fbpx
6+

Доказать Бога

«Книжное обозрение»

В программе принимает участие Константин Андреевич Махлак

Ведет программу Марина Лобанова

Книга: Стивен Дэвис. «Бог, разум и теистические доказательства». Издательство «Наука». Серия «Философская теология: современность и ретроспектива». 2016

Эфир 26 июля 2020 г.

АУДИО

В книге на классическом и новом материале представлены традиционные доказательства существования Бога (онтологическое, космологическое, «от замысла», «от религиозного опыта», моральное). А также предлагаются новые интерпретации проблемы доказательства бытия Бога.
Стивен Дэвис принадлежит к числу аналитических философов религии и теологов. Это актуальное направление современной философской и богословской науки.

Среди аналитических философов религии можно назвать имена: Ричард Суинберн, Алвин Плантинга, Элеонор Стамп, Джон Хик, Чарльз Талиаферро, Уильям Крейг…

Стивен Дэвис занимается философской теологией в Клермонт Маккена Колледже в Калифорнии, где является профессором.

Марина Лобанова:

— Константин Андреевич, так можно ли каждому и всем доказать на основаниях разума, что Бог есть?

Константин Махлак:

— Да, но не все люди согласятся, что они разумны.

 

Во введении к книге (изданной в 1998 году) автор пишет: «Эта книга посвящена доказательствам существования Бога. Разработка такого рода доказательств — древняя и уважаемая традиция в рамках дисциплины, известной как философия религии. Насколько нам известно, эта традиция берет свое начало в древнегреческой философии (т.е. около 2500 лет назад) и продолжается по сей день.

Разработка теистических доказательств является частью того начинания, которое называют естественной теологией. Естественная теология — это попытка прийти среди прочего к убедительным выводам о существовании и природе Бога, основываясь только на силе человеческого разума. Естественная теология задействует такие познавательные способности, как данные опыта, память, интроспекция, дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение (включающее, на мой взгляд, вероятностное и аналогическое), а также достижение лучшего объяснения. Естественная теология противопоставляется богооткровенной теологии, которая представляет собой попытку прийти среди прочего к убедительным выводам о существовании и природе Бога, основываясь на утверждениях, которые, как предполагается, открыты нам Богом, или на событиях, которые, как кажется, открывают нам нечто о Боге.

Очевидно, что естественная теология имеет большое значение для тех, кого волнуют вопросы о существовании и природе Бога и кто отрицает саму идею богооткровенной теологии. Однако для тех, кто считает, что Бог открыл нечто людям (например, для большинства иудеев, христиан и мусульман), естественная теология имеет вторичное и вспомогательное значение. Для них вопрошание о теистических доказательствах становится факультативным. С другой стороны, вполне можно утверждать, что большинство философов, предлагавших теистические доказательства, также считали, что богооткровенная теология имеет по крайней мере некоторое значение. То есть большинство из них считало, что Бога можно познать не при помощи теистических доказательств, а как-то иначе.

Одна из самых интересных особенностей этого начинания состоит в самой продолжительности попыток доказать существование Бога. Одну из версий доказательства существования Бога, называемого сегодня космологическим, мы обнаруживаем в книге X «Законов» Платона (IV в. до н.э.). Начиная с этого времени философы постоянно уделяли много времени и затрачивали много усилий рассмотрению различных попыток доказать существование Бога. Доказательства, называемые нами онтологическим, космологическим, телеологическим и моральным, а также доказательство от религиозного опыта восхищали философов почти любых убеждений и даже многих из тех, кто не проявлял никакой особой заинтересованности в религии или философии религии. Эта увлеченность продолжается и в XX в.: за прошедшее столетие было написано множество книг и сотни статей, посвященных теистическим доказательствам. Можно утверждать, что обсуждение вопроса о существовании Бога является предметом страсти философов религии XX столетия».

Среди тем книги мы находим такие главы: «Что понимается пол теистическим доказательством?», «Онтологическое доказательство», «Теистические доказательства и религиозный реализм», «Космологическое доказательство», «Теистические доказательства и фундаментализм», «Доказательство от замысла», «Религиозный опыт», «Альтернативы теистическим доказательствам».

Стивен Т. Дэвис ; пер. с англ. К.В. Карпова; науч. ред. В.К. Шохин ; Ин-т философии РАН ; Общество христианских философов. М.: Наука, 2016.

Эта книга будет интересна всем, кто интересуется современным богословием и философией. Также она необходима при изучении предмета «Основное богословие» в духовных учебных заведениях.

Константин Махлак:

«Ситуация современности и XX века чем характерна — в интеллектуальном плане, в плане религии и богословия — тем, что в XX веке очень многие авторы, это был такой мейнстрим и в философии и в теологии, почти отказались от рационального представления о Боге — как о мировом разуме, как о причине всего существующего (тоже рациональной, то есть если мир устроен рационально, значит, и причина его рациональна). А именно это утверждалось 2 тысячи лет христианской философией. Христианская теология очень рано связала свою судьбу с философией, с греческой философией, с античной философией и ее рационализмом. Язык христианского богословия (кто богословие изучал, тот знает) — это тот же язык, на котором говорили философы. Не в смысле греческого языка, а в смысле понятий, терминов. Соответственно, с помощью этих понятий была создана вся система христианского богословия. И то, что касается Бога, и то, что касается учения о мире, о человеке. О чем это говорит? О том, что христианский опыт, выраженный в теологии, это опыт рационализированный, опыт рациональный. Это была мощная прививка рационализма, и вплоть до XX века никто в этом не сомневался. И вот в рациональности стали сомневаться вообще как в таковой…»

Полностью слушайте в АУДИО.

См. также:

«Книжное обозрение» рассказывает о книгах

Энтони Флю. БОГ ЕСТЬ

Дэвид Бентли Харт. БОГ. НОВЫЕ ОТВЕТЫ У ГРАНИЦ РАЗУМА

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru