6+

История текста в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН

Программа Артема Гравина

«Архивная история»

Совместный проект радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН

Гость: Алексей Владимирович Сиренов

Тема: Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук и коллекция Николая Петровича Лихачева. Общий обзор коллекций архива Н.П. Лихачева, история коллекций, судьба архива и его хозяина после 1917 г.

Эфир: 27 сентября 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена биографии Николая Петровича Лихачёва, особенностям его личности, истории замысла и формирования его коллекции исторических памятников, а также значению его деятельности для современной исторической науки.

 

Алексей Сиренов:

Речь пойдёт о коллекции документов, которая собрана в Санкт-Петербургском институте истории Российской академии наук.

Обычно в академических институтах не бывает больших коллекций документов. Как правило, есть небольшая библиотека или небольшой архив (по большей части, делопроизводственный). Однако Петербургские академические институты представляют собой исключение.

Практически во всех академических институтах гуманитарного профиля в Санкт-Петербурге, кроме, собственно, научной части, есть ещё большие коллекции книг и документов, собранные на протяжении ста-двухсот лет. Такие коллекции есть и в Институте русской литературы (Пушкинский дом), и в Институте восточных рукописей, и в Институте истории материальной культуры.

Не является исключением в этой плеяде учреждений (а, может быть, является и жемчужиной) Санкт-Петербургский институт истории.

Коллекция документов, которые собраны в Санкт-Петербургском институте истории, необычна. В её состав входят два больших собрания: 1) собрание археографической комиссии и 2) коллекция выдающегося историка, академика Николая Петровича Лихачёва.

Николай Петрович Лихачёв родился в начале 60-х годов XIX-го века, в 1862 году, а умер в 1936 году. Родился он в Казанской губернии, а умер в Ленинграде.

Биография Николая Петровича Лихачёва, во многом, повторяет биографию целого ряда наших историков того периода. Закончив Казанский университет, Николай Петрович Лихачёв приезжает в Петербург и с 90-х годов XIX века вся его деятельность вплоть до его смерти связана с Петербургом. Здесь он преподаёт, здесь он публикуется. Но, что ещё характерно, здесь Николай Петрович Лихачёв задумал собрать уникальную коллекцию, которой нет аналогов в России.

Исследователи называли Лихачёва коллекционером «сказочного масштаба». В чём же специфика и масштаб лихачёвского собирательства? Он собирал памятники письменности с древнейших времён и заканчивая современностью. И собирал их по всему миру. Везде, где он только мог это делать. Прежде всего, это те места, где осуществлялась антикварная торговля. Надо сказать, что до сих пор окончательно этот вопрос не изучен, до сих пор не проанализирован.

Очевидно одно. Имея немалые средства, он их все тратил на приобретение памятников письменности.

Причём Николай Петрович понимал исторический источник очень широко. Для него это была не только рукопись на бумаге или на пергамене. Это были и вещественные памятники, имеющие знаки письма. Так Николай Петрович стал крупным нумизматом, выдающимся сфрагистом своего времени, изучая и древнерусские монеты, и древнерусские и византийские печати.

Начался его интерес именно с того, что для него оказалось важным, что на монетах и на печатях есть тексты. Его интересовало не столько содержание, сколько то, как этот текст написан, как он оформлен, каким он мог быть в разные века, в разных культурах. И поэтому Николай Петрович Лихачёв собирал не только европейские древности, но собирал восточные рукописи: он собирал, например, памятники Древнего Египта и Междуречья, сиро-вавилонские древности (в частности, глиняные таблички и другие памятники клинописи).

Он хотел в своей коллекции представить всю историю мировой письменности, начиная с древнейших времён, когда эта письменность только зародилась, заканчивая современностью.

И ещё был у Николая Петровича один важным принцип. Он был убеждён, что исследователь должен работать с подлинниками. Поэтому, если в коллекциях его коллег мы встречаем фотовоспроизведения, то Николай Петрович фотографию воспринимал только как исследовательский инструмент.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

 

Программа «Архивная история». АНОНС

Каждый последний понедельник месяца слушайте беседы с сотрудниками Санкт-Петербургского Института истории РАН, научная деятельность которых в разной степени причастна к коллекции Николая Петровича Лихачева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru