Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»
Гость: Анна Валентиновна Конивец
Тема: книга «Полина. Переписка пушкинского времени, найденная в Зимнем дворце»
Эфир: 4 и 11 мая 2025 г.
АУДИО
Марина Лобанова:
Наверное, у каждого человека, который чем-то интересуется, что-то любит, есть полочка лучших книг на эту тему. И вот для тех, кто любит Петербург и историю России петербургского периода – новая книга, которая тоже должна войти в этот ряд лучших, образцовых книг о Петербурге. О книге я попрошу рассказать автора.
Анна Конивец:
Это редкость – в наше время обнаружить такое количество подлинных писем, датированных 1835 годом, то есть ещё при жизни Пушкина, это, конечно, большая удача и совершенно что-то удивительное. Потому что когда даже какая-то одна записка находится, написанная кем-то из ближайшего окружения Пушкина, то это уже событие. А здесь вот так среди мусора во время ремонта была найдена пачка писем. После исследования это оказалось архивом Прасковьи (Полины) Арсеньевны Бартеневой, знаменитой певицы XIX века, может быть, самой известной в своё время, придворный певицы, фрейлины императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I.
Марина Лобанова:
В каком месте были найдены эти письма?
Анна Конивец:
Посетитель Эрмитажа туда не доходит, это наверху совсем, над третьим этажом, где флагшток, вот примерно там под полом они и были найдены. Когда шел ремонт, рабочие вскрыли полы и увидели какие-то бумаги. У нас никогда ничего не выбрасывается, даже какая-то пачка от старых папирос или конфета, спрятанная в бальном платье…
Письма были испачканы, но довольно хорошо сохранились за исключением каких-то фрагментов, и, в принципе, читались. Самое сложное было – разобрать почерк. На французском часть текста и часть – на русском, и написанное на русском разбирать сложнее всего. Почерк у Полины был ужасный, знаков препинания мало, вместо запятых – тире. Иногда во французском тексте были совершенно непонятны какие-то слова, пока не догадались, что это русские слова, написанные латиницей, а были еще и сокращенно написанные фамилии… Некоторые письма с подписью, некоторые – без подписи.
Там очень много бытовых подробностей, что для нас сейчас очень интересно. Ведь долгое время у историков считалось, что вот эта каждодневная рутина – не важна. А здесь описываются именно подробности каждодневной жизни: какой шёлк привезли, что ели на обед, чем угощали во время бала, какие «конфекты» и засахаренные фрукты, кому она одолжила свою шаль, кого куда пригласили… Потом, конечно, московские светские новости, потому что семья Бартеневых была московская, такой набор светских сплетен: кто как одет, кто что про кого слышал, какие помолвки, какие свадьбы. Особенно письма отца Полины отличаются обилием подробностей.
Марина Лобанова:
Найденные под полом – их стали называть «подпольные письма»…
Анна Конивец:
Да, между собой мы их так называем. И начались совпадения… Знаете, когда потянешь за ниточку – и сразу на свет выходит какая-то целая история. Там были записки, подписанные княгиней Натальей Голицыной, это оказалась внучка «пиковой дамы», Наталья Степановна Голицына, урожденная Апраксина. И в Публичной библиотеке, теперь Национальной библиотеке, в рукописном фонде удалось мне найти письмо, подписанное как раз Натальей Голицыной, адресовано оно Александру Николаевичу Оленину, подпись полностью совпала с нашей подписью, и уже сомнений не было, кто это написал. Еще интересный такой момент: в одном из писем матушка Полины описывает, как она гуляла с другими дочерьми, с младшими, по Английской набережной, и они наблюдали, как отходит пироскаф (то есть небольшой пароходик). Там была контора этих пироскафов, пристань на Английской набережной. Как правило, путешественники добирались на нем до Кронштадта, а там пересаживались на большое какое-нибудь судно и дальше уже отправлялись в какое-то более дальнее плавание. И вот Федосья Ивановна Бартенева описывает дочери это событие, называет массу фамилий разных людей, кого она там увидела. И оказалось, что Варвара Репнина, автор очень интересных воспоминаний, записала в своем дневнике 1835 года, как она садилась на этот пироскаф и отправлялась в путешествие. Она не знала, что в это самое время, когда она сделает запись – в своем дневнике, – за ней кто-то наблюдает и тоже это опишет – в своем письме. И вот почти через 200 лет у нас – оба эти описания одного дня в Петербурге на набережной, в момент, когда от нее отходит этот пироскаф.
Марина Лобанова:
А портрет Полины быстро удалось найти?
Анна Конивец:
Портрет я нашла в книге великого князя Николая Михайловича «Русские портреты», там портрет работы Брюллова. К сожалению, оригинал пропал. В 1905 году Дягилев собирал эти портреты и огромная выставка была в Таврическом дворце, а потом уже Николай Михайлович издал пять томов этих портретов. То есть эти портреты были собраны из домов, из дворцов, из имений. Скорее всего, этот портрет погиб. И еще очень хороший портрет Гау. Это тоже можно отнести к разряду таких подарков и совпадений. Еще какое-то время назад, когда эти письма только попали в руки, тогда еще этого портрета «не было», и буквально не так давно Исторический музей в Москве сообщил, что у этого рисунка Гау новая атрибуция – это портрет Прасковьи Арсеньевны Бартеневой на фоне Московского кремля.
Портреты практически всех персонажей, которые здесь упоминаются, удалось найти… К сожалению, не удалось найти только портрет матушки Полины, Федосьи Ивановны. Колоритная, конечно, дама, и про неё все писали. Вот кусочек из письма матери Пушкина Надежды Осиповны своей дочери Ольге в Варшаву: «Еще новость. Помнишь ты Фишет Бартеневу? У нее теперь одиннадцать детей, они едва что не в нищете. Старшая дочь поет как Зонтаг, императрица, услышав о ее таланте и печальном положении семьи, вызвала их сюда. Барышня взята ко двору, живет как королева, она проводит время с императорской фамилией, обедает с ними, императрица не расстается с ней ни на минуту, здесь только и разговору, что о Полин Бартеневой, которая совершенно очарована, ей кажется, что это сон. Говорят, она нехороша, но она производит фурор». … Когда появилась Полина Бартенева, то ее стали называть «русским соловьем», а некоторые говорили: «Это наша Зонтаг». … Полина и сама пишет матери: «Не могу поверить, мне кажется, что это всё сон». Разница была огромная, конечно, между ее жизнью в Москве и вот этой жизнью при дворе.
Она пишет, чем они занимались, например, вечером они читали Вальтера Скотта целой компанией большой, там присутствовала и княгиня Голицына, и, естественно, великие княжны. В основном она упоминает, конечно, имена Марии Николаевны и Ольги Николаевны. Часто они музицировали вместе.
…
Марина Лобанова:
Интересно, что не только придворная жизнь, не только светские новости, не только история русской музыки здесь. Но и дела хозяйственные…
Анна Конивец:
Там сохранилось два довольно длинных письма, скорее всего, управительницы имением, по фамилии Селиверстрова…
Марина Лобанова:
Имением управляла женщина!
Анна Конивец:
Да, Федосья тоже, тезка маменьки Полины, и вот Федосья Селиверстрова посылает Федосье Ивановне Бартеневой свои отчеты, речь идет о продаже леса, потом о продаже имения. Они действительно нуждались в деньгах, и долги были. Арсений Иванович Бартенев пишет своей супруге: «Между тем … так как не удалось продать мое имущество … выхода нет, не знаю, что делать». По-видимому, он просит денег у своего брата, Александра Ивановича.
Управительница сообщает Федосье Ивановне: «Милостивая Государыня Федосья Ивановна! честь имею вам донесть – лесу запродано двести десятин ценою каждая десятина сто рублей асигнациями, деньги все выслать зделали им условия, а всеи сумы за означенный лес – двадцать тысяч рублей, но покупатили просют подождать нам их до синтября месяца две тысячи пятьсот рублей, а нам жилательна все сполна получить… Перваго или втарого мая будит кончино, тогда наверно вас уведомлю, напишити ваш адрис куды писать, я слышала, что вы хатити пириехать, а куды низнаю, напишим нужнае писмо, а вы ни получити, по неизвеснасти вашего жительства… Судя по бумагам у Арсентья Иваныча дениг нет, тож и у Александра Иваныча. Он от своих дениг, остался биз дениг, дал взаймы на несколька время, и после время ни получал, я ево просила, он сказал, мне нада получить тысич шесть, да все мне обещают кажний день, но я просила христом богом хоть бы пядисят рублей… у меня же дениг никаких нет. Низнаю, как ваше жилание выполнить и остаца у вас, пришла смерть биз дениг, три месяца как вы уехали и дела никакова ни кончили, только таперь приступили к делам. … Канарейка ваша такой вздор поет, скушна слышить; масла я продала пут ценою пятнадцать рублей, которыи употреблины в расхот… Почтенийшим детям вашим свидетильстваю почтение, Наташу, Николю цалую». И в другом письме: «Писмо ваше честь имела получить, в котором вы пишите, что теперь в Москве весело может быть тем, которые живут для свету и у кого дениг много, а мне очень скушна жить в пустом доме и сидеть в четырех стенах ни имев дениг, вы же пишите, чтоб над вами жалиться и хоть понемногу присылать дениг; вы ис перваго моего писма могли видеть, что я очень сожалею, даже для меня ужасно в мыслях представить, что вы должны с семейством претерпивать по недостатку дениг; я еще при вашем отъезде предвидела и говорила вам, но помочь никак нимагу, потому вы меня оставили на таком положении и по назначению вашему я просила неоднократна, но мало успеху».
Марина Лобанова:
О Федосье Ивановне… такая оригинальная дама. Ещё одна черта дворянского слоя в России – когда люди мерились не количеством денег друг у друга, а достоинством каким-то. Конечно, это достоинство происхождения, но оно обязывало соответствовать. И люди друг с другом общались, мне кажется, всё-таки не измеряя размер кошелька. И вот Федосья Ивановна как мать семейства…
Анна Конивец:
Федосья Ивановна, конечно, колоритнейшая личность была. Если мы почитаем «Рассказы бабушки» Благово, которая всё помнила, всех и вся (внук записал её рассказы)… И вот что знавшая «всю Москву» Елизавета Петровна Янькова, бабушка Дмитрия Дмитриевича Благово (он стал потом архимандритом Пименом), говорит о Бартеневой: «Она была очень недурна собой, премилая и прелюбезная женщина очень хороших правил, но великая непоседка, потому что была охотница веселиться и мыкаться из дома в дом. У нее было несколько человек детей – дочери и мальчики. Как начнется день, насажает она своих детей в четвероместную карету и поедет в гости. Где есть дети, она туда привезет и своих: в том доме, положим, барышни берут урок музыки, вот она и просит хозяйку: „Позвольте и моим девочкам послушать, как ваши дочери играют“. Так прикинет своих дочерей, а сама с мальчиками отправится, где есть мальчики. В том доме какой-нибудь учитель истории или математики: „Ваши сыновья за уроки, ну и очень хорошо, позвольте и моим послушать“. Тут она бросит мальчиков, а сама поедет куда-нибудь обедать, а вечером заедет за мальчиками, а потом за девочками – и домой. Такие путешествия она совершала каждый день и детей не кормила и не учила дома. Если же ей почему-нибудь не удавалось где-нибудь разместить своих детей на день, она или возила их с собой по гостям, или же оставляла их в карете, в которую клали на всякий случай что-нибудь съестное, ежели дети проголодаются… Вот однажды (когда ее дети были еще малы) она была на бале у Голицыных. На дворе был ужасный мороз; сама Бартенева веселится на бале, а дети бедняжки мерзнут в карете. Очень стало им, верно, холодно, они начали пищать и плакать. Во время бала подходит к князю Дмитрию Владимировичу его камердинер и докладывает, что в карете у Бартеневой дети мерзнут и плачут. Князь приказал всех их перенести к себе в кабинет, накормить и на больших диванах разложить спать. И после этого случая всякий раз, как Бартенева приедет к нему на бал, он и вспомнит про детей и пошлет за ними, опять их переносят к нему в кабинет, и, пока их мать танцует, они опять у него в кабинете, опять в ожидании конца бала».
Марина Лобанова:
Никто не говорил «мадам Бартенева побирается», говорили: «она известная чудачка и большая оригиналка».
Анна Конивец:
Бартенева была из рода Бутурлиных. И она была тоже очень хорошей певицей, она училась у знаменитого в то время преподавателя музыки итальянца Мускети в Москве. … Ведь раньше, когда говорили «это актёр любитель» или «певица любительница» (также называли и Бартеневу), это совершенно не означало, что это такое что-то доморощенное. То есть она не могла выступать на сцене, не могла зарабатывать деньги своим искусством. Такой любопытный эпизод описан в одних воспоминаниях, что когда Полина выступала где-то в Москве в одном очень известном доме, там публика собралась, все рукоплескали ей… но ей не могли за это платить. И ей преподнесли коробку конфет, а все конфеты были завёрнуты вместо фантиков в ассигнации.
…
Марина Лобанова:
И вот неожиданно, внезапно Полина Бартенева становится близка к императорской семье… А не испортилась ли она как человек?
Анна Конивец:
Похоже, что не испортилась. Она была близка достаточно с дочерьми Николая I, они вместе музицировали, дочери императора приходили к ней в гости… В Пушкинском Доме я нашла письмо, адресованное Полине… пишет к ней мать декабристов Муравьёвых, Екатерина Федоровна Муравьёва, она обращается к ней с просьбой посодействовать, чтобы разрешили её внучке, которая находится в институте благородных девиц, на праздники и выходные приезжать к ней домой. Потому что не полагалось воспитанниц отпускать по домам, только родственники могли приезжать навестить их там, на месте. А Муравьёва пишет, что она уже больна и ей тяжело передвигаться… Она говорит: я обращалась уже к Бенкендорфу… И вот она обращается к Полине, причем отсылка идет на её знакомство с матерью Полины, она пишет, что, может, ты не помнишь, но вот я очень хорошо общалась с твоей матушкой, и вот в память об этих отношениях…
Марина Лобанова:
Надо думать, это не единственное подобное обращение к Полине, ставшей придворной певицей и фрейлиной?
Анна Конивец:
Наверное. Там есть еще одно подобное письмо, просьба посодействовать в получении должности в министерстве финансов.
Марина Лобанова:
Полина уже имела славу добрейшего человека при дворе, к которому можно (даже без личного знакомства с ней и без всякой её заинтересованности) обращаться, чтобы она помогла. Возможно, она оказалась и так приближена к императорской семье, потому что у нее был хороший характер, ее приближали именно как человека.
Анна Конивец:
Возможно, да, скорее всего, потому что ещё и две сестры её тоже стали фрейлинами.
Полина всю жизнь так и прожила при дворе, до своей кончины в 1872 году. … Она дружила с Глинкой, он «на неё» писал какие-то свои вещи, то есть он уже знал, кто это будет исполнять, на её голос были рассчитаны многие произведения.
Лермонтов ей посвятил стихи:
Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?
Пушкин в альбом ей написал строчку из «Маленьких трагедий», из «Каменного гостя»:
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь гармония…
АУДИО часть 1
.
АУДИО часть 2
.
См. также:
Эрмитаж: не только о вещах, но и о людях. В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» Анна Конивец продолжает рассказывать про серию книг «250 историй про Эрмитаж». Эфир 3 и 10 сентября 2023 г. АУДИО
В программе Марины Лобановой «Встреча» Анна Конивец рассказывает про историю Зимнего дворца и Эрмитажа после 1917 года. Эфир 14 ноября 2020 г. АУДИО
В программе «Встреча» старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анна Конивец рассказывает о том, что понимание истории своей страны и ее национальной культурной традиции неразрывно связаны с интересом к истории своей семьи. Эфир 21 ноября 2020 г. АУДИО
В 2025 году проекту «Прожито» исполняется 10 лет. В программе Марины Лобановой «Встреча» Михаил Мельниченко рассказывает историю и последние новости «Прожито». Часть 1. Эфир 8 февраля 2025 г. АУДИО
В 2025 году Музею истории школы Карла Мая исполняется 30 лет. Его создатель и руководитель Никита Владимирович Благово делится с нами воспоминаниями о своей жизни, в которой есть и репрессии, и блокада. Эфир 20 и 27 января 2025 г. АУДИО
«Печален будет мой рассказ»: Петербург – не для маленького человека. В программе «Встреча» культуролог Петр Сапронов – о трех главных героях знаменитой пушкинской поэмы «Медный всадник». АУДИО
«Мы думаем одно, а видим совершенно другое». Лекция Петра Бухаркина о религиозном смысле творчества Пушкина (из архива радио «Град Петров»). АУДИО
«Пушкинское пророчество сбылось: империя погибла и погибла в той ситуации, какую он предсказывал». Яков Гордин о смерти Пушкина (из архива радио «Град Петров»). АУДИО
«Мы с вами живем в ситуации, где бездарность господствует почти всеобщая». Беседа с культурологом Петром Сапроновым, ректором Института богословия и философии, о том, что человеческое достоинство не сохранить, если постоянно не возделывать. Часть 2. Эфир 6 июля 2024 г. АУДИО
«И не только зря растратишь,/Жемчуг свиньям раздаря,/Но еще к нему доплатишь/Жизнь, погубленную зря». Беседа с культурологом Петром Сапроновым, ректором Института богословия и философии, о достоинстве человека: ум-глупость, талант-бездарность, честь-бесчестье. Часть 1. Эфир 29 июня 2024 г. АУДИО
В программе «Архивная история» принимает участие Борис Миловидов. Тема: Крымская война в документах Научно-исторического архива Санкт-Петербургского Института истории РАН. Эфир 30 октября 2023 г. АУДИО
Работа «царского чиновника» – убедить весь мир вкладывать деньги в Россию. В программе «Архивная история» Сергей Лебедев рассказывает об архиве Константина Скальковского. Эфир 6 марта 2023 г. АУДИО
В программе Марины Лобановой «Возвращение в Петербург» Николай Шаплыгин представляет второе издание своей книги «Парфёновы – петербургские купцы и благотворители». Книга раскрывает историю рода Парфёновых, имя которых стало топонимом в Петербурге XXI века. Эфир 6 марта 2023 г. АУДИО
«Человек все время должен быть собой, о нем замысел такой – чтобы он состоялся. Человек бежит от этого, от себя – бежит в толпу». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Тема: культурология пошлости. Часть 2. Эфир 10 декабря 2022 г. АУДИО
Программа «Под знаменем России» продолжает знакомить с судьбами русских в Финляндии после 1917 года. Рассказывает историк Юлия Мошник. Эфир 2 и 9 сентября 2021 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» ректор Института богословия и философии выдающийся современный культуролог Петр Сапронов размышляет о культурологии Петербурга. Часть 2. Эфир 9 августа 2021 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» ректор Института богословия и философии выдающийся современный культуролог Петр Сапронов размышляет о культурологии Петербурга. Часть 1. Эфир 26 июля 2021 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» о юбилее возвращения названия нашему городу Марина Лобанова беседует с Юлией Кантор. Эфир 28 июня 2021 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» – экскурсия по выставке «Петроград в 1921 году» в музее-квартире Александра Блока. Эфир 14 и 21 июня 2021 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия Константин Махлак рассказывают о сборнике «Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — XX век». Эфир 15 ноября 2020 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак рассказывают о дневниках Петра Ковалевского. Эфир 18 и 25 октября 2020 г. АУДИО
Уничтожение личных дел в современной России — практика геноцида семейной памяти. Государство согласно платить только за историю партий и правительств, а историю конкретных людей — «измельчить методом шредирования». Юрист и генеалог Даниил Петров рассказывает о новостях архивов. Эфир 19 сентября 2020 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» — интервью с Никитой Владимировичем Благово. Эфир 10 февраля 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ
17 июля Церковь вспоминает убийство семьи Романовых в Екатеринбурге. Предлагаем вашему вниманию сборник программ на Сервисе скачиваний
17 июля Церковь вспоминает мучеников Ипатьевского дома. Предлагаем вашему вниманию передачи из архива радио «Град Петров», размещенные на сайте
«Поначалу никак не могли определиться, как переименовать старейшую в городе площадь – Троицкую: то ли в Коммунаров, то ли в 13 Июля. В итоге она стала площадью Революции». Троицкая топонимия Петербурга – тема очередного выпуска программы «Возвращение в Петербург». Топонимист Андрей Рыжков продолжает тему церковно-праздничных топонимов. Часть 1. Эфир 10 июня 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ