6+

Секрет успеха христианской веры

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Андреевич Махлак, преподаватель Института богословия и философии

Книга: Барт Эрман. «Триумф христианства»

Эфир 1 и 8 ноября 2020 г.

АУДИО

Книга имеет подзаголовок: «Как запрещенная религия перевернула мир».

«Триумфальная христианизация Римской империи стала величайшей исторической победой когда-то запрещенной религии, приверженцев которой преследовали и подвергали мученической смерти. Новая книга всемирно известного исследователя Библии и историка раннего христианства Барта Эрмана — это описание того, что произошло, когда церковь слилась с имперской властью», — пишут издатели в аннотации.

Но на самом деле книга в увлекательной публицистичной форме знакомит читателя с новейшими исследованиями истории более раннего периода — периода раннего христианства, условий миссии апостолов и первых христиан в условиях враждебной к ним машины римской цивилизации, а также рассказывает о политических мотивах и внутренних личных убеждениях первого императора-христианина — Константина Великого.

Все это — еще не рассказ о победе христианства в мире, еще не триумф, но попытка собрать научно обоснованные детали в истории христианской миссии, которые не только способствовали этому триумфу, а, по мысли автора, стали прямой и вполне объяснимой его причиной.

К.А. Махлак:

«Проблема уже обозначена в заголовке — «как запрещенная религия перевернула мир», как горстка провинциальных проповедников из далекой Палестины, через три столетия после событий всем хорошо известных, стали основателями мировой религией. Как христианство стало мировой религией за очень краткий срок — вот этот вопрос обсуждается: секрет успеха. В чем секрет такого успеха христианства? И, в общем, Эрман, как кажется, достаточно объективно постарался представить для нас все условия этого. Он и персоналистический подход предлагает, рассматривая биографии двух ключевых фигур — апостола Павла и императора Константина.

Думаю, для многих читателей будут новыми те сведения, те подробности, которыми богато изложение Барта Эрмана. Достаточно подробно автор рассказывает о миссионерской стратегии апостола Павла.

Нам сложно представить, как один человек смог обратить такое количество людей в разных городах. А, действительно, какова же была его миссионерская стратегия? Конечно, он приходил в синагогу. Но в синагогу можно было прийти разве что один раз, затем — и об этом нам сам апостол Павел рассказывает — могло это закончится не очень хорошо, несколько раз Павла жестоко избили, когда он попытался проповедовать в синагоге.

Эрман пишет, что миссия, скорее всего, была связана с профессией апостола Павла…»

Много внимания в книге уделяется религиозному и философскому контексту времени. Какова была языческая религиозность в эту эпоху? Действительно ли языческая религия отжила свое естественным образом и христианство просто заняло «пустующую нишу»? Было ли христианство причиной «падения Рима», как об этом писали уже в 19 веке? Был ли искренне верующим император Константин, или он использовал христианство в своих политических целях?

«Константин получил хорошее образование, но профессиональным интеллектуалом не был. Тем не менее он излагает свои религиозные взгляды и ясно дает понять, насколько им привержен и как тесно они в его сознании связаны с его политическими целями. Важно всегда помнить, что люди древности, будь то язычники, иудеи или христиане, не проводили четкой границы между религиозным и политическим. Возможно, им даже сложно было бы понять разницу», — пишет Эрман.

«Очень важно помнить, что еще до своего обращения Павел был ярым апокалиптиком», — такие уточнения, замечания, действительно бывают очень важны и полезны для понимания хода рассуждений библеиста.

К.А. Махлак:

«Барт Эрман в своей книге ссылается на работу Артура Дарби Нока «Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина». Тоже такой момент, который не всегда приходит в голову, когда мы размышляем о теме зарождения христианства, распространения христианства, что в языческой религии не существовало обращения. Религиозная сфера была устроена совсем иначе, чем мы ее представляем сейчас. Язычник (опять же — квалификация, возникшая уже в христианский период), человек традиционной религиозности, инклюзивной религиозной традиции, он никогда не выбирал веру. Если он обретал какое-то новое религиозное представление, он его просто прибавлял к уже существующей практике, то есть в религии нет никакого противоречия. И только иудеи и христиане считали иначе. Их позиция — позиция эксклюзионизма. То есть только один Бог истинный Бог, остальные боги — неистинные и даже бесы. А для языческого сознания и такой проблемы не было, выбора веры, и не было темы обращения в какую-то религию. И религиозность античности и Рима не знала религии убеждений, то есть вполне допустимо, что у людей разные представления о богах или вообще никаких представлений — догматов не было в этой сфере в принципе. А нам сегодня это уже трудно понять, как такая религиозность может быть — религия без убеждений. Все античные культы — исключительно ритуалы, исключительно практики. Воззрения были не важны. Мало того — и этика не относилась к сфере религии. Этику в сферу религии поместят, вслед за иудеями, христиане. И это настоящий переворот в античном мире».

Полностью слушайте в АУДИО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru