fbpx
6+

«Когда человек обратился»

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Андреевич Махлак

Книга: А.Д. Нока «Обращение»

Эфир 22 ноября 2020 г.

АУДИО

К.А. Махлак:

Эта тема пересекается с проблематикой XX века — XX век стал временем обращений. Поскольку ситуация, скажем, поздней античности и начала XX века в чем-то совпадала — старая вера ослабевала, появлялись новые верования, и многие люди переходили «от старых нарративов к новым», обращаясь в новые веры — уже не религии, а идеологии.

Нок в этой связи интересен. Не то чтобы он имея в виду современность пытается найти корни в далеком прошлом, но резонанс виден — современность резонирует в сюжетах поздней античности.
Он, конечно, пишет в основном об обращении в христианство. Дело в том, что (и это Нок в своем исследовании достаточно подробно описывает) и иудаизм, и христианство были принципиально новыми религиями, очень сильно отличавшимися от того, что под религией подразумевалось в Древней Греции, в Древнем Риме. Мы отчасти уже об этом говорили в связи с книгой «Триумф христианства».

Религия в античности — это практически только культ, то есть богослужение, выражавшееся в жертвоприношениях, в гаданиях… А сама по себе религиозная практика не была никаким образом централизована и не была связана ни с какими религиозными представлениями. Мы-то мыслим как: если древние греки верили в Афину Палладу, а римляне в Минерву… то есть у них были представления о том, кто это такие — во что верим? Но… Языческая политеистическая религиозность Греции и Рима — это не религия убеждений, не религия мировоззрения. И вот это нам сегодня уже трудно себе представить. Но это так. Такого понятия, как «языческое мировоззрение» — его в принципе не существовало. А вот христианство — оно потребовало от обращенных определенного мировоззрения, потребовало убеждений, и готовности идти на серьезные жертвы ради этих «религиозных убеждений». Древний мир вообще не знал такой постановки вопроса. И христианство это изменило. И изменило этим мир, его дальнейшую историю.

В древнем мире главное — ритуал. И вот это надо понять — он никак не связан с убеждениями (для древних римлян, для язычников).

А где в древнем мире существовал вопрос о мировоззрении человека? В философии. И вот тут — да, тут речь шла именно об обращении. И обращение именно в философском понимании требовало отречения от своих прежних представлений (так у Сократа). «Я знаю, что я ничего не знаю» — знаменитая фраза Сократа именно об этом.

Всю эту ситуацию можно охарактеризовать как «новую сложность человека». И Нок достаточно много об этом пишет. Это и эллинистическая литература — роман, который описывает сложную ситуацию человеческого существования. Именно здесь мы встречаем тему развития человека. Вообще, то, что человек может развиваться — эта мысль довольно поздно появляется. То, что человек способен раз за разом, через какие-то жизненные коллизии, обретать новый уровень самосознания, обогащаться опытом — это появляется в эллинистическом романе.

Обращение предполагает радикальный переворот. И обращение может быть там и тогда, когда человеку есть от чего отказываться, есть что менять в своей жизни.

Полностью слушайте в АУДИО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru