6+

Апостолы для апостолов

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

О книге Ричарда Бокэма «Иисус и женщины» рассказывает Константин Андреевич Махлак, преподаватель Института богословия и философии

Эфир 6, 13 и 20 сентября 2020 г.

АУДИО

 

часть 1


часть 2

КНИГА
Richard Bauckham
Gospel Woman. Studies Of The Named Women In The Gospels

Константин Махлак:

«Все мы знаем про жен мироносиц и о роли женщин в вести о воскресении, но даже вот этот очень важный и значимый эпизод, когда женщины стали апостолами для апостолов, он, в общем, является лишь эпизодом, и далее, свидетельство о воскресении, которое от женщин передалось апостолам, этот эпизод, яркий и значительный, затмевает в нашем сознании.

 

 

Бокэм раз за разом концентрирует наше внимание на этих кратких, но очень значительных эпизодах, и помогает нам, опираясь на научную эрудицию и достаточно изощренный научный метод, вот из тех крупиц сведений, которые до нас дошли, создать общее видение этой темы. Он, впрочем, достаточно убедительно объясняет, а почему так мало об этих женщинах известно, почему так редки упоминания о них, хотя, опять же, вспоминая эпизод вести о Воскресении, их роль так важна. Несмотря на то, что роль женщин в апостольском движении, в окружении Иисуса Христа была очень большая, и в свидетельстве раннем, в раннехристианской проповеди также, но все-таки обычаи, традиции патриархального общества (и иудейского, и греко-римского) препятствовали сохранению памяти об этом служении. То есть раннехристианская практика заходила в признании равенства (назовем это так) мужчин и женщин — в деле служения и проповеди Христа распятого и воскресшего — гораздо дальше тех представлений о роли женщины, которые существовали в тех патриархальных обществах, в которых проповедовалось Евангелие. Для более поздних авторов эта странная, на взгляд среднего обывателя, даже христианина, роль женщины была непонятна, и позднейшие комментаторы пытались ее, надо сказать прямо, преуменьшить (чего стоит только эпизод с апостолом Юнией из Послания к Римлянам, которую переделали позднейшие переписчики и комментаторы из женщины в мужчину).

Фрагмент Послания к Римлянам, глава 16:

Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. … Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. … Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. … Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых».

 

О женщинах в раннем христианстве известно, в общем, мало. Ричард Бокэм открывает этот неизведанный материк — роль и значение женщин в окружении Иисуса Христа и в раннем христианстве.

Бокэм посвящает отдельную главу Иоанне, жене Хузы, одной из женщин, содержавших на свои деньги апостолов. То есть понятно, что апостолы уже не занимались своими ремеслами, которыми они занимались до призвания, они не работали, а это значит, кто-то должен был их кормить-одевать, мало того — кто-то должен был помогать их семьям (когда мы читаем Евангелие, нам не приходит в голову этот вопрос). И автор подробно исследует — как это вообще было возможно, чтобы женщина, замужняя, не дома сидела, а странствовала, да еще распоряжалась деньгами, и кто такой Хуза и как он это вообще допустил?

Интересное исследование Бокэма касательно имен: их традиционность, их частота, и даже географическое распространение. Исследование имен, встречающихся в Священном Писании, также важно и интересно, как и библейская топонимика.

Гипотеза Бокэма, что Иоанна и Юния — одно лицо, также интересна, но это уже, скорее, такая научная беллетристика.

Надо сказать, что женщинами в Новом Завете интересовались и раньше, Бокэм на эти исследования указывает, в чем-то он их критикует, в чем-то их выводы принимает. Привлекает Бокэм и своим в хорошем смысле научным педантизмом. Может быть, иногда среднестатистическому читателю такие работы кажутся слишком скучными. Но чем хороша научная работа — она учит критическому мышлению, она учит мыслить. И даже в отношении Священного Писания, а, может быть, особенно в отношении Священного Писания, наука помогает нам понять, что именно сказано, зачем и почему. Помогает больше, чем более распространенный нравоучительный подход. Потому что все-таки всякого рода нравственная прагматика — она всегда связана со своим временем. А здесь делается попытка понять изначальный, аутентичный смысл.

Нужно понять новизну ситуации. Потому что Бокэм видит вообще в факте женского служения, которое представлено в Евангелии (а он настаивает на том, что здесь мы видим первый и исключительный в древней письменности факт выхода женщин на передний план, и это следствие самой проповеди Иисуса Христа), исполнение слов «последние станут первыми».

Мф 19, 30
Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Мк 10, 31
Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Лк 13, 30
И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

 

Бокэм пытается доказать, что то немногое, что осталось, это отголосок, иногда очень робкий и последующей традицией смягченный или вообще вычеркнутый из истории, отголосок очень большой роли женщин в раннехристианской общине и вообще движении, которое возникло вокруг Иисуса Христа.

Не могли многие принять ту новизну, которая была в Евангелии. В библеистике это называется изменение статуса: последние станут первыми, то есть все изменится. Изменение статуса касалось и гендерных ролей. В патриархальном обществе, понятно, глава семьи мужчина, мужчина все решает, а женщина ему подчиняется. Но весть Иисуса Христа о том, что последние станут первыми, касалась и этого тоже. То есть надо думать, главенствующая роль мужчины если не будет упразднена вообще, то ему придется сильно подвинуться. Чтобы христианство стало преддверием Царства Бога, придется эту патриархальную схему пересмотреть, потому что в Царстве все будет иначе.

Но здесь надо учитывать, что вопрос положения женщин не казался центральным, особенно когда речь идет о более важных вещах. Гендерное равенство, вопрос положения женщин в обществе — это периферия религии, так как это касается отношений между людьми, а не отношений человека и Бога. И вот такие периферийные вопросы даже в общине апостолов была склонность решать традиционным образом.
Здесь можно сравнить этот вопрос с вопросом о рабстве. С одной стороны, никакого рабства в принципе не должно быть, и как может быть раб христианин у христианина? С другой стороны — христиане не меняют социальные отношения. И у апостола Павла тут двойственность в его посланиях есть — это и невозможно, это и пусть остается как есть.

Кстати, одним из аргументов критика христиан Цельса было то, что в христианских общинах большую роль играют женщины. А кто такие женщины? Глупые взбалмошные существа, разве могут они управлять? Им сами нужен руководитель, а тут они руководят. Ну и ясно из этого, что христиане не заслуживают никакого доверия.

И вот Бокэм в процессе своей реконструкции раз за разом выясняет и показывает, что вот такие патриархальные предрассудки как иудейской среды, так и греко-римской культуры, христианством были отвергнуты.

Книга Бокэма помогает полнее понимать Священное Писание. Тем более, что это не только научный, но и христианский взгляд (а надо сказать, что, в отличие от Бокэма, многие современные ученые-библеисты нерелигиозны).

Полностью слушайте в АУДИО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru