fbpx
6+

Александр Невский, Новгородский, Киевский, Владимирский, Петербургский

Программа Даниила Варламова

«Музейный калейдоскоп»

Эфир 28 августа 2021 г.

АУДИО+ТЕКСТ

 

В рамках проекта “Александр Невский: великий северный путь”, который проходит при поддержке компании “Норникель”, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась выставка “Александр Невский: легенда о святом”. О ней — в новом выпуске программы Даниила Варламова “Музейный калейдоскоп”.

 

Даниил Варламов:

В эфире программа “Музейный калейдоскоп”, у микрофона Даниил Варламов. Здравствуйте! Продолжается Всероссийский межмузейный проект “Александр Невский: великий северный путь”, организованный компанией “Норникель”, Санкт-Петербургским институтом истории РАН и издательством “Политическая энциклопедия”. Во Владимире, в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась выставка “Александр Невский: легенда о святом”. Об этой выставке мы сегодня поговорим с сотрудниками музея. В нашей передаче принимают участие Юрий Александрович Прибылов, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела. Здравствуйте, Юрий Александрович!

 

Юрий Прибылов:

Здравствуйте!

 

Даниил Варламов:

Матвей Ильич Давыдов, заведующий научно-исследовательским отделом. Здравствуйте, Матвей Ильич!

 

Матвей Давыдов:

Добрый день!

 

Даниил Варламов:

Мой первый вопрос будет о роли Александра Невского для города Владимира, для жителей города Владимира. Как во Владимире воспринимается эта личность? Это принципиальная личность в истории города?

 

Матвей Давыдов:

Владимир славится сразу несколькими очень известными политическими деятелями, князьями, с именами которых связано развитие русской государственности. Это и Андрей Боголюбский, и его младший брат Всеволод Большое Гнездо, и великий князь Георгий Всеволодович. И, конечно же, Александр Невский — он занимает достойное место в ряду других правителей нашей страны. И надо напомнить, что все-таки последние 11 лет своей жизни Александр Невский был великим князем Владимирским. Здесь он был похоронен и в течение более 350 лет его мощи находились в городе, пока по распоряжению Петра Первого не были перенесены в Санкт-Петербург. И в Санкт-Петербурге он стал одним из символов, одним из небесных покровителей, наряду с апостолами Петром и Павлом. Значение Александру Невскому всегда в русском обществе придавалось особенное. Это один из самых почитаемых русских святых. И начало этому почитанию было положено именно здесь. Поэтому владимирцы до сих пор помнят и чтят память о своем знаменитом земляке.

 

Юрий Прибылов:

Александр Невский для жителей города актуальности не теряет. Это, в частности, выражается в том, что время от времени у нас в обществе возникает дискуссия по поводу памятника князю. У нас есть памятник Александру Невскому, но он не всем нравится и, если бы это была фигура, которая безразлична, не вызывает каких-то особенных эмоций, наверное, такие обсуждение в соцсетях и в прессе не имели бы места.

 

 

Даниил Варламов:

Проект “Норникеля”, в рамках которого организована ваша выставка, имеет объединяющую роль? Цель этого проекта — вокруг личности Александра Невского попытаться объединить наше общество? Или вы видите какие-то иные причины того, почему “Норникель” взялся профинансировать несколько масштабных выставок, включая выставку в вашем музее?

 

Юрий Прибылов:

Безусловно, я согласен, что объединяющая цель у этого проекта. Уже мы можем сказать, что, как минимум, он объединил три города, которые связаны с именем Александра Невского: это Владимир, Великий Новгород и Санкт-Петербург. И уже в этом проект свою миссию выполнил.

 

Матвей Давыдов:

Я могу добавить, что объединяющая роль Александра Невского проявляется в том, что совершенно разные институции объединились в этом проекте. Это и научные учреждения — Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук. И музейщики из Владимира, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Это и просветители — издательство “Политическая энциклопедия”. Это и предприниматели в лице того же самого “Норникеля”. То есть личность Александра Невского, ее значение небезразлично совершенно разным людям из совершенно разных сфер профессиональной деятельности. Это, опять же, говорит о том, что имя Александра Невского остается актуальным.

 

Даниил Варламов:

Матвей Ильич, как вы правильно заметили, для Санкт-Петербурга Александр Невский — прежде всего святой покровитель. А для Владимира он прежде всего кто: князь, военачальник, политик или тоже святой?

 

Матвей Давыдов:

Если взглянуть на памятник, который находится у нас в городе, то он выполнен как раз в стилистике воина-защитника, умудренного опытом. То есть здесь преподносится ипостась князя Александра Невского как защитника рубежей русской земли. Но если от этого памятника пройти всего 200 метров до Богородице-Рождественского монастыря, там Александр Невский почитается уже как один из — не иноков, потому что он в иночестве был всего несколько часов перед смертью — но как одно из лиц, погребенных в обители, почитается именно как святой защитник. Сохранились паломнические путеводители XVII века и там, в этих путеводителях, одно из центральных мест занимала как раз гробница Александра Невского. Все-таки, мне кажется, такое отношение к князю двойственное. То есть на официальном уровне проводится мысль, что Александр Невский в первую очередь это воин, политик и дипломат. На официальном уровне это не только воин и защитник, но и один из самых почитаемых святых. А люди, простые люди исходят из того, что им ближе. Те, кто воцерковленные, они, конечно, воспринимают в первую очередь Александра Невского как святого. Остальные просто помнят, что, да, это один из героев истории города, герой прошлого, но герой, который остается актуальным и сейчас. Имя Александра Невского все знают еще со времен учебы в школах. То есть это человек, имя которого действительно на слуху.

 

Даниил Варламов:

Сейчас Александра Невского часто представляют как такого антизападного правителя, как человека, который ставил своей целью оградить нашу страну от влияния западной культуры и западной, естественно, вместе с этим, веры. Как вам кажется, это обоснованная характеристика князя Александра Невского?

 

Юрий Прибылов:

Сами обстоятельства деятельности князя Александра говорят о том, что это все-таки не беспочвенное утверждение, поскольку именно на годы его деятельности, на годы, на которые пришлось начало его политической и военной деятельности, пришелся активный натиск с Запада, причем с двух направлений — и со стороны Швеции, и со стороны ливонских рыцарей. Поэтому это утверждение никоим образом не является мифом. Скажем так, антизападная направленность деятельности Александра Невского диктовалась не его предпочтениями, а самими обстоятельствами историческими, которые его подталкивали к этой деятельности.

 

Матвей Давыдов:

Я добавлю небольшую реплику — сам Александр Невский большую часть своей жизни провел в Новгороде, который все-таки являлся наиболее подверженным западному влиянию, открыт был Западу, это ганзейский город. Нельзя черно-белыми тонами вот это отношение князя к Западу или Востоку расписывать, потому что из политических соображений — да, он находился в некоей если не конфронтации, то все-таки в настороженном отношении к западному миру. Но если исходить из каких-то экономических, более прагматических соображений, то, собственно, Новгород был тем “окном в Европу”, которое Россию связывало с западным миром. И князь как раз предпочитал жить в этом городе, который так или иначе связь с Западом, прочную связь с Западом поддерживал на протяжении всего его правления — и до, и после.

 

 

Даниил Варламов:

Если я правильно понимаю, концепция вашей выставки “Александр Невский: легенда о святом” состоит в том, чтобы продемонстрировать отношение к Александру Невскому на протяжении веков. Оно, естественно, менялось. Отношение к любой исторической фигуре способно меняться. Но вот интересно, как Александра Невского воспринимали его современники. Мы знаем, что, когда скончался Александр Невский, митрополит объявил: “Зашло солнце земли русской”. Такие слова очень даже пафосные и отражающие, наверное, отношение, по крайней мере, духовенства к Александру Невскому. А как в целом воспринимали его личность современники?

 

Юрий Прибылов:

О почтительном отношении к Александру Невскому, по крайней мере, во Владимире, мы можем сказать по тому, что установилось его почитание как местночтимого святого практически сразу после погребения его в Богородице-Рождественском монастыре. Это свидетельствует о том, что, по крайней мере, здесь, у нас, во Владимире, на Северо-Востоке Руси уважение к его личности, его деятельности было на высоком уровне.

 

Даниил Варламов:

Он был канонизирован в каком чине?

 

Юрий Прибылов:

Канонизирован он был как святой благоверный князь. Но канонизация произошла уже в эпоху Ивана Грозного.

 

Даниил Варламов:

Я имею в виду канонизацию как местночтимого святого. Как известно, он принял монашество перед своей кончиной, но при этом был канонизирован — видимо, как и местночтимый святой тоже — в качестве благоверного князя. Почему, как так? Обычно монахов канонизируют в чине преподобных.

 

Юрий Прибылов:

Тут сразу несколько аспектов у этого вопроса. В частности, о том, что еще до общерусской канонизации для жителей Владимира та сторона личности Александра Невского, которая связана с военной деятельностью, занимала довольно значимое значение, говорит засвидетельствованный в источниках факт чуда 1380 года, когда монахи в Рождественском монастыре увидели вставшего из гроба Александра Невского и отправившегося на помощь русским ратникам на Куликово поле, после чего, кстати, и гробница Александра Невского была поставлена на уровень земли, и его мощи обретены нетленными. Это одно из свидетельств того, что здесь его видели главным образом не как монаха, преподобного, а как святого воина. И уже в эпоху Ивана Грозного, когда князь был канонизирован как святой благоверный уже в общерусском плане, значение его личности придавалось с той точки зрения, что он династически был прямым предком московских великих князей и государей. И поэтому уже со второй половины XV века эта личность обозначалась особым образом. Именно в XV веке московские книжники дали ему прозвище “Невский”. В эту эпоху, когда большинство русских князей и получили привычные для нас прозвища. Это делалось для того, чтобы выделить ту династическую линию, которая вела непосредственно к московским правителям.

 

Даниил Варламов:

Сейчас обсуждается новость о том, что один историк объявил Александра Невского коллаборационистом. На ваш взгляд, много сторонников вот такого подхода к личности Александра Невского среди профессиональных историков, среди музейщиков, может быть?

 

Юрий Прибылов:

Это скорее такой маргинальный взгляд, хотя, к сожалению, он имеет место быть. Я и раньше встречался с подобными высказываниями в популярной литературе. Это, главным образом, такие политические радикалы правого направления, неоязычники, и время от времени в их среде подобные высказывания курсируют. Но, безусловно, в академической среде такому взгляду, кажется, места нет.

 

 

Даниил Варламов:

В рамках проекта во Владимире прошел научный коллоквиум, посвященный Александру Невскому. Расскажите, пожалуйста, кто принимал участие в коллоквиуме, к каким интересным выводам пришли участники?

 

Матвей Давыдов:

Прежде всего принимали участие люди, которые действительно занимаются историей русского Средневековья. И какие-то находки, какие-то новые открытия были представлены именно здесь. Сам коллоквиум назывался “Александр Невский и Владимирская земля”. Пожалуй, наиболее яркой находкой стало открытие, сделанное известным петербургским исследователем Романом Соколовым. Ему удалось наконец-то найти подлинник записки, вложенной в раку Александра Невского и считавшейся утерянной уже на протяжении почти столетия. В ней сообщается о том, что в монастыре, Богородице-Рождественском монастыре был пожар. И, собственно, вот эта записка долгое время хранилась, но затем считалась утерянной. У нас на выставке представлена копия этой записки по негативу, сделанному еще, по-моему, в 1917 году. А вот с начала 1920-х годов долго не могли найти оригинал — и вот он был найден. Другой доклад (и даже целая лекция, посвященная почитанию Александра Невского) был сделан директором Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Алексеем Владимировичем Сиреновым. Как раз он попытался суммировать все эти известия о гробе Александра Невского и о том, как постепенно складывалось его почитание. Из всех докладов еще выделю доклад Татьяны Петровны Тимофеевой. Это ветеран нашего музея, сейчас она на пенсии уже. Достаточно убедительно она показала, что первая церковь, посвященная Александру Невскому, появилась у нас, здесь, во Владимире, в Богородице-Рождественском монастыре в XVI веке. Она продолжает работу в этом направлении, и мы надеемся, что скоро порадует какими-то новыми находками.

 

Даниил Варламов:

В следующей передаче мы поговорим о самой выставке, которая проходит во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Сегодня в программе “Музейный калейдоскоп” мы общались со старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Владимиро-Суздальского музея-заповедника Юрием Прибыловым и заведующим научно-исследовательским отделом Матвеем Давыдовым. Выставка “Александр Невский: легенда о святом”, я напомню, уже открылась во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и будет доступна до 31 октября 2021 г. Передачу провел Даниил Варламов, до свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru