6+

Особняк РУМЯНЦЕВА

+7 (812) 982-40-19, +7 (905) 222-40-19 (Whatsapp)

 

ЭКСКЛЮЗИВ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАДИО «ГРАД ПЕТРОВ»
представляем образовательный проект Н. Л. Катсон по истории Петербурга и мирового искусства
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ-ЭКСКУРСИЙ:
1) постоянная лекция-экскурсия «ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА: ВЛАДЕЛЬЦЫ И КОЛЛЕКЦИИ»;
2) лекции-экскурсии по временным выставкам в Особняке Румянцева

Гид — по расписанию — ст. научный сотрудник Н. Л. Катсон

Даты:  по расписанию 11.06 — «»НЕПАРАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД 100 ПРОИЗВЕДЕНИЙ», 1930-40 гг., 22 художника!» (также по субботам от 5 человек)
по субботам — «ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА: ВЛАДЕЛЬЦЫ И КОЛЛЕКЦИИ» от 5 человек

Выставка объединила 100 произведений художников ленинградской пейзажной школы, работавших в 1930–1940-е годы вне рамок соцреализма и его требований: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других.

Каждый художник обладал собственным восприятием города, разрабатывал свою тему, передавал свое настроение, эмоции, ощущения, возникающие в процессе изучения натуры. Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных работ, на выставке представлены рисунки акварелью, литографии, гравюры.

Отдельный раздел выставки составят работы, созданные художниками в блокадном Ленинграде. Зрители смогут увидеть картину Вячеслава Пакулина «Невский проспект», процесс создания которой зимой 1942 года был заснят военным фотокорреспондентом Николаем Хандогиным.

_____________

Особняк Румянцева —  филиал Музея истории Санкт-Петербурга (Английская наб., д. 44).

ВЫ ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ Информационно-выставочный Центр Д. С Лихачева (ГМИСПб, Особняк Румянцева, Галерная, 45, 3 этаж)

Программа:
13-45 Сбор у входа в Особняк Румянцева. Вход с Галерной ул., д. 45.
Особняк Румянцева —  филиал Музея истории Санкт-Петербурга. Заказная экскурсия по Парадным залам либо по экспозиции.
15-30 Окончание. Самостоятельно до ст. м. Адмиралтейская.

В программе (350):  лекция-экскурсия
Дополнительно: выходной билет. На временную выставку — 200, на постоянную экспозицию Парадные залы и временную выставку — 350 для всех.

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ:

9 апреля (суббота): 14.00

«Творчество Сандро Боттичелли в музейных собраниях Италии»

Один из величайших художников эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли (1445-1510) обладая уникальным дарованием, соединил в своем творчестве античность и современность, поэзию и живопись, участвовал в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане и по заказам Лоренцо Медичи. В центре рассмотрения — изумительные творения божественного Боттичелли, хранящиеся на родине художника — в Италии.

Интереснейшая лекция Надежды Львовны Катсон в Информационно-выставочном Центре Д. С. Лихачева в Особняке Румянцева.
Из Цикла лекций Сокровища европейской культуры.

Лектор: ст. науч. сотрудник ГМИСПб Надежда Львовна Катсон

Стоимость билетов: 150 руб. (100 руб. — льготный).

ЗАПИСЬ НЕ НУЖНА. ВХОД ПО БИЛЕТАМ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТСЯ В МУЗЕЕ Особняк Румянцева Английская наб., д. 44, вход с Галерной ул., 45, 3 этаж.

На временную выставку — 100 пенс., учащ., 150 взр., на постоянную экспозицию — 300 для всех.

1) постоянная лекция-экскурсия «ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА: ВЛАДЕЛЬЦЫ И КОЛЛЕКЦИИ»:

ВКЛЮЧАЕТ ЛЕКЦИЮ В ЦЕНТРЕ Д. С. ЛИХАЧЁВА И ЭКСКУРСИЮ ПО ПАРАДНЫМ ЗАЛАМ

В ходе экскурсии посетители смогут услышать рассказ об истории здания и его владельцев и увидеть роскошные интерьеры особняка Румянцева второй половины XIX века: парадную Невскую анфиладу, в одном и залов которой находится огромное во всю стену зеркало начала ХХ века; Дубовый кабинет, отделанный деревянными панелями и тиснеными кожаными обоями; Черный кабинет, Белый зал, Парадную и две Дубовые лестницы. Часть интерьеров не входит в обычный экскурсионный маршрут по особняку Румянцева и увидеть их можно только во время специальной экскурсии.

История особняка — от строительства здания в 1730–1740-х годах до конца ХХ века — рассказана на основе исторических документов и архитектурных планов, а также фотографий интерьеров начала ХХ века. Здесь представлены сведения о владельцах дома, их портреты и фамильные гербы.

Первый раздел посвящён Николаю Петровичу Румянцеву (1754–1826) – государственному деятелю, канцлеру Российской империи, меценату, коллекционеру древних письменных памятников; деятельности «Румянцевского кружка», занимавшегося изучением и систематизацией «отечественных древностей»; истории Румянцевского музея в Петербурге и его переводу в Москву.

Судьба особняка в ХХ веке представлена в фотографиях первых выставок и экспозиций Музея истории и развития Ленинграда, посвящённых обороне города в 1941–1944 годах и его послевоенному восстановлению. Особо выделены этапы развития ГМИ СПб. Современная история дворца отражена в фотографиях и материалах о реставрационных работах.

Экскурсия по особняку Румянцева, названному в честь одного из самых выдающихся владельцев дома в первой четверти XIX века Николая Петровича Румянцева (1754-1826) проводится в часы работы музея. Выдающийся государственный деятель, просветитель и меценат, он завещал свой дом, наполненный уникальными коллекциями древностей и крупнейшим по тем временам книжным собранием России «на благое просвещение».

В 1831 году в особняке был открыт первый в России частный публичный музей. В1861 году Румянцевский музей был перевезён в Москву. Позднее его коллекции легли в основу собрания Российской Государственной библиотеки и Музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Особняк как частная собственность переходил от одного владельца к другому. С 1880 по 1916 он принадлежал герцогам Лейхтенбергским—потомкам правящих династий России и Франции. К 300-летию Санкт-Петербурга была закончена реставрация исторических интерьеров особняка, выполненных в 1880-е годы архитектором А. А. Степановым.
На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» Музейные экспозиции по истории города первой половины ХХ века предваряет выставка «Особняк Румянцева. История дома и его владельцев». Здесь представлены материалы по истории дома от первых владельцев до возвращения ему статуса музея.

 

2) лекции-экскурсии по временным выставкам в Особняке Румянцева:

Лекция-экскурсия «СОКРОВИЩА ВЕНЕЦИИ» включает:
лекцию в центре Д. С. Лихачёва «МОЗАИКИ СОБОРА САН-МАРКО И СОКРОВИЩА ЗНАМЕНИТЫХ ХРАМОВ И МУЗЕЕВ ВЕНЕЦИИ» 
и экскурсию по временной выставке 
«ВЕНЕЦИЯ ВДАЛИ, КАК СТРАННЫЙ СОН…»,
которая проходит с 24 декабря 2020 по 2 июня 2021.

Живопись, графика, фотография из собрания Государственного музея Истории Санкт-Петербурга

 Выставка знакомит с коллекцией «венецианских» материалов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Гравюры, литографии, живописные произведения, исторические фотографии — всего более 170 изображений — дают представление о том, как выглядела Венеция в XVIII–XIX веках.

Выставка «Венеция вдали как странный сон..» продолжает цикл выставок Государственного музея истории Санкт-Петербурга, посвященный городам Европы, оказавшим влияние на мировую историю архитектуры и градостроительства. Появление в музее «венецианской» коллекции связано с историей его создания. Предшественником Государственного музея истории Санкт-Петербурга был Музей Города, организованный в октябре 1918 года в Аничковом дворце. Слово «город» в его названии имело широкое, собирательное значение. Музей Города ставил перед собой амбициозную задачу исследования истории градостроительства в целом и изучения принципов развития городского организма. Для этого коллекция пополнялась произведениями живописи и графики с видами городов, фотографиями, картами и планами, теоретическими трудами по архитектуре. В результате ряда реорганизаций в 1928–1933 годах музей изменил основное направление деятельности и стал заниматься только вопросами строительства и благоустройства Ленинграда. Собранные коллекции по истории городов мира долгое время не были востребованы, однако в последние годы музей ведет специальную работу по их публикации и созданию тематических выставок, одной из которых стала выставка, посвященная Венеции.

Знаменитые достопримечательности и элементы повседневного городского пейзажа Венеции предстают на выставке в произведениях живописи и графики, гравюрах, фотографиях. Особенности географического положения и развития  города отражены в топографических планах и картах. Самой ранней из них является панорама, выполненная швейцарским мастером Маттеусом Мерианом Старшим с гравюры Якопо де Барбари. Она датируется самым  концом XVII века.

Серия офортов, созданных гравером и архитектором Антонио Визентини по живописным произведениям Джованни Антонио Каналя, известного как Каналетто, представляет парадную и несколько идеализированную Венецию XVIII века.

Фотографии таких итальянских мастеров, как Карло Понти, Карло Найя, Фортунато Антонио Перини, Доменико Брезолин, с документальной точностью воспроизводят облик Венеции второй половины XIX века. Многие из представленных материалов экспонируются впервые.

Среди интересных экспонатов в экспозиции можно будет увидеть слайды для мегалетоскопа, стереодиапозитивы с  видами города, цветные гелиотипии с имитацией позолоты в изображениях интерьеров собора Сан Марко.

Венеция — удивительный город на островах, который всегда обладал особой притягательной силой для русских путешественников. На выставке посетители смогут познакомиться с  воспоминаниями, фрагментами писем, стихами о Венеции, написанными русские художниками, писателями, поэтами, побывавшими в этом необычном городе.

Свойственную Венеции романтическую атмосферу, наполненную тайнами и метаморфозами, на выставке помогает передать художественная инсталляция  «Венецианские маски», выполненная по мотивам произведений Пьетро Лонги и Франческо Гварди.

Информационно-выставочный Центр Д. С Лихачева (ГМИСПб, Особняк Румянцева, Галерная, 45, 3 этаж)

 В центре  представлена мемориальная экспозиция, посвященная основным этапам жизни и деятельности Дмитрия Сергеевича Лихачева — выдающегося ученого-филолога, историка русской литературы, общественного деятеля, защитника культурных ценностей нашей страны, градозащитника, столь много сделавшего для сохранения исторического Петербурга.

Также здесь организовано пространство для проведения встреч, творческих вечеров,  конференций и круглых столов, посвященных проблемам, которые в свое время поднимал академик Лихачев: проблемам сохранения культурно-исторического наследия России, духовно-нравственного воспитания  новых поколений, бережного отношения к окружающей природной среде и другим.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Закончил отделение языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В феврале 1928 года арестован за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук» и осужден на пять лет. Находился в  заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) и Беломоро-Балтийском лагере (Бел-Балтлаге).

После досрочного освобождения в августе 1932 года Д. С. Лихачев работал в нескольких ленинградских издательствах. С 1938 года — научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, с 1954 года — заведующий сектором (с 1986 — отделом) древнерусской литературы. Кандидат филологических наук (1941), доктор филологических наук (1947). С 1951 года — профессор Ленинградского государственного университета. Член-корреспондент (1953)  и действительный член (1970) Академии наук СССР; член Британской Академии наук и Академий целого ряда других государств; почетный доктор Оксфордского и  Эдинбургского университетов (Великобритания), Университета города Бордо (Франция) Карлова университета (Чехия), Цюрихского  университета (Швейцария), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (Венгрия).

Д. С. Лихачев — автор сотен  научных трудов и статей по истории русской литературы, выдающийся общественный деятель: в 1986—1993 годах занимал пост председателя правления Советского фонда культуры (с 1991 — Российский фонд культуры), 1989—1991 годах  — народный депутат Верховного Совета СССР. Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993), первый кавалер ордена Св. Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» (1998), один из учредителей «Конгресса петербургской интеллигенции» (1999).

Д. С. Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен  на кладбище в  поселке Комарово.

В мемориальной экспозиции Центра представлены документы, книги и личные вещи Д. С. Лихачева, переданные родственниками ученого в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть письменный стол и кресло из домашнего рабочего кабинета Д. С. Лихачева, докторские мантии Оксфордского и  Карлова университетов, аттестат старшего научного сотрудника по специальности «литературоведение» (1949), диплом доктора филологических наук (1948), медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», значок «Народный депутат СССР» (1989).  А также многочисленные фотографии.

О семье ученого рассказывают детские фотографии, портреты его родителей, супруги Зинаиды Александровны, дочерей Людмилы и Веры,  внуков. Среди них семейный портрет 1929 года, на котором  Д. С. Лихачев запечатлен с родителями и братом Юрием во время свидания в Соловецком лагере ОГПУ.

Представлены фотопортреты Д. С. Лихачева разного времени, сделанные в период с конца 1940-х  до 1990-х годов.

Д. С. Лихачев общался со многими выдающимися людьми своего времени. На фотографиях 1980-1990-х годов  академик запечатлен с писателями В. Г. Распутиным и Д. А. Граниным, историком  Л. Н. Гумилевым, литературоведом Ю. М. Лотманом.  Уникальна фотография, сделанная в 1986 году в Ватикане на встрече Д. С. Лихачева с Папой Римским Иоанном-Павлом II.

Завершают фотохронику снимки, сделанные во время празднования 90-летнего юбилея Д. С. Лихачева в 1996 году.

 


 

«Город, потерянный во времени. Утраченные адреса Петербурга»

Приглашаем в музей Истории Санкт-Петербурга на выставку «Город, потерянный во времени. Утраченные адреса Петербурга», где представлено более 200 фотографий, сделанных с середины XIX по конец XX века. В сопровождении старшего научного сотрудника Надежды Львовны Катсон вы сможете совершить путешествие во времени по императорскому Петербургу и советскому Ленинграду, узнать, как выглядел наш город в разные исторические эпохи, увидеть утраченные памятники архитектуры и приметы повседневной городской жизни давно минувших лет. Экскурсия пройдет в вечернее время.

Программа:
11-45
 Сбор у входа в Особняк Румянцева вход с ул. Галерной, д. 45.
Особняк Румянцева —  филиал Музея истории Санкт-Петербурга. Заказная экскурсия по экспозиции «Город, потерянный во времени. Утраченные адреса Петербурга».
13.30 Окончание. Самостоятельно до ст. м. Адмиралтейская.

В программе:  входные билеты в Музей истории города — особняк Румянцева — по тарифам музея — 150 взрослый, 100 — пенсионеры, школьники, студенты.
Экскурсия по выставке — В ПОДАРОК!

ПО ВАШЕМУ ЖЕЛАНИЮ — ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА РАДИО

Информационно-выставочный Центр Д. С Лихачева (ГМИСПб, Особняк Румянцева, Галерная, 45, 3 этаж)

В экспозиции представлено более 200 фотографий, сделанных с середины XIX по конец XX века. На снимках — утраченные панорамы и здания Петербурга. Знакомые ансамбли выдают себя не сразу — ныне несуществующие постройки слегка сбивают с толку. Среди таких неузнаваемых мест — современная площадь Труда, набережная Мойки в районе Дома культуры работников связи, Загородный проспект — на месте нынешних локаций стояли церкви и храмы. Еще здесь показывают снимки новаторских для начала XX века зданий — среди них Дом германского посольства на Исаакиевской площади или Дом-cказка в Коломне. Завершают экспозицию воспоминания о некогда дачных окраинах — сейчас это уже хорошо обжитые районы города.

 


 22 ноября 2018 года в 16.00 в выставочных залах особняка Румянцева (вход с ул. Галерной, 45) открылась выставка «Иконы XVII – начала XX века», на которой впервые представлена лучшая часть коллекции русской иконописи из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга — около 60 икон.

Приглашаем в музей истории Санкт-Петербурга на выставку «Икон XVII – начала XX века в особняк Румянцева». В сопровождении куратора выставки Надежды Львовны Катсон вы увидите произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстёры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. А также два уникальных иконостаса — из Екатерининского придела Петропавловского собора и походный иконостас Александра I. Экскурсия пройдет в вечернее время.

Программа:
02.07 в 18-20
 Сбор у входа в Особняк Румянцева вход с ул. Галерной, 45.
Особняк Румянцева —  филиал Музея истории Санкт-Петербурга. Заказная экскурсия по экспозиции «Иконы XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга».
02.07 в 20.00 Окончание программы. Самостоятельно до ст. м. Адмиралтейская.

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 500 иконописных памятников. Отобранные для выставки иконы дают представление о богатстве и разнообразии музейной коллекции, а также демонстрируют основные тенденции в развитии отечественного иконописного искусства Нового времени со второй половины  XVII  до начала ХХ века. Здесь можно увидеть произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные  настолпные иконы, а также камерные произведения — иконы для келейной, домашней молитвы.

В фонды музея иконы, главным образом,  поступили из ризницы Петропавловского собора  и из имущества горожан.

Особого внимания на выставке заслуживают два уникальных памятника — иконостасы, происходящие из Петропавловской крепости: из домовой церкви Комендантского дома  и Екатерининского придела Петропавловского собора.

Первый — походный иконостас Александра I, сопровождавший императора в заграничном походе 1813-1814 годов. После окончания войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. Затем в 1837 году иконостас передали в ризницу Петропавловского собора. По документам известно, что в 1855 году на период ремонта Петропавловского собора он был установлен во временной церкви-палатке на плац-параде крепости. Затем хранился в соборной ризнице, откуда и поступил в фонды музея.

Иконостас включает 9 образов, расположенных в два регистра: в местном ряду располагаются иконы «Архангел Михаил», «Богоматери Знамение», «Спас  Вседержитель» и «Николай Чудовторец», в деисусном ряду —   «Деисус» («Богоматерь и Иоанн Предтеча в молении Спасу на престоле»), «Апостолы Петр, Иаков, Симон, Филипп, Андрей и Иоанн Богослов», «Преподобный Сергий Радонежский», «Апостолы Павел, Матвей, Иаков, Фома, Иуда и Варфоломей».  Они выполнены предположительно мастерами круга московской Оружейной палаты  последней четверти XVII века в редкой технике  — живописи на шелке.

Иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора первоначально находился в церкви во имя Владимирской иконы Божьей матери в усадьбе Собственная дача близ Петергофа. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1779 году его перенесли в Петропавловский собор. За время бытования иконостаса живописные образа неоднократно поновлялись и реставрировались. В 1917 году  иконостас был разобран и хранился в ризнице собор. Сегодня в собрании музея сохранилось 17 из 20 икон, когда-то входивших в его состав.

Созданная на выставке временная  реконструкция трехярусного иконостаса Екатерининского придела сделана на основе архивных описаний и сохранившихся исторических фотографий.

На выставке можно увидеть иконы местного ряда:  «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Праведная Елисавета», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Великая Панагия» и «Великомученица Екатерина Александрийская». В праздничном чине на сегодняшний день представлены иконы: «Рождество Богородицы», «Преображение», «Тайная вечеря» «Воскресение» и «Вознесение». Небольшой «Страстной цикл» объединяет три произведения: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Распятие».

Среди экспонатов выставки интересны самые ранние по времени создания иконы «Святитель Николай Чудотворец «Можайский» (Центральная Россия, вторая половина XVII в.), «Святой Иоанн Богослов в молчании» (Москва, мастер круга Оружейной палаты, первая треть XVIII в.) и старообрядческая икона «Святой Кирилл Александрийский» (Русский Север, первая четверть XVIII в.)

Привлекает внимание необычная иконография  образов «Плач Богоматери при Кресте» (Поморье, конец XVIII в.) и «Богоматерь Троеручница (Мстерский мастер в Санкт-Петербурге, третья четверть XIX в.).

Несколько икон представлены вместе с серебряными окладами — удивительными по красоте и изысканности произведениями декоративно-прикладного искусства XIX- начала ХХ веков.


Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19, +7 (905) 222-40-19 (Whatsapp)

Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 985-49-33

Корпоративные клиенты и прием групп в Петербурге: +7 (812) 982-40-19

Время работы: 12-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.

Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/  «+» слева

Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov

Контакты

Наверх

Рейтинг@Mail.ru