fbpx
6+

Древнерусские иконы в Новгороде

Программа Екатерины Степановой

«Радиоэкскурсии»

Новгородская экспозиция древнерусских икон

Передача первая

Эфир 18 августа 2019 г.

 

Великий Новгород – это кладезь для изучения не только ранней русской истории, но и неисчерпаемый источник для изучения древнерусской культуры и искусства, особенно иконописного. И сегодня мы приглашаем вас пройтись по залам Новгородского музея-заповедника, чтобы познакомиться с одной из самых больших и ценных экспозиций древнерусских икон.

 

Рассказывает Юлия Борисовна Комарова, хранитель фонда древнерусской живописи Новгородского государственного объединённого музея-заповедника:

 

«Наше собрание считается одним из самых известных собраний древнерусской живописи. Новгород располагает коллекцией иконописи, которая насчитывает более двух тысяч единиц хранения и значительная часть, почти триста икон, выставлено в экспозиции. На сегодняшний день, насколько я знаю, это самая большая в нашей стране по количеству экспонируемых памятников коллекция. 14 залов, две анфилады, полностью второй этаж музея отведен под новую экспозицию, которая была открыта в 2004 году.

 

В чем же ее особенность, что отличает наше собрание от аналогичных собраний в других музеях? Наверно, значимость представленных памятников – культурная, художественная. Дело в том, что сама история формирования икон в Новгороде неразрывно связана с историей самого города. Иконы поступали из главных храмов Новгорода, из главных храмов новгородских монастырей. Здесь в основном представлены памятники, которые были написаны в главных, лучших иконописных мастерских Новгорода. Прежде всего, это мастерская новгородского владыки в Софийском соборе. В отличие от коллекций других музеев, где, может быть, представлены провинциальные какие-то линии, не центральные памятники. Поэтому, если есть желание, если есть интерес увидеть развитие, зарождение новгородской иконы, магистральную, центральную линию этой эволюции, то это, конечно, на примере того собрания, которое есть в Новгороде.

 

Начало коллекции – это середина XIX века, когда появляется интерес к этой теме, к иконе. Новгородский музей был основан в 1865 году Николаем Гавриловичем Богословским. Музей состоял из четырех разделов, и уже в одном из них были представлены иконы. Конечно, они там соседствовали с фресками, с произведениями резьбы, с драгоценными тканями, т.е. это была смешанная коллекция. В то время это были только церковные древности, раритеты, понимания их художественной значимости, что это явление мировой культуры, еще не было.

 

Следующий важный этап – в начале XX века, когда пробудился интерес к иконе, произошло «открытие» иконы. В 1911 году в Новгороде прошел 15-й Всероссийский археологический съезд – крупнейшие ученые, исследователи приезжают в Новгород, публикуются труды этого съезда. К этому съезду была подготовлена выставка икон, инициатором и создателем которой был Александр Иванович Анисимов, преподаватель Учительской семинарии. Сам он был выпускником историко-филологического факультета МГУ, очень образованным человеком. И он убедил Новгородского владыку, архиепископа Арсения, обследовать храмы Новгородской губернии – огромной в то время территории. И в Новгород привозились иконы, которые уже вышли из церковного обихода, находившиеся в чуланах, в рухлядных храмов. Это были черные, темные доски, их нужно было реставрировать. И вот к выставке Павел Иванович Юкин – это известный московский реставратор – один, за очень короткое время раскрыл большое количество памятников, и иконы предстали на этой выставке с яркими, сияющими, неизменными красками. Выставка стала событием огромной важности.

 

Такие выставки проходили не только в Новгороде. Они проходили и в других городах. Известно выражение Анри Матисса о том, что русские сами не понимают, каким богатством они владеют, и что Италия в этом плане может дать меньше. Такое впечатление на него произвели древнерусские иконы.

 

Затем на основе этой выставки создается коллекция новгородского епархиального церковного древлехранилища. В 1913 году этот музей открылся. И сегодня лучшие, самые известные,  хрестоматийные памятники нашей коллекции происходят из собрания епархиального древлехранилища. В 1916 году издается каталог этого древлехранилища, и там уже насчитывается около четырехсот икон XIV-XVII веков.

 

Потом революция, 20-30-е годы. Монастыри, храмы закрываются, и иконы уже массово попадают в собрание музея, ставятся на музейный учет. В 1925 году в Новгороде открывается Музей древнего и нового русского искусства. Там уже представлены коллекции и картинной галереи, и древнерусской живописи. Организуются реставрационная мастерская. Есть каталог 1928 года, и в нем уже упомянуто 4 678 икон. Т.е. к концу 20-х годов коллекция подходила уже к пяти тысячам. Это огромное собрание.

 

Но, наверно, коллекция любого музея – это не только история пополнения, но и печальная история утрат. Самый большой урон коллекции нанесла Великая Отечественная война. Новгород очень быстро был занят немцами, уже в августе 1941-го. В спешке очень немного удалось вывезти в эвакуацию. Что касается икон, то это было только 84 иконы, которые находились в экспозиции. Т.е. экспозицию успели упаковать и вывезти, а огромные фонды, которые находились в разных зданиях в Кремле, были рассредоточены по разным помещениям, иконостасы многих храмов на своих местах находились в церквах, т.е. они состояли на музейном учете, но сохранялись на своих местах, их не успели вывезти.

 

И, к сожалению, как сейчас становится известно из найденных за последние годы документов, многие иконы просто погибли, сгорели во время наступления, во время оккупации города, т.е. потери невосполнимые, потери и утраты музея. То, что не погибло, то, что не было растащено на подарки, разворовано, немцы тоже ставили на учет и в конце 1943 года вывозили из Новгорода через Псков, потом в Ригу и затем в Германию. И у нас до сих пор на оборотных сторонах многих икон сохранились немецкие маркировки. Они со своей тщательностью и пунктуальностью ставили метки, например, «НМ» – Новгород музей, «НА» – Новгород Антониев монастырь, «НПП» – Новгород церковь Петра и Павла. Можно восстановить целые комплексы. Все было прошифровано и пронумеровано.

 

Какая-то часть вернулась сразу после войны. В 1947 году многие иконы вернулись в музей. А что-то возвращалось в течение десяти лет, потому что сначала через Москву, те иконы, которые были в аварийном состоянии, реставрировались в ГЦХРМ в Москве (Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские – ныне ВХНРЦ им. Грабаря – прим. ред.) и возвращались уже в 1957 году. И в 1959 году открывается первая послевоенная экспозиция.

 

К сожалению, мы даже не можем сегодня сказать, сколько мы потеряли, потому что у нас погибли не только сами экспонаты, у нас погибла еще и документация – архивы, книги инвентарные довоенные, картотеки. Сохранилась очень незначительная часть. Но по самым-самым скромным подсчетам после войны только десятая часть икон вернулась в музей. Я говорила, что где-то к пяти тысячам подходило число памятников в конце 20-х годов, то вернулось не более 400-500 вместе с эвакуированными и вывезенными в Германию.

 

Потом, конечно, значительно пополняется коллекция в 60-е годы, когда начинаются активные экспедиции и Новгородского музея, и совместные с Эрмитажем, особенно с северных территорий привозятся иконы. Потом в 60-е годы и храмы опять закрываются, и целыми иконостасами поступают иконы в музей. Но уже своя мастерская работает, и сейчас у нас четыре прекрасных реставратора по темпере. Поэтому коллекция росла, и сейчас это почти две тысячи единиц, начиная с середины XI и заканчивая началом XX века. Мы тоже пополняем коллекцию – и в дар что-то принимаем, и в антикварных магазинах стараемся искать. Коллекция живет и продолжает развиваться.

 

В 2004 году, мы по-прежнему ее называем новой, открыли эту экспозицию. Принцип построения традиционный для подобного рода экспозиций – хронологический.

 

Мы начинаем с вами в первом зале – здесь середина XI — XIV век. Далее идет XV век, XVI век. Но мы включили в эту структуру несколько тематических залов. У нас, например, есть неплохое собрание Московского письма. Мы выделили Псковскую иконопись в отдельный зал. Два зала мы посвятили двум почти полностью сохранившимся комплексам – это иконостас церкви Петра и Павла в Кожевниках и иконостас Рождественского собора Антониева монастыря. Причем залы по своим пропорциям, по своим размерам близки к храмовому пространству, поэтому можно показать не только какой-то один памятник-шедевр и о нем рассказать, но и дать представление об иконе как об элементе в ансамбле.

 

Основу коллекции составляют Новгородские иконы, но отдельные памятники, созданные в других художественных центрах, дают возможность в сравнении выделить и увидеть особенности каждого художественного центра.

 

— Сразу поражают в первом зале две огромные иконы, видимо, из иконостасов каких-то больших соборов – Сошествие Святого Духа и Благовещение. Это из какого-то одного памятника или из разных?

 

Да, это такая одна из особенностей нашей экспозиции, что здесь представлено очень много храмовых образов, т.е. главные иконы из новгородских церквей. Поэтому мы можем увидеть храмовый образ Николая Мирликийского из церкви Николы на Липне, храмовую икону Покров из церкви Покрова Зверина монастыря, Сошествие Святого Духа из одноименной церкви. Это не комплекс, а именно храмовые иконы. Это характерная особенность древних новгородских храмов – монументальность, большие размеры икон, высокий местный ряд.

 

— К сожалению, не во всех музеях есть такая возможность – представить большие иконы, чтобы они не задавливали собой все остальное, но, в то же время, чтобы их можно было в перспективе видеть. А здесь заходишь – и большое пространство, большие иконы, и это производит сильное впечатление.

 

Это видна работа художника, которому была поставлена такая задача – чтобы ничто не отвлекало внимания посетителя, чтобы у каждой иконы было свое пространство. Вы заходите в экспозицию, и вы ничего не запоминаете – ни оформления, ни чего-то еще, вы запоминаете только иконы, чтобы вам ничто не мешало глубоко и внимательно рассматривать эти образы. Мы старались делать разряженную развеску, хотя есть места, где иконы повешены в два ряда, но это опять же намек на многорядные иконостасы.

 

В первом зале представлен древний праздничный ряд из главного иконостаса Новгородского Софийского собора. Эти иконы были написаны в 1341 году по повелению Новгородского владыки Василия. 12 композиций – Двунадесятые праздники на трех досках и на каждой по четыре композиции.

 

 

Многие иконы реставрировались почти 100 лет назад, в 20-е годы, и требуют уже современного, дополнительного исследования, дополнительной реставрации. Потому что что-нибудь может быть оставлено предыдущим реставратором, какие-то фрагменты древней записи еще не могут раскрыть. И сейчас у нас стоит такая задача – повторное исследование современными технико-технологическими способами и повторная реставрация икон, которые были отреставрированы еще до революции или в 20-е годы.

 

В этом же зале представлены очень характерные памятники, очень характерные для Новгородского искусства. Те, которые были созданы в конце XIII века. Это очень тяжелое время для Новгорода, вообще для Руси, время татаро-монгольского нашествия. До Новгорода не дошли, но Новгород оказывается в полной изоляции от других русских городов, от Византии.

На ранних этапах Новгородская живопись развивается в очень тесном, близком контакте с византийским искусством. А в этот период связи прерываются, и, может быть, благодаря этому, происходит формирование, складывается этот собственный художественный язык – представление о Новгородской иконописи как об изображениях, наполненных особой силой, энергией. Уже нет того, что было характерно для более ранних этапов – каких-то сложных нюансов цвета, переливов, подчеркивания объема. Складывается совершенно особенная художественная система – на первый план выходит не объем, а плоскость, контур, яркое, контрастное цветовое пятно, т.е. такие вот художественные особенности языка.

У нас их очень мало, буквально по пальцам можно пересчитать иконы домонгольского периода, XI-XII веков, и, конечно, это памятники еще очень близкие византийской традиции».

 

 

Сказать, что впечатления сильные, это ничего не сказать. Очень трудно впитать сразу все, и для внимательного и вдумчивого погружения, восприятия, изучения, осмысления всех деталей, может быть даже с поиском каких-то мест из Священного Писания, надо  потратить не один день. При подготовке передачи такой возможности нет, да мы и не ставили себе такую задачу. Наша цель – пробудить желание сделать это самостоятельно, но уже несколько подготовившись после беседы со специалистом. Мы не устаем повторять, что Новгород совсем близко от Петербурга, и доехать до него ну очень просто – от Московского вокзала каждый день ходит поезд «Ласточка», и в тот же день можно вернуться обратно, цены на билеты доступны даже для пенсионеров с небольшой пенсией – было бы желание приобщиться к этой древней иконописной традиции.

 

А мы постараемся и в дальнейшем знакомить вас с новгородскими древностями, но это будет уже в других передачах.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

Полностью слушайте в АУДИО.

Продолжение в следующей передаче.

 

ФОТО

 

См. также:

Древнейшей русской иконе апостолов Петра и Павла – тысяча лет

«Под окладом живопись XI века ни разу не тронута рукой поновителя, а оклад сняли только в XX веке». Репортаж Екатерины Степановой из Новгорода. Эфир 12 июля 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

На Сервисе скачиваний:

Рубрика «Искусство». Передачи о живописи и иконографии


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru