6+

Как пополнять государственную казну в смутные времена

Программа «Архивная история»

Гость: Алексей Игоревич Раздорский, кандидат исторических наук, заведующий сектором исторической библиографии Российской национальной библиотеки, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук

Тема: таможенные и кабацкие книги XVII-XVIII веков в архиве СПбИИ РАН

Эфир: 26 декабря 2022 г.

АУДИО

 

Алексей Раздорский:

 

Одна из специализаций моей научной работы – это история торговли, таможенного и питейного дела в России XVII и XVIII веков, этим я занимаюсь уже почти 30 лет, этой теме посвящена была моя кандидатская диссертация, которая была защищена в Санкт-Петербургском институте истории Российской академии наук в 1999 году, и этой же теме посвящена докторская диссертация, которая сейчас вот близится к своему завершению, и, соответственно, есть целый ряд работ, в том числе несколько монографий, различные статьи, публикации документов, это вот как раз та тема, которой я занимаюсь на протяжении уже длительного времени.

 

 

Я вначале должен сказать несколько слов о том, как вообще было организовано таможенное и питейное дело в России вот как раз в XVII — XVIII веках и почему эти, на первый взгляд, не совсем пересекающиеся сферы деятельности, связаны были в это время между собой очень тесным образом. Дело в том, что в семнадцатом и восемнадцатом веках сбор таможенной и питейной прибыли осуществлялся одной и той же администрацией, одними и теми же людьми. И существовали два способа сбора таможенных пошлин и питейных (или, как говорили в ту пору, кабацких) доходов.

Начнем с того, что в России этого времени существовала унаследованная еще с древних времен, еще с феодальной раздробленности, архаичная система таможенного обложения. Сейчас таможня – это учреждение, которое ассоциируется у нас с государственной границей и, соответственно, таможню люди проходят именно в тот момент, когда ее пересекают (это может быть сухопутная таможня, это может быть таможня в аэропорту, это может быть морская таможня, но, в любом случае, это учреждение, которое фиксирует пропуск товаров, грузов через государственную границу). Так вот, до середины XVIII века дело обстояло несколько иначе. Таможни, как и в эпоху раздробленности государства, существовали не только вдоль государственных границ, но были рассеяны по всей территории нашей огромной страны, то есть они находились практически во всех существовавших на тот момент городах, и даже не только в городах, но и при крупных монастырях, где действовали ярмарки, и в крупных торговых сёлах. То есть, например, если купец с товаром ехал, скажем, из Великого Новгорода в Ярославль и на этом пути он никаких государственных границ не пересекал, тем не менее, он должен был уплачивать таможенные сборы в государеву казну. Это правило действовало во всей стране.

 

 

Забегая вперед, я хочу сказать, что только в 1754 году, то есть уже в царствование Елизаветы Петровны, была проведена таможенная реформа, согласно которой внутренние таможни были ликвидированы, и сбор таможенных пошлин с той поры стал осуществляться только на границах Российской империи. А до этого в каждом городе – своя таможня и своя таможенная администрация, которая собирала таможенные пошлины.

Так вот, существовало два способа сбора таможенных платежей с торгующих. Первый способ назывался верный или на вере, он состоял в том, что местное население выбирало к таможенным сборам таможенного голову, который отвечал за сбор таможенных пошлин, и помощников, которые назывались целовальниками (такое название они получили от того, что при вступлении в должность они приносили присягу и целовали крест, от этого они целовальники). В городах, скажем так, среднего размера, действовал обычно таможенный голова, и у него было 10-12 (до 15) человек, выбранных тоже людей, целовальников.

Дело в том, что в XVII и в первой половине XVIII века в России не существовало штата государственных таможенных чиновников, как это было в более позднюю эпоху. Государство просто не имело возможности содержать вот такой многочисленный штат таможенных служителей, которые, как я еще раз напомню, должны были находиться в каждом, даже небольшом, городе. Поэтому таможенная администрация была выборной.

Таможенный голова и таможенные целовальники, после того, как они выбирались к сборам, должны были прекратить все свои коммерческие операции, а часто таможенный голова – это был местный купец. Так вот, на срок службы (а обычно головы и целовальники избирались на год), на весь этот период они должны были прекратить всякую коммерческую деятельность свою собственную и полностью сосредоточиться на сборе государева таможенного сбора. Правда, конечно, находились способы обойти эти ограничения. Самый простой способ – например, выбирался таможенный голова, а у него был брат или, допустим, сын, и просто эти коммерческие операции, которые осуществлял глава семейства, ставший таможенным головой, передавались сыну, или брату, или еще какому-то близкому родственнику, и какого-то большого ущерба, соответственно, все-таки не следовало. Это что касается таможенных сборов.

Дело в том, что помимо таможенного сбора существовал еще сбор казенного питейного дохода, кабацких денег. В XVII — первой половине XVIII века он был совмещен с таможенным. И, как правило, в большинстве случаев таможенный голова и таможенные целовальники отвечали также за сбор питейных, кабацких денег. То есть под их контролем действовала таможня, где торгующие, приезжающие с товарами или уезжающие с товарами в другой город, платили пошлины, так и местные питейные заведения, кабаки, где производился отпуск спиртных напитков населению и, соответственно, взимался питейный доход с этой казенной продажи. Таможенный голова, поэтому, чаще всего именовался таможенный и кабацкий голова, и он отвечал за сбор и таможенных, и питейных доходов.

 

 

Это что касается верного способа. И как раз при верном способе сбора таможенных и кабацких денег головы должны были вести отчетность, то есть составлять таможенные и кабацкие книги, о которых я скажу позже. То есть это вот как раз тема нашей сегодняшней беседы.

Но перед этим я хотел бы сказать о другом, втором способе, который существовал в России этого времени, сбора таможенных и кабацких доходов. Это откупной способ. Дело в том, что государство могло объявить, как сказали бы мы современным языком, тендер на сбор таможенных и кабацких доходов в каком-то городе. И пригласить для сбора этих денег какое-то частное лицо, какого-то предпринимателя. Который в этом случае вносил в государеву казну заранее оговоренную сумму, это был откуп таможни и местных питейных заведений. Эту сумму, как правило, он вносил не сразу полностью, а двумя или тремя частями, но чаще всего двумя частями. Вначале (перед тем, как взять в аренду эти сборы) и потом в середине года. И все деньги, которые откупщик получал сверх внесенной суммы, составляли его личный доход.

Так вот, для государства откупной способ был более надежным способом, чем верный способ. Потому что, во-первых, для того, чтобы найти таможенного голову и целовальников, необходимо было привести выборы, люди воспринимали эту вот свою службу, так называемое головство, как повинность, которая мешала заниматься собственными делами. И, в общем-то, старались люди уклониться от этой службы. Кроме того, таможенный и кабацкий голова мог не добрать установленную сумму сбора, а откупщик сразу вносил полностью установленную сумму, и государство получало в полном размере тот доход, на который рассчитывало, и дальше сбор этих денег полностью лежал на частном лице. И государство уже дальше было свободно от каких-либо хлопот и обязанностей по сбору этих доходов.

 

 

Проблема в том, что откупщиков не всегда можно было найти. Потому что если речь шла о каком-то богатом торговом городе, где были интенсивные торговые операции, который был многолюдный, там, как правило, откупщики находились. А в небольших городах, особенно это касается пограничных населенных пунктов, где была угроза набегов, каких-то военных событий, вот, например, юг Русского государства XVII века, пограничные города, которые располагались, в частности, по Белгородской оборонительной черте, там, конечно, было сложнее найти откупщиков, потому что в любой момент могли явиться крымские татары, разорить таможню, сжечь кабак местный. И откупщик, соответственно, нес убытки. И ту сумму, которую он вносил, он ее мог и не вернуть, остаться в убытке. Поэтому чаще в таких проблемных местах преобладал верный способ сбора таможенных и кабацкий доходов. А в более спокойных местах, богатых торговых городах, там как раз откупщиков было найти проще.

В том случае, когда сбор таможенных и питейных доходов отдавался на откуп, никаких отчётных документов не составлялось. Откупщик вносил в оговоренный срок деньги и на этом его взаимоотношения с государством завершались. В том случае, когда таможня и питейные заведения передавались на веру, таможенный голова должен был по истечении срока службы, обычно это был год, представить отчёт о собранных денежных суммах и о выплатах, которые производились из этих сумм.

 

 

Часть денег, особенно это касается пограничных городов, расходовалась на жалованье служилым людям, часть денег расходовалась на содержание церквей и монастырей. Опять же, ситуация была в разных регионах очень разная, скажем, если на севере существовали богатые монастыри, которые имели очень большие материальные ресурсы, у которых была богатая казна, которые сами могли финансировать коммерческие различные проекты, то, скажем, на западном и особенно на южном пограничье монастыри были очень бедные, на юге они только-только возникали, и, как правило, на пограничье Московского государства в XVII веке, такой вот некоторый парадокс, монастыри и церкви во многом существовали за счет питейного дохода. То есть в местных питейных заведениях продавались алкогольные напитки, государство получало с этого прибыль, и часть этой прибыли питейной перераспределялась на содержание церквей и монастырей. Вот такая была интересная ситуация.

 

 

Кстати говоря, часто бывало, что таможенный голова, будучи успешным купцом, был при этом неграмотным человеком, то есть он мог вполне себе успешно считать деньги, прибыль свою или наоборот убытки, но при этом был неграмотным человеком, и нередко за таможенного голову подписывались другие люди по его велению.

 

 

 

Про питейный сбор. До середины XVII века в более или менее значительных городах действовало, как правило, несколько кабаков, где производилась продажа алкогольных напитков. В России XVII и первой половины XVIII века в продаже в основном имелось три алкогольных напитка. Это хлебное вино (тот напиток, который мы сейчас называем самогоном, то есть это дистиллят, полученный методом дистилляции алкогольный напиток, методом перегонки, в основном на основе хлебного сырья, прежде всего основным сырьём для производства хлебного вина была рожь). Часто приходится с таким мнением сталкиваться, что водка это исконно русский напиток, древний напиток, который был изобретен чуть ли не в XV веке. Но на самом деле водка, которая сейчас продается в магазинах, это напиток, не имеющий к русскому хлебному вину вообще никакого отношения. Дело в том, что водка в том виде, в каком она ныне существует, появилась только в конце XIX века. Этому напитку чуть больше 100 лет. А главное отличие состоит в том, что спирт, который получается для современной водки, получается так называемым методом ректификации, и в результате этой технологии получается чистый 96-процентный спирт, который разводят водой, вот, собственно говоря, и вся технология. А вот русское хлебное вино, которое, по всей видимости, только в XVI веке возникло, это совершенно другая технология, это метод дистилляции через винные кубы. Именно этот напиток наши предки в кабаках и употребляли в XVII и XVIII вв. и на протяжении большей части XIX века. Как правило, в источниках он называется просто словом «вино». Вот именно этот напиток, хлебное вино, и давал основную часть питейного дохода, где-то 90% примерно приходилось именно на него.

Но помимо «вина» еще два напитка в русских кабаках XVII и XVIII веков продавались, это, во-первых, такой напиток, который назывался кислый мёд. Кислый – чтобы различать его от обычного мёда, который назывался пресным мёдом. Кислый мёд получался методом заквашивания, он разбавлялся водой, он заквашивался, как правило, с использованием краюхи недопеченого ржаного хлеба, в него добавлялся хмель, и в результате получался такой вот напиток слабоалкогольный, который назывался кислый мёд.

Ну и третьим напитком было хорошо всем известное пиво. Естественно, пиво это было, как сейчас говорят, живого брожения, без консервантов каких-то, и оно хранилось недолго.

Вот эти три напитка продавались на государевых кабаках.

 

 

Хлебное вино было напитком, можно сказать, крепким, это был напиток, как правило, однократной перегонки, и крепость его составляла 30 градусов и ниже. Крепость пива и кислого мёда соответствовала примерно крепости обычного современного пива или напитка, который мы знаем под названием медовуха.

 

 

 

До 1653 года в каждом более или менее значительном городе было как минимум несколько кабаков. Как эти кабаки функционировали. Туда приходил человек, брал там алкоголь и там его употреблял. При кабаках часто имелись певцы и музыканты, которые развлекали посетителей, при кабаках имелись азартные игры, то есть посетители могли сидеть, распивать алкогольные напитки, играть в карты, в шахматы, в кости или, как тогда называли, зернь, вот, популярная была игра такая – яичный бой, когда два яйца, у каждого игрока было по яйцу, и вот нужно было своё яйцо не разбить, а у противника разбить, на спор. Принято считать, что в кабаках нельзя было употреблять никакой пищи, то есть люди только пили. Распространено широко это мнение, но оно не совсем точное, потому что при кабаках до середины XVII века имелись и пирожники, и пряничники, и орешники, которые, соответственно, могли людям, которые бражничали в кабаках, предложить пироги, орехи, пряники. Кроме того, в некоторых городах за казенный счет в небольшом количестве закупались хлеб и соль – ну, для дополнительного привлечения клиентуры. Помимо того, что в кабаках можно было выпить и закусить, и послушать выступление певцов и музыкантов… кроме того, нередким явлением в русском кабаке было присутствие, как говорили тогда, непотребных женок. То есть весь спектр развлечений для тогдашнего русского человека. В итоге кабаки превратились в такое заведение, где люди не только пропивались, но и проигрывали деньги в азартные игры, кабаки являлись таким даже своего рода гнездом разврата, всё это, конечно, вызывало неудовольствие со стороны церковных властей. Государство-то до поры до времени закрывало на это глаза… Хорошо известно высказывание, что сразу после завершения Смутного времени, в начале двадцатых годов XVII века, отмечалось, что только таможня и кабак дают деньги на существование государства Московского. То есть казна была истощена, государство разорено многолетней смутой, и только вот таможенные поступления и сборы с продажи алкоголя, сборы с питейных заведений подпитывали государственную казну. Поэтому закрывались глаза на эти вещи.

 

 

Но после того, как патриархом стал Никон, вот он как раз очень негативно относился к кабакам, он инициировал проведение кабацкой реформы в 1652 году. Согласно кабацкой реформе как раз кабаки подлежали закрытию. И в городах вместо нескольких кабаков оставляли один кружечный двор. И вот часто тоже приходится читать, что кружечный двор – это просто «переименовали» кабак. Но на самом деле это не так. Кружечный двор – это заведение во многом отличное от кабака. В чем разница состояла? Если в кабак человек приходил, брал там алкогольный напиток и прямо там сидел его употреблял, одновременно мог там и в азартные игры поиграть и так далее. И мог там целый день просидеть. И вообще выйти из кабака потом полностью в костюме Адама (то, что и иностранцы, посещавшие Московское государство, отмечали – пропивали люди всё вообще, полностью, вплоть до нижнего белья, и выходили из кабака полностью в обнаженном виде). То на кружечном дворе ситуация была другая. Люди должны были приходить на кружечный двор со своей посудой, и им там уже в эту посуду наливалось вино, пиво или кислый мёд. После чего они должны были с кружечного двора уйти и уже распивать эти напитки в другом месте.

Кроме того, если до кабацкой реформы кабаки действовали, работали практически круглосуточно и во все дни, то после 1652 года были введены жесткие ограничения. Кабаки были закрыты по воскресным дням, кабаки запечатывались (то есть закрывались) на срок Великого поста и так далее. То есть существенные были введены ограничения.

 

Марина Лобанова:

 

А что же, до 1652 года кабаки не закрывались на время Великого поста?

 

Алексей Раздорский:

 

Нет. Кабаки работали во все дни и практически чуть ли не круглосуточно.

 

 

Марина Лобанова:

 

Мне кажется, есть еще одно расхожее представление, что это Петр I заставлял русских людей пить.

 

Алексей Раздорский:

 

Я думаю, что это тоже один из мифов, он существует… Дело в том, что Петр чисто из прагматических целей… Что при Петре произошло? При Петре вот эти все ограничения, которые были введены при патриархе Никоне – они были во многом уже нивелированы. По сути дела кабацкая реформа – это первая государственная антиалкогольная кампания в нашей стране. … Кабацкая реформа, которую Никон затеял, привела к тому, что примерно на 30, на 40 процентов снизились поступления питейных доходов. И пошел очень большой недобор государственной казны. Причем это происходило в годы тяжелой, длительной войны Московского государства с Речью Посполитой за Малороссию и за Смоленск. То есть как раз нужны были большие траты на армию, на военные расходы. И это совпало со значительным сокращением поступлений в государственный бюджет. И поэтому уже с конца пятидесятых — начала шестидесятых годов начались разного рода послабления. Стали сокращать количество дней, когда кружечные дворы должны быть закрыты, и так далее.

Что касается Петра, то ситуация, опять же – Северная война, требуется огромное вложение денежных средств в военные расходы. И при Петре (и документы это фиксируют) как раз происходит увеличение сети питейных заведений, то есть появляются точки продаж спиртного там, где их не было. А, скажем, если мы берем XVII век, то кабак действовал в городе, а в округе, в сельской – не было питейных заведений казённых, где можно было алкоголь употребить. При Петре появляются питейные заведения (которые, кстати говоря, уже стали снова именовать кабаками) и в сельских населенных пунктах, и на оживленных каких-то транспортных узлах, при переправах, мостах, перевозах – где было скопление народа. Смысл был в чём? Как можно больше получить денег для государственной казны, прежде всего, для военных расходов.

 

 

Марина Лобанова:

 

А можно ли сказать, какой процент поступлений в казну доставляло вот это исключительное право государства продавать алкоголь?

 

Алексей Раздорский:

 

В разное время было по-разному. Вот, как я сказал, сразу после Смутного времени подавляющее большинство платежей в казну обеспечивали именно таможенные и кабацкие доходы. Потому что ведь таможенный и кабацкий доход – это так называемый косвенный доход государственный казны. Существовал еще прямой доход, то есть непосредственно прямое обложение, то есть окладные сборы, налоги. Но после войн, после разного рода разорений людям просто чисто физически было нечем платить прямые платежи.

 

Торговля, конечно, в неблагоприятные экономические периоды тоже сокращалась, но, тем не менее, она всё равно не исчезала.

 

Поступление таможенных и кабацких доходов тоже, конечно, по уровню своему было не однородным, но, тем не менее, оно обеспечивало, по крайней мере, постоянную подпитку государственного бюджета. А вот прямое обложение в этом смысле часто пробуксовывало.

 

 

 

См. также:

Что такое хорошо и что такое плохо в Московской Руси?

Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО

«Правда выше закона». Хлеб-соль русской экономики

От «пирожка» и «сковородочки» до «дорогой иномарки». Как устроена коррупция (зачеркнуто) экономика и судебное дело в Московской Руси. Программа «Архивная история». Павел Седов. Эфир 29 августа 2022 г. АУДИО

Средневековый Новгород

Историк и археолог Адриан Селин рассказывает в новом цикле передач о средневековом Новгороде. Передача первая. Эфир 2 мая 2022 г. АУДИО

Колонизация Сибири в документах

Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН «Архивная история». Ангелина Калашникова рассказывает о документах Якутской приказной избы. Эфир 25 апреля 2022 г. АУДИО

Церковь на пользу государству

В программе Артема Гравина «Архивная история» Никита Башнин рассказывает о социальных, экономических и духовных основаниях церковной реформы Петра I. Эфир 28 февраля 2022 г. АУДИО

Фонд Олонецкой приказной избы

Государственная власть и земское самоуправление на Русском Севере. В программе Артема Гравина «Архивная история» принимает участие Мария Проскурякова. Эфир 31 января 2022 г. АУДИО

Александр Невский – герой на все времена

В программе «Уроки истории» протоиерей Александр Степанов беседует с историком Романом Соколовым. Эфир 31 декабря 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

История текста в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН

В программе Артема Гравина «Архивная история» директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Сиренов рассказывает о коллекции академика Николая Лихачева. Эфир 27 сентября 2021 г. АУДИО

Легенда о святом воине

Рассказ о выставке «Александр Невский: легенда о святом» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике – в программе Екатерины Степановой «Радиоэкскурсии». Эфир 19 сентября 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Александр Невский, Новгородский, Киевский, Владимирский, Петербургский

Он умел княжить в ситуации распахнутого «окна в Европу», так что покровителем Санкт-Петербурга стал не только из-за имени «Невского». Репортаж из Владимира о выставке «Александр Невский: легенда о святом» – в программе «Музейный калейдоскоп». Эфир 28 августа 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

Церковная реформа Петра I: новые документы

Репортаж Екатерины Степановой о семинаре «Церковная реформа Петра I: новые подходы к изучению» в Санкт-Петербургском институте истории РАН. Эфир 2 июня 2021 г. АУДИО

Легенда о воине, дипломате, святом: каждый век вносил свои изменения и дополнения в житие Александра Невского

В программе «Радиоэкскурсии» – вторая часть рассказа о выставке «Александр Невский: легенда о воине» в Новгородском музее-заповеднике в рамках музейно-исторического проекта «Александр Невский: великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца и святого». Эфир 6 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

«Это первое имя Александр среди Рюриковичей»

Продолжаем в нашем эфире рассказывать о юбилейном проекте «Александр Невский: великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца и святого». Программа «Радиоэкскурсии». Эфир 30 мая 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Политика, война, святость – Александр Невский

«Образ Александра Невского объединяет, скрепляет несколько исторических эпох». Репортаж Екатерины Степановой о международной конференции в Великом Новгороде «Александр Невский – воин и политик». Эфир 8 мая 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

Древнерусские иконы в Новгороде

Программа «Радиоэкскурсии» рассказывает о древних русских иконах в коллекции Новгородского музея-заповедника. Передача первая. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

«Священство» и «царство» в России на пороге Нового времени

Историк Павел Седов – к 320-летию снятия колоколов Петром Первым и 300-летию начала Синодального периода в истории Православной Церкви в России. Программа «Встреча». Эфир 20 марта 2021 г. АУДИО

В Европу — со своими государями

«Пушкин сказал важную мысль: первыми европейцами в России всегда были Романовы». В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с ректором Института богословия и философии Петром Александровичем Сапроновым, автором книги «Романовы как династия». Эфир 19 июля 2020 г. АУДИО

Спас Полунощный

Репортаж Екатерины Степановой о выставке «Христос в темнице» – собрании деревянной религиозной скульптуры из 14 музеев России. 16 января 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Древнерусские иконы в Эрмитаже

Михаил Пиотровский: «Много и шедевров, много удивительно важных вещей, есть очень ранние иконы». Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывает об открытии постоянной экспозиции древнерусских икон из собрания Эрмитажа. 6 марта 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Русское деревянное зодчество

В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась лекция заведующего кафедрой истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета Евгения Валентиновича Ходаковского. 25 сентября 2019 г. Репортаж (АУДИО) + ВИДЕО

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru