Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гости: Елена Юрьевна Дорман и Егор Юрьевич Агафонов
Программа записана в декабре 2017 года
АУДИО
Тема программы – выход книги протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Церковь в истории».
Егор Агафонов:
«Отец Иоанн Мейендорф – последний представитель знаменитой парижской школы богословия, хотя самую значительную часть жизни провел в Америке. Это уникальный церковный ученый с широчайшим кругом интересов: богослов и церковный историк, он занимался историей исихазма, он делал переводы с греческого, он писал о церковной канонике, о православной экклезиологии, занимался Византией, занимался историей Русской Церкви и ее взаимосвязями с греческим миром. Сейчас немного есть людей, которые могут похвастаться такой эрудированностью в самых разных областях церковной науки».
Сборник статей отца Иоанна Мейендорфа по церковной истории впервые выходит в России. Но нет ли опасения, что эти материалы несколько устарели?
Егор Агафонов:
«Нам всегда кажется, что несмотря на определенное научное устаревание этого материала, которое, несомненно, есть, все равно публикация этих текстов для всех нас очень важна. Во-первых, отец Иоанн писал свои статьи достаточно популярно. И у отца Иоанна было очень и очень редкое свойство – он сочетал в своем подходе чувство подлинной церковности, то есть он жил внутри церковной традиции, традиции церковной мысли, с другой стороны, он был настоящим исследователем, настоящим ученым. Он сочетал научную честность и верность церковному преданию».
Елена Дорман:
«Отец Александр Шмеман и отец Иоанн Мейендорф – очень разные. Отец Александр больше всего любил живое слово, он размышлял во время речи, он был блестящий лектор. А отец Иоанн, скорее, тип такого кабинетного ученого, который сидит со всякими источниками, он составлял очень подробные лекции со ссылками, с выверенными цитатами. А во взглядах на историю Церкви они очень близки, они единомышленники».
Егор Агафонов:
«Исследователи назвали стиль мышления отца Иоанна «историческая теология». Это как раз подход к богословию, который основан на истории. Когда любой текст воспринимается не оторвано, а исходя из исторического контекста».