированное, недостаточно уловимое в нашей жизни повседневной. И я задалась вопросом, а когда вообще это зло… (потому что речь идет о пошлости как очень небезобидном явлении), когда это зло появилось в мире. В мире и человеческого бытия, и культуры, и вот, с одной стороны, когда оно появляется в человеке, а с другой стороны, когда оно начинает им рефлексироваться. И оказалось, что рефлексируется оно не так уж рано. То есть были времена, когда пошлость не была так актуальна, а потом вдруг она становится всё актуальнее и  актуальные, как будто она нарастает в человеке. Вот именно этот род зла.

И рефлексировать ее стали, видимо, романтики. А вот со всей точностью, со всем пережитым ужасом встречи с этим явлением – она осмысляется все-таки русской литературой XIX века. Великая русская литература XIX века, как никакая другая это зафиксировала, это изобразила. И благодаря этому человек становится чувствительнее.

Пошлость в человеке появляется как то, что разъедает его, но человек может ее даже не замечать. А литература (именно художественная литература соединяет мысль и опыт, это и психологический опыт, это и опыт интеллектуальный) это ловит, фиксирует и дает возможность тебе это в себе обнаружить. И тогда ты перед ней не беззащитен, а зло это не тотально.

Пошлость как серость, мелкость, стертость в сочетании с самодовольством – вот это самая главная черта, которая присуща любому виду пошлости. Вот такая пошлость часто человеком не замечается, а она является для человека Нового времени самой большой опасностью… Пошлость можно назвать главной  окраской зла последних веков.

 

Марина Лобанова:

Это действительно очень сложная книга, но она добавляет света в нашу жизнь. Вообще редко, когда исследователь берётся исследовать зло вот с такой целью – добавить в нашу жизнь света. Мне кажется, эта книга очень важна именно сейчас, здесь много тем, и на какие-то из них я хотела бы поговорить. Далеко не очевидные вещи есть уже в оглавлении.

 

Елена Евдокимова:

Я начну даже с названия, потому что оно несколько пугающее: «Избывая бессмертную пошлость». Ведь тема неслучайно настолько неисследована, посвящать книгу пошлости – в этом есть определенная опасность. Нельзя заявить ее в именительном падеже. Возьмет исследователь эту тему и начнет описывать пошлость во всех ее видах – и что тогда получится? Она тогда раздуется до невообразимых размеров… И, кроме того, сразу ясно, что просто неприятно будет смотреть на эту обложку. Поэтому я взяла «пошлость», во-первых, в кавычки, во-вторых, «бессмертная пошлость» – это выражение Тютчева в одном из его прекрасных стихотворений. И получилось, что уже в названии есть движение преодоления.

Человеку нужно пошлость в себе всё время преодолевать, это одна из вечных задач, если ты хочешь жить человеком.

 

 

Первая глава посвящена той почве, на которой романтики находят эту пошлость – это обыденность.

Чем человек не пошляк отличается от пошляка? Где вот эта грань? Например, мы можем с пошляком перепутать заурядного человека.

Перед пошлостью все могут оказаться беззащитны… ни творчество, ни талант, ни какие-то способности или статус не могут от нее защитить человека. Кульминацией этого принципа стало сопряжение пошлости и греха у Достоевского.

Как художник Достоевский всё доводил до предела, он сам о себе говорил: ни такта, ни меры ни имею, во всём до самого предела дохожу. Вот он – мастер обратиться к чему-то предельнейшему. И когда он изображает пошляка, он заходит в этом изображении гораздо дальше, чем даже Гоголь, который вроде считается у нас открывателем здесь, признанным Пушкиным, утверждённым Пушкиным открывателем темы пошлости. Пушкин ему сказал: только у вас я встретил такую способность сделать мелкое, пошлое таким выпуклым, что оно сразу бросится в глаза всем. Вот это действительно Гоголь схватил больше и глубже, чем любой его современник. Но у него в пошляке еще есть какая-то надежда, что, может быть, эту курочку снимешь и под ней что-то всё-таки… остатки живой души… обнаружится. То есть он изображает пошлость как ороговелость такую душевную. А Достоевский в своих пошляках выходит уже к такому пределу, когда это уже перестаёт быть просто пошлостью и становится «мерзостью запустения», становится просто разверзающимся небытием, последней бездной. То есть это уже переживание мистическое, это переживание последнего ужаса.

Достоевский лишает злодея романтического ореола и показывает, что на самом деле зло ничтожно. И вот на этой почве я говорю о пошлости и зле в их абсолютном тождестве. Встречаются они именно на небытии. То есть если ты не будешь замечать за собой этих впадений в пошлость, ты выходишь неизбежно к имитации жизни, к тому, что ты «как бы живешь», а на самом деле ты находишься в недобытии.

 

Марина Лобанова:

Кстати, сейчас в Музее Ахматовой в Фонтанном доме есть выставка «Такие вещи допускать нельзя», она посвящена первой публикации стихов Гумилева (через шесть десятилетий после его убийства). Гениальная совершенно выставка. Там представлены «письма в редакцию»… Так вот это – такая пошлость! Такой образец ее! Речь, построение текста, фразы в этих письмах… Требования и угрозы… Посетители выставки читают эти письма и … ну, с улыбкой, смеются над ними… А ведь это серьезно. Не так давно могли и расстрелять после такого письма… А их столько написано! И мы видим, что эти письма писались – и в 30-е, и в 60-е… и сейчас они пишутся. Но что потрясает – в том же «стиле». То есть пошлость, видимо, она где-то как «классика жанра» существует. Ведь все эти поколения людей не могли же где-то «изучать» как писать вот эти пошлые «письма в редакцию»… Откуда они научились писать «в том же стиле»?

А вот такая тема: пошлость и глупость. Вы в книге говорите об этом. Как они связаны?

 

Елена Евдокимова:

Связаны они так. Пошляка можно, наверное, назвать и глупцом. Но и пошлость, и глупость – трудноуловимые, трудноопределимые понятия. …  Глупость связана с пошлостью, но не обязательно. В каком случае связана? В том случае, когда это глупость и самодовольство.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Апофатика снова царит в богословии

«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО

О силе слабой теологии. АНОНС

В программе «Встреча» 11 сентября 2021 г. слушайте первую беседу с доктором философских наук Светланой Коначевой. Речь пойдет об одном из новых направлений в христианском богословии, которое получило название «слабая теология». Передачу ведет Марина Лобанова

Флоровский и Шмеман: столкновение двух величин

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и философии Константин Махлак рассказывает о книге, в которой представлена личная переписка двух выдающихся богословов и церковных деятелей. Эфир 4 июля 2021 г. АУДИО

Власть, интеллигенция, политика. Культурология трудных вопросов русской жизни

Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС

«У них нет образа будущего, поэтому они легко отдают распоряжение уничтожать прошлое»

Председатель общественной организации «Архивный дозор», основатель проекта «Военкомат», главный редактор альманаха «ГенЭкспо» Виталий Семенов в программе Марины Лобановой «Встреча» комментирует уничтожение архивов и рассказывает о программе спасения отечественной истории #СтопНожАрхив. Эфир 19 июня 2021 г. АУДИО

Репрессировать посмертно

Принят закон об уничтожении биографий более 20 миллионов советских граждан. В программе Марины Лобановой «Встреча» ситуацию комментирует юрист, генеалог, преподаватель, инициатор акции #СтопНожАрхив в рамках проекта «Архивный дозор» Наталья Сарченко. Эфир 12 июня 2021 г. АУДИО

Новомученики XX века. Церковное почитание и историческая наука

Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Были изумительные священники…»

«…отец Савва, офицер Лейб-гвардии Литовского полка, владыка Александр, Лейб-гвардии Егерского полка, владыка Роман, казак, есаул, отец Федор, Алексеевского полка, отец Стефан, Дроздовского полка, потом только штатский – отец Николай, профессор Богословского института…» Беседа с протопресвитером Владимиром Ягелло о его книге «Воспоминания. Два поколения русской эмиграции. 1920 – 2020». Эфир 26 декабря 2020 г. АУДИО

«Не судите, да не судимы будете»

Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО

Дневники русской жизни — революция, богослужение, эмиграция, война и новое поколение в церкви

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак рассказывают о дневниках Петра Ковалевского. Эфир 18 и 25 октября 2020 г. АУДИО

«Христианство и страх»

«Книжное обозрение» о книге на стыке пастырского богословия и психоанализа. Передачу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Эфир 27 сентября 2020 г. АУДИО

Апостолы для апостолов

«Место женщин в общине Иисуса было столь значительно, что даже столетия нивелирования этого факта не смогли убрать его совершенно из Евангельской вести». О книге «Иисус и женщины» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 12 и 19 сентября 2020 г. АУДИО

Богословие монархии

«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО

Как отличить человека от тролля

Фейками могут быть не только новости, но и люди. В программе «Встреча» принимает участие создатель портала «Слово богослова» Илья Илюкович. Говорим об особенностях общения в виртуальной реальности. 18 марта 2020 г. АУДИО

Изменить Церковь – значит изменить мир

«Вышла новая биография Мартина Лютера. Русский перевод монографии Эрика Метаксаса с подзаголовком «Человек, который заново открыл Бога и изменил мир» может изменить наше представление о том, как творится история Церкви». Программа «Книжное обозрение». Эфир 24 ноября 2019 г. АУДИО

«Все должны быть активными»

Продолжаем чтение документов 1930-х годов, тема нескольких выпусков – доносы и партийные чистки. Но как именно выглядели эти документы? Читаем страницы из архивов партии и пытаемся понять, что двигало людьми, которые их написали. Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные этой теме, слушайте в сентябре и октябре 2018 г. АНОНС

«Церковь не есть академия»

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак рассказывает о книге протоиерея Павла Хондзинского, посвященной русскому внеакадемическому богословию XIX века. АУДИО

Академик Панченко как глава Топонимической комиссии Петербурга

Ученик двух академиков — Лихачева и Панченко, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Евгений Германович Водолазкин вспоминает, как был вместе с А.М.Панченко на заседании Топонимической комиссии в начале 1990-х годов. АУДИО

Историческая теология протопресвитера Иоанна Мейендорфа

«У отца Иоанна было очень и очень редкое свойство – сочетать верность церковной традиции и научную честность». В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о книге протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Церковь в истории». 16 декабря 2017 г. АУДИО

«Журнал – это микрокосм»

«Бумажная культура исчезнет только вместе с культурой вообще». О жизни толстых литературно-общественных журналов сегодня рассказывает главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Эфир 7 июля 2018 г. АУДИО

Взгляд на русскую культуру человека Золотого века

В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о подготовленной ими к изданию книге протопресвитера Александра Шмемана «Основы русской культуры». 16 декабря 2017 г. АУДИО

Как благочестие погубило империю

«Крупнейший современный историк Русской Церкви – американец». Павел Рогозный о Грегори Фризе. Программа «Книжное обозрение» посвящена книге «Губительное благочестие: Российская церковь и падение империи». Эфир 14 августа 2022 г. АУДИО

Отец Александр Шмеман. 100 лет со дня рождения

Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО

Секрет успеха христианской веры

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак рассказывает о книге Барта Эрмана «Триумф христианства». Эфир 1 и 8 ноября 2020 г. АУДИО

«А что на самом деле говорил Иисус?»

В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о книге Иоахима Иеремиаса «Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса». АУДИО

«Византийские толкования VII-XV веков на Божественную литургию»

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак рассказывает о книге Рене Борнера, посвященной истории византийской литургики. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru