fbpx
6+

Легенда о святом воине

Программа Екатерины Степановой

«Радиоэкскурсии»

Выставка «Александр Невский: легенда о святом» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике

Эфир 19 сентября 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

В течение августа и сентября 2021 г. во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике представлена вторая выставка Всероссийского музейно-исторического проекта «Александр Невский: великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца и святого». Напомним, что организаторами этого проекта являются Санкт-Петербургский институт истории РАН и Издательский дом «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН) при поддержке компании «НорНикель». Основными партнерами – Новгородским музеем-заповедником, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Музеем истории Санкт-Петербурга – в течение 2021 года будет подготовлено три выставки, раскрывающие разные стороны образа великого князя.

 

О первом этапе и выставке в Новгороде «Александр Невский: легенда о воине» мы уже рассказывали в нашем эфире. О последней, третьей, расскажем в декабре. А сейчас наступил черед второй, владимирской выставки, которая называется «Александр Невский: легенда о святом».

 

С экспозицией нас знакомит ее куратор и автор концепции Роман Костоправов:

 

«Давайте начнем разговор с того, как сегодня распространен образ Александра Невского в России и в мире, чтобы понимать, почему ему сегодня посвящаются выставки. Мы поговорим об этом через храмы. Первый храм, посвященный Александру Невскому, появился во Владимире в Богородице-Рождественском монастыре примерно в конце XVI или начале XVII века. Это была Надвратная церковь. А на сегодняшний день храмы, посвященные Александру Невскому, распространены почти по всему миру.

 

Мы подобрали статистику: во Владимирской области 31 храм и часовня, в России сегодня 865 храмов и часовен и продолжают строиться новые храмы и часовни, в мире, по последним сведениям, их 1318. Есть только два континента, на которых нам не удалось найти информацию о храмах Александра Невского. Это Австралия и Южная Америка. Возможно, что у нас просто неполные сведения, и мы, к сожалению, не смогли их выявить.

 

Если брать место, которое занимают храмы Александра Невского, среди храмов, посвященных другим святым, то Александр Невский занимает пятое-шестое место. Т.е. образ его в православном мире занимает серьезное положение. И, конечно, это все тоже показывает, почему Александру Невскому посвящаются выставки, и почему такой интерес к его личности.

 

Это краткое вступление, и дальше я вас приглашаю пройти на основную часть выставки.

 

Образ любого правителя в любую эпоху формируется на фоне этой эпохи. Т.е. мы должны знать, в какое время родился Александр Невский, какие в это время происходили события, какие развивались явления.

 

Александр Невский родился спустя всего восемь лет после смерти Всеволода Большое Гнездо. А эпоха Всеволода Большое Гнездо – это вершина расцвета северо-восточной Руси, или Владимиро-Суздальской Руси, как ее принято называть. Про эту эпоху неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сказал, что «его войско может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». Т.е. настолько могущественный был князь, настолько могущественная была земля. И вот Александр Невский родился всего через восемь лет после смерти своего деда.

 

После двух побед – в Невской битве и в Ледовом побоище – Александр Невский пребывал и князем в Новгороде Великом, в конце 40-х годов XIII века он становится князем Киевским как один из самых влиятельных русских князей, а в 1252 году он становится великим князем Владимирским.

 

После смерти в ноябре 1263 года Александр Невский первым и единственным из князей был похоронен не по традиции в Успенском соборе Владимира, а в Богородице-Рождественском монастыре Владимира. Связано это было, видимо, с тем, что перед своей смертью он принял монашеский постриг, и его хоронили не только как великого князя, но и как схимника.

 

В одной из витрин у нас представлен образ захоронения князя в монастыре и несколько уникальнейших экспонатов, на которые обязательно стоит прийти посмотреть. Прежде всего, это икона «Знамение Богоматери», которая висела над могилой князя с конца XVI века. Во-вторых, это уникальная пелена, которая была вышита Параскевой Соловой – это вторая жена князя Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного. Напомню, что она за бездетность была пострижена в монастырь. И вот пребывая или во Владимире, или, может быть, в Суздале, это точно неизвестно, она вышила эту пелену, которая лежала на гробнице князя Александра Невского.

 

Уникальнейший экспонат, история которого началась еще в 1685 году и продолжалась до самого начала XIX века, это вкладная книга Богородице-Рождественского монастыря. Если прочитать на листах надписи, то там написано, что это книга для записи вкладов в Богородице-Рождественский монастырь и Александру Невскому. Т.е. любой вклад, который делался в монастырь, считался вкладом в память о великом князе Александре Невском. Эта книга велась вплоть до начала XIX века, т.е. почти двести лет, даже когда мощи Александра Невского были уже перевезены в Санкт-Петербург.

 

Александр Невский сразу занял особое место среди других русских князей, поскольку он был родоначальником Московской великокняжеской княжеской, а затем и царской династии. Его сын Даниил – первый князь Московский. Поэтому интерес с личности Александра Невского в XIV, XV и XVI веках только рос и рос. Образ его занимал все более и более высокое положение, как бы мы сейчас выразились, в государственной идеологии.

 

При Димитрии Донском было чудо перед Куликовской битвой. В ночь перед битвой двое старцев подошли к могиле Александра Невского и просили его встать и идти на помощь своему потомку. После этого мощи великого князя были подняты из земли и поставлены над землей, т.е. начинается почитание его. И в дальнейшем фиксировались новые чудеса.

 

В XV веке он получает свое прозвище «Невский». Многие князья из Московской династии именно в это время получают свои прозвища для того, чтобы выделить в летописях особо династию Московских князей. А при Иване Грозном в 1547 году Александр Невский был канонизирован в числе святых. Тогда же, после канонизации появляется его первый иконографический тип, иконографический образ в виде монаха-схимника. Мы видим на одной из икон, что князь изображен в полный рост, одетый в монашескую одежду, но, что интересно, по традиции его должны бы записать как Алексий – его именем при постриге, но на иконах изначально пишут как великого князя Александра Невского. Т.е. несмотря на то, что в церковном почитании у него был именно монашеский образ, тем не менее, в общественном сознании он воспринимался как великий князь, как князь-воин, как защитник православия в сражениях и в политике.

 

Тогда же, при Иване Грозном, в 1560-х годах была составлена Степенная книга – последовательное изложение русской истории в виде степеней, где представлена вся линия великих князей Владимирских и затем Московских как защитников православия и героев, защищающих православие. И Александр Невский в восьмой степени. Здесь изложено его житие, составленное Ионой Думиным, в котором он тоже предстает как один важнейших участников этого процесса по защите православия, как один из известнейших и величайших великих князей Владимирских – родоначальников Московской династии. На выставке вы видите наш, музейный, экземпляр Степенной книги. Степенная книга много переписывалась и переиздавалась вплоть до конца XVIII века. Была очень популярна как историческое чтение.

 

Здесь представлена еще одна интересная, уникальная книга из нашего собрания. Это Трефологион за сентябрь. Трефологион – это краткое, уплотненное собрание служб святым. В нашем случае это как раз та самая служба, которая была составлена после канонизации Александра Невского, но важно то, что это первая печатная служба ему. Т.е. это первая печатная книга с напечатанной службой Александру Невскому. Очень редкая вещь, хранится в нашем собрании, поэтому на нее надо обратить особое внимание.

 

Далее икона Богоматери Владимирская, и мы видим, что Александр Невский стоит справа, и это образ схимника, но, опять же, мы видим, что подпись «великий князь Александр Невский», а не инок Алексий.

 

В следующей витрине еще несколько изображений, на которых можно увидеть Александра Невского в образе схимника. Вот уникальная дробница. Дробница – это такой предмет ювелирного искусства, которым украшали иконы и обложки книг. Данная дробница с иконы Богоматерь Владимирская кисти Андрея Рублева. У нас сохранилось еще несколько таких дробниц с этой иконы – помимо Александра Невского есть дробницы с Андреем Боголюбским и Георгием Всеволодовичем.

 

Вот еще хоругвь, происхождение которой нам неизвестно. Попала она в наше собрание из церкви села Доброго, которое сейчас уже вошло в состав города Владимира. На ней мы тоже видим князя Александра Невского в образе схимника.

 

Последняя икона из этого раздела – Господь Вседержитель. Обратите внимание, что на ней великий князь Александр Невский изображен коленопреклоненным. Мы видели, что на предыдущих иконах он изображен в полный рост, а вот коленопреклоненный это не так часто встречающийся образ Александра Невского.

 

Образ монаха-схимника был популярен и распространен в XVI-XVII веках. Но наступает XVIII века, эпоха Петра I, образ Александра Невского обретает новый смысл и постепенно заменяется на другое изображение, постепенно заменяется на другой иконографический тип. И прежде, чем перейти к эпохе Петра I, мы покажем одно из последних известных нам изображений Александра Невского в образе схимника петровской эпохи, т.е. до того, как появился новый иконографический тип. Это деревянная скульптурная икона, или резная икона, как ее называют, которая хранится сейчас в Свято-Троицком храме села Ворша. Это в сторону Москвы недалеко от Владимира. Происхождение этой иконы нам, к сожалению, неизвестно. Существует местная легенда, которую рассказывают в самой церкви, что когда мощи Александра Невского при Петре I переносили из Владимира в Санкт-Петербург, процессия проходила через Воршу, и в честь этого события жители села и местный клир решили изготовить вот такую икону. Причем им каким-то образом даже удалось заполучить кусочек мощей, который лежит в мощевике на груди Александра Невского.

 

По другой версии эта резная икона находилась в Богородице-Рождественском монастыре. И действительно, по описям монастыря в начале XIX века там упоминается резная икона в рост Александра Невского, но как она потом попала в Воршу, к сожалению, никто сказать не может. Это последнее известное нам изображение князя в виде схимника первой четверти XVIII века, во всяком случае, во Владимирской губернии.

 

Ну а что же Петр I. Для Петра I образ Александра Невского был важен постольку, поскольку он воевал со шведами и, как писал Ломоносов, Александр Невский был предтечей образа Петрова, т.е. предшественник его великих дел. Поэтому Петр I после победного завершения Северной войны принимает решение перенести мощи Александра Невского из Богородице-Рождественского монастыря в Санкт-Петербург. Мощи забрали отсюда в августе 1723 года. Они должны были прибыть в Санкт-Петербург к сентябрю, к годовщине заключения Ништадтского мира, но, к сожалению, не успели. Год мощи простояли в Шлиссельбурге, и их только на следующий год к очередной годовщине перенесли в Александро-Невский монастырь. И Петр I через Святейший Синод издает указ о том, что отныне Александра Невского больше в монашеском облике не изображать. Александр Невский обретает облик князя – князя-правителя и князя-воина – вплоть до того, что на иконах он даже изображается с императорскими регалиями.

 

В связи с перенесением мощей Александра Невского в Санкт-Петербург Гавриилом Бужинским – это один из сподвижников Петра I и обер-иеромонах Российского флота – была написана служба. Здесь ее рукописный вариант. Вообще она была напечатана, но в данном случае это рукописный вариант, что говорит об интересе к этому тексту. Это служба и по поводу завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира, здесь и подробно изложено об основании города Санкт-Петербурга, и почему это благословлено, и, конечно же, новая служба Александру Невскому, т.к. после перенесения мощей было установлено новое празднование, которое отмечается в сентябре. И здесь же вы можете видеть изображение повозки, на которой перевозилась рака Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

 

Рядом мы представляем целый ряд икон из собрания музея, на которых Александр Невский изображен в виде правителя и в виде великого князя. Вот, пожалуйста, на одной из них скипетр и держава, которых, конечно же, во времена самого великого князя не было, но здесь они изображены как символ того, что он князь и правитель. Вот более простая икона, а вот в серебряном окладе – икон довольно много сохранилось в нашем музее. Образ Александра Невского был людям интересен в XVIII, XIX и начале XX века. На выставке мы показали все иконы Александра Невского, которые имеются в нашем собрании.

 

В XVIII веке, начиная с императора Петра I, появилась традиция составлять такие так называемые царские родословия. Но «Родословие» не отражает фактического содержания – это просто портреты всех предшественников императора. При Петре I такое родословие составляли и при каждом последующем императоре или императрице тоже появлялось такое родословие с добавлением соответственно современного правителя. Таких родословий довольно много, но нам удалось найти одно. Оно не из нашего собрания, оно нам предоставлено на выставку из частной галереи в Суздале. Ну вот консультанты нам говорят, что часто русских князей на таких родословиях изображали по подобию таких же родословий французских королей. Поэтому часто можно найти сходство между Александром Невским и каким-нибудь из французских монархов. Это подлинное родословие. Такие родословия в XVIII веке были очень популярны. При каждом императоре их обновляли.

 

Особенно внимание к образу Александра Невского еще более возросло в XIX веке. Я напомню, что в XIX веке было сразу три императора, которые носили имя Александр. Но следует заметить, что это те, кто стали императорами. А вообще в царской семье практически в каждом поколении кто-то из великих князей получал имя Александр. Кто-то из них был известен, кто-то умер во младенчестве, но вообще в императорской семье имя Александр становится одним из самых популярных. И XIX век это время массового строительства храмов, посвященных Александру Невскому. Мы приводим в этом разделе небольшую статистику. Конечно, здесь не все храмы и мы не можем поручиться здесь за полноту, но как примеры – Новочеркасск 1810 год, Саратов 1826 год, Симферополь 1829 и так до 1917 года продолжают строиться храмы. Последний храм Александра Невского это собор на Миусской площади в Москве, построенный в 1917 году, но, к сожалению, по сути, он так и не стал действующим храмом, а в 50-е годы был разобран и разрушен.

 

— Почему Александр Невский получил прозвище только в XV веке? И почему выбрана именно Невская битва для прозвища?

 

Единственный наш князь, который получил прозвище при жизни, это был Андрей Боголюбский. Все остальные князья получили прозвища только в XV веке в так называемой статье «А се князи русстии». И это четко те князья, которые были родоначальниками Московской династии – Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Даниил Московский, Симеон Гордый и т.д. А Невский… У него были две главные битвы, которые произошли в самый критический момент. Это как раз полный разгром Северо-Восточной Руси, помощи ждать неоткуда, и как раз в этот момент шведы решают напасть на Русь. И молодой князь, которому двадцать лет и который до этого в битвах себя еще никак не проявлял, он собирает малую дружину, т.е. он даже не собрал все войско, которое ему было доступно в Новгороде, он просто что было под рукой, то и взял, и с этой малой дружиной разгромил шведский отряд. И Невская битва в житии Александра Невского выделена как главное деяние в его жизни, как молодого князя, который в таких сложных условиях отразил шведское нашествие.

 

В литературе, особенно иностранной, говорят, что это была маленькая битва, совсем незначительная. Но мы должны понимать, что это такой регион, где все действовали маленькими незначительными силами. И раз уж шведы пришли маленьким отрядом, значит, они думали, что могут что-то здесь сделать незначительными силами. А их так раз и выбили. А если бы они поставили здесь город? А если бы к ним пришла подмога? Т.е. все это люди, конечно, понимали в то время. Поэтому Невская битва, конечно, главная.

 

— Самые уникальные предметы, какие бы вы выделили?

 

Самые уникальные предметы находятся в витрине, посвященной захоронению Александра Невского. Это три самых уникальных предмета из нашего собрания. И, конечно, я бы еще обратил внимание на Трефологион – это первая печатная книга со службой Александру Невскому, при чем той службой, которая была составлена в момент его канонизации. Т.е. из нашего собрания это четыре главных предмета, которые стоит посмотреть. А если брать вообще выставку, то еще это резная деревянная икона – уникальный предмет, очень редкий. И искусствоведы, которые нам помогали, которые нас консультировали, они сказали, что на выставку это очень достойный предмет.

 

Еще нам предоставлены экспонаты потомками Петра Скипетрова. Мы сейчас к ним подойдем дальше.

 

После революции 1917 года вокруг образа Александра Невского, естественно, начались определенные движения, связанные в том числе с попыткой низложения этого образа. Первое вскрытие мощей было еще весной 1917 года по инициативе Временного Правительства и Русской Православной Церкви. Тогда речь шла только о том, чтобы вскрыть гробницу и посмотреть, что там осталось подлинного, и оставить только то, что действительно является мощами Александра Невского. А в 1922 году уже советская власть открывает мощи для того, чтобы развенчать культ Александра Невского.

 

И вот в одной из витрин у нас представлены материалы о Петре Скипетрове, одном из участников защиты Александро-Невской лавры в 1918 году. Напомню, что в январе 1918 года помещения лавры должны были быть изъяты под нужды новой власти. В лавру пришел отряд красногвардейцев и матросов. Петр Скипетров пытался увещевать пришедших, и закончилось это все трагедией. То ли случайный, то ли специальный выстрел ранил служителя церкви и, к сожалению, через несколько дней он умер. В наше собрание сейчас передается его потомками три предмета, которые вы здесь можете видеть. Это часть подтяжек, которые были на нем непосредственно в момент ранения, и запонки от рубашки. На подтяжках видны следы крови.

 

Несмотря на то, что в 20-е годы была попытка низложения образа Александра Невского прежде всего в глазах верующих, тем не менее, в 30-е годы и особенно 40-е годы Великой Отечественной войны – это время, когда образ Александра Невского вновь возвышается и занимает свое, положенное ему место в историческом сознании и в государственной идеологии. Мы все прекрасно помним фильм «Александр Невский». И здесь у нас представлен написанный в начале 40-х годов этюд к картине Корина «Александр Невский» –  ко всем хорошо известному триптиху. Ну вот по этюду мы видим, что замысел был сначала немножко другой.

 

В 1942 году бы учрежден орден Александра Невского – вот он здесь представлен. Но на что еще стоит обратить внимание это книжка «Александр Невский» авторства Данилевского. Надо заметить, что за годы Великой Отечественной войны было издано несколько десятков разных брошюр, посвященных Александру Невскому. Их общий тираж доходил до полутора миллионов. Т.е. это была тема популярная и важная для государства.

 

Ну а чтобы понимать, как Александр Невский вдохновлял бойцов Красной армии на подвиги, мы представили лист из книжки, посвященной Ледовому побоищу. Это глава «Ночь перед боем». Этот лист лежал в планшете Евгения Белина. Он летчик, уроженец города Владимира, один из защитников Ленинграда. Он был сбит в сентябре 1941 года. Его самолет в 90-е годы был обнаружен, и вот в планшете лежал один лист из книги, посвященный Ледовому побоищу. Т.е. по крайней мере на этом примере мы можем сказать, что бойцы Красной армии и офицеры образ Александра Невского действительно воспринимали как вдохновляющий на подвиги и на защиту Отечества.

 

— Вы сказали, что Временное Правительство затеяло вскрытие гробницы, чтобы отделить подлинное от неподлинного. А как там могло неподлинное оказаться?

 

Там оставили только кости в 1917 году. В храме мощи часто одевают в одежды, где-то подкладывают вату, чтобы создать объем. Т.е. речь шла не о том, что оттуда хотели кости выбросить, и о подлинности речи не шло, сомнений не было, просто, чтобы отделить то, что не является мощами, от собственно мощей.

 

И вот последняя витрина рассказывает о том, как образ Александра Невского воспринимался уже после войны – в основном в 80-е, 90-е и в наше время. Тут представлены две шкатулки. Одна принадлежит художнику Фомичеву – «Ледовое побоище», т.е. Александр Невский здесь все еще воспринимается как князь. «Воин» –  шкатулка художника Молодкина. Здесь мы тоже видим князя-воина – здесь отображены его битвы, и также мы видим князя-дипломата – показано, как он общается с монгольскими ханами.

 

Ну а 90-е годы и XXI век, в котором мы сейчас живем, это уже возвращение вновь к иконографическому церковному образу Александра Невского, который сегодня сосуществует с его светским образом, сформировавшимся в советское время. Это икона одного из известнейших наших иконописцев Молодкина, где мы видим князя Александра Невского и князя Андрея Боголюбского – два ярчайших представителя нашего региона эпохи средневековья

 

— В одной из витрин есть материалы об Александро-Невском братстве. Расскажите и о нем, пожалуйста.

 

Во Владимирской губернии, сначала в Вязниках во Мстере, было создано Братство Александра Невского, а затем, в середине 60-х годов XIX века оно было создано непосредственно во Владимире – Владимирское православное братство святого благоверного великого князя Александра Невского. Оно находилось в Борогодице-Рождественском монастыре и взяло на себя функции распространения христианства среди старообрядцев и сектантов. Затем оно взяло на себя функции распространения христианской литературы, открытие книжных магазинов, книжных складов, церковно-приходские школы взяло на свое содержание, т.е. организовывало сбор пожертвований на создание этих школ. При братстве также была создана библиотека на базе епархиальной библиотеки. И, наверно, одно из самых главных деяний братства и важных для нашего музея, это то, что при нем было создано древлехранилище, куда собирали святыни со всей Владимирской губернии. Это были и старопечатные книги, и рукописные книги, и иконы, и предметы религиозного культа. Все это собиралось, чтобы на примере этого собрания показывать, что Православная Церковь – она истинная, и пытаться убеждать таким образом и старообрядцев, и сектантов возвращаться в лоно Православной Церкви.

 

Благодаря этому древлехранилищу сохранились очень многие предметы древние. И потом уже полностью они поступили в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Многие предметы, которые сейчас на этой выставке, они как раз из этого древлехранилища, в частности, все книги, которые представлены, они именно оттуда».

 

 

На выставке также представлены памятники, отражающие эпоху правления как самого Александра Невского, так и его отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, так и деда, великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Однако главная цель и задача второй выставки – проследить историю почитания и трансформацию образа святого от средневековья до наших дней. В этом смысле экспонаты, иллюстрирующие именно этот исторический сюжет, не только уникальны, но и позволяют исследователям добавить немаловажные подробности в историю почитания святого Александра Невского, а также постичь, какое же он имел значение для наших предков.

 

Впереди нас ждет торжественный финал проекта «Александр Невский: великий северный путь», о котором мы непременно расскажем, но… в свое время.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

ФОТО

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru