«Церковь не есть академия»

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Андреевич Махлак

Тема: книга протоиерея Павла Хондзинского «Церковь не есть академия»

АУДИО

В аннотации к книге говорится: «Монография «“Церковь не есть академия”: Русское внеакадемическое богословие XIX века» посвящена истории и анализу богословских трудов и идей представителей светского общества, не имевших духовно-академического образования, но стремившихся тем не менее выразить свое понимание важнейших догматов Церкви. Среди них такие известные философы и писатели, как А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев и другие. Несмотря на огромное количество посвященных этим авторам научных работ, попытка представить их богословское наследие как целостное и взаимосвязанное явление, обусловленное общим генезисом и контекстом, на страницах монографии предлагается читателю впервые. Книга адресована всем интересующимся историей русской духовной традиции, русского богословия, русской философии и культуры».

Автор книги – протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой практического богословия.

 

Марина Лобанова:

В отзывах на книгу много восторженных слов. Я даже нашла такую оценку: эта монография – первая попытка осмыслить богословие мирян. И даже: это первая попытка научного осмысления православного богословия Синодального периода.

 

Константин Махлак:

Замысел вынесен уже в название – «внеакадемическое богословие». То есть неформальное, неофициальное.

 

Марина Лобанова:

А какая разница – официальный ты богослов или неофициальный. Богословие – оно либо есть, либо нет.

 

Константин Махлак:

Это важно, во-первых, для самосознания авторов. Часто это литераторы, вспомним Гоголя и Достоевского. Они – русские внеакадемические богословы.

 

Марина Лобанова:

А богословы ли они?

 

Константин Махлак:

Это тема для обсуждения.

 

Марина Лобанова:

А не возникает проблемы: «я не учился, но я скажу»?

 

Константин Махлак:

Это стало притчей во языцех: свое мнение про футбол и про Бога каждый может высказать.

 

Марина Лобанова:

Академическое и внеакадемическое богословие – значит, они разные? А разве они не об одном должны говорить? Например, преподает человек в академии, читает Хомякова и Достоевского и вырабатывает на их основе свое представление. Как тут можно разделить – академическое это или внеакадемическое? Разве это не единый процесс?

 

Константин Махлак:

В XIX веке это не так. Эти сферы сильно разделены. Есть люди уполномоченные, а есть ротмистр Хомяков… А Хомяков – первый в нашей традиции задался вопросом: а что такое Церковь?

 

Марина Лобанова:

А академическое богословие не задавало такого вопроса?

 

Константин Махлак:

Считалось, что здесь нет проблематики. А в научной деятельности важно осознать проблему.

 

Марина Лобанова:

Примерно год назад у нас был шквал вопросов от аудитории: что такое Церковь? И выяснилось, что люди действительно не понимают, что такое Церковь.

[ссылка]

 

Константин Махлак:

А вопрос Алексея Степановича – что такое Церковь – прозвучал мощно.

 

Марина Лобанова:

Так он до сих пор и звучит мощно. А ответ на него?

 

Константин Махлак:

Хомяков сделал попытку на него ответить. И в книге протоиерея Павла Хондзинского подробно рассматривается, как он в эту тему вошел и как он там наломал дров, конечно же.

 

Марина Лобанова:

Жанр книги – изложение, пересказ взглядов взятых для рассмотрения авторов?

 

Константин Махлак:

Нет, это по-настоящему научный труд. Автор далек от начального уровня, где надо познакомить с основными концепциями. Но по книге видно, что автор – преподаватель, так что автор берет на себя труд систематизировать взгляды своих героев.

 

Марина Лобанова:

А у автора книги есть своя концепция, свой взгляд, оригинальные выводы?

 

Константин Махлак:

Да. Здесь есть свой взгляд на мирянское богословие. Здесь нужно сделать оговорку: у нас это звучит даже несколько уничижительно: внеакадемическое, мирянское. И отец Павел берет немецкий термин. Мы знаем, что есть термины для определения мирян: миряне – в противоположность клирикам – космики (по-гречески), а есть еще лаики. Лаос – это гораздо более насыщенное и важное обозначение – это народ Божий (и миряне, и клирики, то есть – все христиане). Лаос – это новый Израиль, Церковь. И именно в этом смысле отец Павел берет немецкий термин – это богословие народа Божьего. Уже некоторая есть богословская идея в самом представлении об этом богословии народа Божьего. Здесь заложена экклезиологическая идея, что дар богословия касается всех, абсолютно всех. Это дин из даров Пятидесятницы.

Специфика нашего интеллектуального и духовного пути здесь очень интересно отражена. У нас писатели стремились быть учителями, наставниками. Гоголь – стремится быть наставником и духовенства в том числе. А начало берется даже раньше того периода, который хорошо нам известен и хорошо отражен в литературе – связан он с западниками и славянофилами. Да, все знают, кто такой Хомяков и чем он знаменит. А здесь берется и более ранний период – вторая половина XVIII века, богословие эпохи Александра I. Здесь – ряд имен, достаточно слабо представленных в исследовательской литературе. Во-первых, это русские масоны, Лопухин и Лабзин. Автор внимательно рассматривает их взгляды на Церковь, на ряд других немаловажных богословских проблем. Далее – это Смирнов, Станевич, Стурдза (которого Хондзинский мыслит предшественником славянофилов). Их наследие и влияние мало изучено.

А влияние заметно – у Хомякова, скажем, это тема внутренней и внешней Церкви.

 

Слушайте в Архиве вещания:

 

29 января 2017

16:00 «Богословие и  богослужение»

 

5 февраля 2017

16:00 «Небесные посредники. Иудейские истоки ранней христологии»

 

12 февраля 2017

16:00 «Пути православного богословия на Запад»

 

19 февраля 2017

16:00 «Церковь и постмодернизм»

 

26 февраля 2017

16:00 Князь Е.Н. Трубецкой. Воспоминания о гражданской войне

 

12 марта 2017

16:00 «Ранние мученичества»

 

Слушайте на сайте:

АУДИО

«Игнатий Антиохийский. Епископ-мученик и происхождение епископата»

Наверх

Рейтинг@Mail.ru