Игнатий Богоносец как новатор понимания епископского служения

Игнатий Богоносец

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Андреевич Махлак, преподаватель Института богословия и философии

Книга: «Игнатий Антиохийский. Епископ-мученик и происхождение епископата». Автор – Аллен Брент

АУДИО

Аллен Брент книга 1

К.А. Махлак:

Ничего подобного – по детальности, по пафосу утверждения роли епископата, миссии епископа – мы до Игнатия Антиохийского не встречаем. Какие были раннехристианские тексты? Например, «Дидахе» – там мы находим упоминание о епископах, но это такое краткое замечание, в стиле апостола Павла: епископами не пренебрегайте, избирая кандидата в епископы – выбирайте достойных людей, – вот, собственно, и всё. Но зато значительно больше внимания уделено пророкам.

 

Можно вспомнить священномученика Илариона Троицкого, его знаменитую диссертацию «Очерки из истории догмата о Церкви», где Игнатию Богоносцу уделено много места, это один из ключевых авторов, наряду к Киприаном Карфагенским.

 

Оба этих раннехристианских автора, епископа-мученика – и Игнатий, и Киприан – будут героями исследования по экклезиологии выдающегося русского богослова протопресвитера Николая Афанасьева. Мало того, его концепция евхаристической экклезиологии в значительной мере построена именно на Игнатии Антиохийском.

 

Но если Николай Афанасьев появление в Церкви епископов связывает с такой эволюцией пресвитерского служения, то Аллен Брент говорит, что здесь была не эволюция, а, можно сказать, революция – в случае Игнатия Богоносца. Потому что он епископское служение вознес на тот уровень, на котором оно никогда до этого не воспринималось.

 

Игнатий Антиохийский

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru