ТВЕРЬ-ТОРЖОК-СТАРИЦА-РЖЕВ-КРЕСТЦЫ из Санкт-Петербурга
Гид — по расписанию Елена Захарова
Даты поездок (3 дн. / 2 н.): по расписанию
Приглашаем Вас в трехдневную поездку по красивейшим местам, лежащим на пути «из Петербурга в Москву». Вы увидите Крестцы, город известный не только своей историей, но и знаменитой «крестецкой вышивкой». Посетите Николо-Малицкий монастырь. Прогуляетесь по старым улицам Твери. Посетите древний русский город Старицу с Успенским монастырём и мемориал Советскому солдату подо Ржевом. В Торжке — Борисоглебский монастырь. В Твери увидите Путевой дворец, перестроенный Карло Росси.
Программа:
1 день. Отправление из Санкт-Петербурга в 8-00 (Московский пр., д. 189).
11-00 (через 3 часа) п. Кресцы — Церковь Святой Троицы. Некогда Крестцы — купеческий уездный город (1393 г.), стремительная застройка которого началась с указа Екатерины Великой, когда были возведены каменные Екатерининский собор и Путевой дворец, а город украсили 8 каменных зданий, 5 из которых принадлежали купцам. Кроме этого, город славится знаменитой на весь мир «Крестецкой строчкой» и первым музеем поэта Велемира Хлебникова.
С местом, на котором построен собор Святой Троицы, связана любопытная легенда. Не известно насколько она правдива, но местные старожилы рассказывают, что якобы убили на этом месте юродивого. Кто убил и за что, легенда не донесла, а вот что место это особенное, «заговорённое» жители помнят. Из-за этого, будто, и судьба у собора несчастливая. А история его такова.
В 15 веке велением Ивана III по всему тракту Москва — Новгород через каждые 20-25 вёрст были учреждены станции — ямы. Появились на «государевой» дороге ямы в Валдае, Едрове, Яжелбицах, Крестцах, Зайцеве. Позднее в наиболее крупных ямах стали возникать слободки ямщиков. Появилась такая слобода и в Крестцах. Здесь же была построена и деревянная церковь.
В 1862-1865 годах в Ямской слободе рядом с деревянной церковью был построен каменный собор Святой Троицы. На собранные деньги был нанят малоизвестный архитектор Сверчков. Сведений о нём практически нет, ничего построенного им в Новгородской области не сохранилось. Архитектор выбрал традиционную композицию четырёхстолпного пятиугольного здания с тремя алтарными выступами. С западной стороны к храму примыкает колокольня.
Собор задумывался как единоверческая церковь. Это своего рода компромисс между русскими старообрядцами (к коим принадлежало большинство ямщиков) и православной церковью. За первыми сохранялось право совершить богослужения и таинства по своим обрядам, но при условии подчинения православной церкви.
В 1865 году Собор был освящён и стал действовать как единоверческая Троицко — Никитская церковь в Ямской слободе Крестец.
Обед.
Николаевский Малицкий монастырь (за пожертвования кто-нибудь из братии проводит экскурсию).
Основан между 1584—1595 годами на пустоши Шевякова, назван по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку — приток Волги. Около 1675 года монастырь полностью сгорел. По преданию, после пожара в пепле нашли только образ Святителя Николая с обожженной задней стороной, но с неповрежденным ликом. Эта икона размером 5,5 вершков х 4,5 вершка была широко известна и популярна среди жителей г. Твери в XIX — начале XX вв. как чудотворная. В 1742 году перед образом Николая Чудотворца исцелилась графиня Мавра Шувалова, и в благодарность она дала обет выстроить в монастыре шесть церквей.
Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, это низко висящие паникадила (церковные люстры). До них можно дотянуться рукой. Так устроено специально. Алтарники, прислуживающие на службах, используя длинные шесты, периодически возжигают и тушат свечи на высоких подсвечниках и паникадилах. На самые важные моменты службы братья вручную приводят в движение паникадила, подвесные лампады и хорос. Горящие свечи, качающиеся паникадила создают торжественное, праздничное настроение у молящихся. Свет от горящих свечей отражается на позолоченных нимбах святых, изображённых на фресках; блики переливаются, играя по всему храму. В этот момент кажется, что святые оживают, приходят в движение и молитвенно соучаствуют нам в церковном торжестве.
Сегодня такой ритуал можно увидеть только на Святой Горе Афон, куда он был перенесён из собора Святой Софии в Константинополе. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл. Одному святому старцу, жившему на Афоне в 9 веке, было видение: во время литургии, когда хор умилительно пел херувимскую песнь, вся церковь наполнилась ярким светом, отверзлись небеса и множество ангелов в ликующем восторге летали по храму и своими крыльями задевали светильники, приводя их в движение. Святой Николай Кавасила, богослов и мистик 14 века, смысл вращающихся под церковными сводами свечей толковал как движение звёзд в космосе, славящих своего создателя Бога.
Есть строгий устав, согласно которому количество зажженных свечей соответствует разряду службы. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках.
Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в свое время. Одни светильники, такие как шарообразные люцерны или святогорские фанарии – большие стеклянные чаши с маслом, подвешенные на цепях – горят на протяжении всей службы, образуя в темноте «дежурное» освещение; другие светильники – металлические маслёнки, драконтии, хорос – зажигают только на особо важные моменты службы. Также под сводами храма подвешены 5 литых крестов. Такую необычную форму лампы в виде креста (Ставрос) в 4 веке придумал Свт. Иоанн Златоуст.
2 день.
8-00 завтрак
Тверь. Путевой императорский дворец, перестроенного арх. К. Росси по желанию сестры Александра I. Церковь Белая Троица, которая является самым древним сооружением на территории Твери, где сохранился древний иконостас, а главной святыней является рака с мощами Макария Калязинского. Христорождественский и Свято-Екатерининский женские монастыри.
Тверь – (1час) Старицы – (40мин) Ржев
10-00 выезд
11-00 Старица — город (с 1297) (часа 3-3,5).
Воздух шпилями распорот,
В каждой впадине — века,
Если Старица — не город,
То и Волга не река.
С. Островой
Старица – красивый древнерусский городок в верховьях Волги, милый взору, белокаменный, спокойный, простой и искренний. Здесь почти нет новодела, лоска и кричащей рекламы, рассчитанных на залетного туриста с толстым кошельком. Даже свежеотреставрированный Успенский монастырь не режет глаз ослепительно белыми стенами, а смотрится вполне органично. В Старице все как положено для русской провинции — красивый арочный мост и крутой берег Волги, церквушки, главная улица с купеческими особняками, Его Величество Успенский монастырь и пара сотен исторических достопримечательностей.
Старицкий Свято-Успенский монастырь, согласно преданию, основали в 1110 году два монаха Киево-Печерской лавры Трифон и Никандр.
Обед в монастыре
Примерно в 16 выезд во Ржев. Мемориал советскому солдату. Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возводится на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг., он создаётся по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто воевал здесь, кто удержал и обескровил силы гитлеровской группы армий «Центр». Памятник создан без привлечения федеральных средств, на народные пожертвования.
К 19 возвращение в Тверь.
3 день. 8-00 завтрак
10-00 выезд в Торжок. Город находится между Москвой и Петербургом, поэтому здесь побывали многие исторические личности, следовавшие из одной столицы в другую: А. С. Пушкин, Екатерина II и другие. Кажется, что время в Торжке остановилось и на дворе далекий и забытый XIX век. Множество церквей и монастырей города, а также почти утерянное ремесло мастериц-золотошвеек делают его отличным от большинства современных городов.
Мы посетим Борисоглебский монастырь — самая древняя в обитель Тверской области и Воскресенский монастырь, где в главном Воскресенском храме хранится ценная икона Воскресения Христова.
Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших русских православных монастырей. Основан преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Название обители связано с именами русских князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
Устроитель обители преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями. Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно — иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе, де и возник Борисоглебский монастырь.
Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.
Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного мощи были обретены нетленными и благоуханными и с тех пор 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.
Тихвинская церковь единственная деревянная церковь в Торжке, дошедшая до наших дней. Впервые упоминается в 1625 году.
После обеда отъезд в С-Петербург. Возвращение к 22 часам к ст. м. Московская.
В программе (14900): автобусное и экскурсионное обслуживание по программе, сопровождение гида.
Дополнительно: питание, личные расходы, пожертвования, записки, свечи, сувениры и т. п.
Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19, wa.me/79052224019
Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 982-40-19, +7-905-222-40-19, +7 (812) 985-49-33
Корпоративные клиенты и прием групп в Петербурге: +7 (812) 982-40-19, +7-905-222-40-19
Время работы: 12-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.
Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/ «+» слева
Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov