fbpx
6+

Философы о Пушкине

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Андреевич Махлак, преподаватель Института богословия и философии

Книга: «Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — XX век»

Эфир 15 ноября 2020 г.

АУДИО

Три тайны Пушкина — тайна творчества, тайна духа и тайна личности — отмечает в предисловии к этому сборнику Рената Гальцева.

Среди авторов — Владимир Соловьев, Василий Розанов, Сергей Булгаков, Владимир Ильин, Петр Струве, Иван Ильин, Георгий Федотов, Петр Бицилли, Василий Зеньковский, Владимир Вейдле, Семен Франк, Федор Степун и др.

К.А. Махлак:

Это очень хорошее собрание статей, эссе, посвященных творчеству А.С. Пушкина. Хороший подбор авторов — благодаря, конечно, составителю Ренате Александровне Гальцевой, она же здесь автор предисловия, которое имеет смысл прочитать как некое резюме осмысления Пушкина русскими философами.

Увидеть в пушкинском творчестве интеллектуальный подтекст — достаточно интересная задача, но еще и потому, что его приходится реконструировать исследователям творчества Пушкина, и тут, конечно, каждый вносит свое понимание. А вот когда перед нами целая подборка статей, то в сознании читателя что-то такое достаточно цельное уже вырисовывается. Что же является философией, метафизикой Пушкина? Какие темы его интересуют? И как вообще может быть реконструировано его представление о ключевых темах философии — бытие, мир, Бог, человек. И, конечно, судьба России.

И каков же ответ Пушкина его современникам, русским философам, которые эти темы также осмысляли? В том числе — каков ответ Пушкина Чаадаеву? Какое место Пушкин занимает в от в этом споре — славянофилов и западников?

Мы сегодня не избалованы такой литературной критикой, у нас, как правило, в голове сидит такое советское литературоведение, которое препятствует и в значительной степени блокирует понимание пушкинского слова, пушкинской поэзии в какой-то более продвинутой и значимой перспективе.

Философы видят в Пушкине философа, своего собрата, или, можно сказать, своего предшественника. В России произошло иначе, чем это было обычно: философия развивалась из литературы. Это наша особенность.
Пушкин интересовался проблемой человеческой личности, загадкой человеческой личности. К его мысли применима известная философская формула «познай самого себя». Познай себя — кто ты такой и в качестве человека, и в качестве гражданина своей страны. А Пушкин, можно сказать, создал для нас Россию. Мы смотрим на Россию и видим ее такой, какой ее описал Пушкин.

Пушкинская тема — это тема самостояния и тема свободы. А самостояние и является свободой, только самостоящий человек свободен. Здесь достаточно интересный сюжет, который очень интересовал Пушкина — самозванчество.

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru