6+

Женское право в Библии

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Цикл бесед с библеистом Светланой Викторовной Бабкиной, к.и.н., доцентом Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

«Женщины в Библии»

Передача восьмая. Закон о женщинах

Эфир: 5 марта 2022 г.

АУДИО

 

Светлана Бабкина:

 

Да, библейским миром управляют мужчины. И если мы будем смотреть на закон именно, то мы увидим вот этот отголосок и эту форму именно мужского мира, потому что, конечно, к сожалению, когда мы смотрим на закон, то видим жесткую рамку, внутри которой, мы понимаем, что женщина (я скажу резкое слово) – она практически вещь. И это немного противоречит вот тому, о чем мы говорили до этого, что у них есть воля, что она принимает решения, что у нее есть чувства, и что священная история это учитывает. Но, я бы сказала, что между этими двумя плоскостями, то есть плоскостью реального мира и плоскостью закона, такое противоречие порождается тем, что закон всегда ставит рамку, это сухая некоторая черта. И эта рамка и планка – они довольно высокие и категоричные. Но жизнь форматирует закон, и мы увидим примеры этого.

Все знают последнюю заповедь: «Не желай». Ни дома ближнего, ни жены ближнего, ни осла ближнего, ни вола ближнего, ни служанки ближнего, ни рабыни ближнего… Мы видим, что дом, жена, скот – оказываются вещами одного порядка, и комментаторы современные очень любят подчеркнуть вот эту идею собственничества, любят обращать на это внимание: вот, смотрите, жена ставится в один ряд и со скотом, и с рабами. Да, с одной стороны, так. Но это еще зависит от того, что мы хотим услышать, что мы хотим прочитать. С одной стороны, женщина – часть имущества, но, с другой стороны, она находится в поле защиты этого мужчины, она находится под опекой этого мужчины. И, конечно, нельзя было сказать: да, вот дом – не желай, вот имущество – не желай. Ну, жена,  у нее же есть свобода воли, так что… Но – нет, закон очень прост, нельзя размывать границу закона, нельзя размывать рамку закона, иначе он перестанет быть таким вот орудием (и защиты, в том числе, тоже).

И еще более очевидно (тоже очень любят комментаторы приводить пример, и люди, которые стараются показать и подчеркнуть положение женщины зависимое, положение женщины именно как имущества) – это разговор о выкупе. Мы знаем свадебный обряд выкупа невесты. За девушку платили выкуп. Мы видим это в книге Исход. Говорится, что тот, кто желает взять девушку, тот отдает за нее выкуп отцу. И он ее как бы покупает себе, а она не получает ничего, она переходит из дома отца в дом мужа. Но мы видим удивительное, что с талмудических времен вот этот выкуп становится гарантией безопасности девушки, гарантией безопасности женщины, потому что традиция развивается так, что когда мужчина берет жену, то он дает некоторую сумму ее семье, и если семья заботится о ней, то эта сумма остается нетронутой, для чего? А если с ней что-то происходит (или развод, или смерть мужа, или ее болезнь), то эта сумма – это то, на что она может опереться в жизни.

Закон говорит о том, что семья должна вмешаться, нельзя просто так оставить девушку, женщину, когда ей предъявляется какое-то обвинение, и хотя для нас сегодня это все выглядит неприятно и унизительно – проходить вот через эту процедуру, но, тем не менее, это нужно сделать, для того, чтобы эту женщину защитить. Но – семья может и не вмешаться, и мы это тоже видели (в истории Фамари).

Развод возможен был. Развод был возможен во многих культурах. Очень часто, обычная ситуация, развод по инициативе мужа. Мы не видим, чтобы женщина проявляла инициативу в Библии. Хотя позже, опять же, мы видим, что бывало…

Совершенно уникально, во Второзаконии, 21 и 22 глава, о которых мы сегодня говорим, там так, что если у кого жена есть любимая и есть нелюбимая, то дети наследуют равно. Соответственно, положение этих женщин должно быть равное.

Другой пример – это наследование. В книге Чисел, 27 глава, нам рассказывается о дочерях Салпаада… Было восстание Корея, прямо во время Исхода, в пустыне. Корей решил, что у него больше прав на священство, чем у Аарона и его потомков. И Бог показал, что именно Аарон и его род избран. И те, кто участвовал в восстании, были уничтожены. Естественно, остались люди, остались женщины какие-то, остались вдовы. И они остались без доли, без наследства. И к Моисею приходят дочери некоего Салпаада и говорят: наш отец не принимал участия в этом восстании, мы должны получить наследство. У них нет отца, у них нет братьев, то есть у них нет никого, чтобы им выделили бы долю и о них заботились. И Моисей стал о них молиться и Бог ему сказал, что правда на их стороне. Они получают надел отца и еще больше, надел среди братьев, среди дядей своих.

 

«И сказал Господь Моисею: правду говорят дочери Салпаадовы. Дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их. И сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его».

 

Вот это правило очень важное, потому что мы видим, что девочки получают право наследования в случае отсутствия сына. Они не остаются бездомными, буквально. И это правило – для Ближнего Востока вообще, для Греции, для Рима – оно достаточно уникально. Потому что мы видим, что не наследуют дочери обычно. Там какие-то другие пути их устройства в жизни, но вот такого прямого наследства нет. В греческих законах, в афинских законах – да, она может наследовать, но тогда оговариваются условия брака. В книге Чисел, в библейском законе, тоже есть такая поправка, что наследующая дочь должна выйти замуж потом за кого-то из своего же колена, чтобы не дробился участок, потому что земля была разделена между родами, между коленами, и если девушка, например, из колена Вениамина, выходит замуж, скажем, мужчину из колена Рувима, то, имея наследие, как хозяйка, в своем колене, то она не должна перенести эту землю в другое колено – вот это нельзя было допустить, земля должна была остаться в одном колене, роде. Поэтому оговаривалось, что она должна выйти замуж за кого-то из своего же рода. И вот здесь некоторое ограничение можно было бы усмотреть в правах, но, опять же, традиция чувствует это ограничение, и в последующих законодательствах говорится о том, что она может выходить замуж за того, за кого она захочет, но тогда она лишается вот этой земли.

Еще один закон, который тоже нам сейчас может казаться странным, это закон о левиратном браке.

Для нас это кажется ущемлением прав женщины – что это такое, она должна выйти замуж за вот этого человека и ни за кого другого, вот за брата умершего мужа. И, кажется, это ограничение, ущемление и так далее. Но, опять же, нужно понимать реальность. Ладно, если женщина была из очень хорошего рода и какой-то невероятной красоты, и ее хотели взять в жены второй раз много кто. Но намного чаще ведь случалось, что девушка, которая замужем уже была, которая уже не девственница, ей сложно устроить свою судьбу. Второй брак – это всегда сложнее, чем первый. И, скорее всего, ей грозит остаться совершенно негарантированной от унижения, от лишения всего… Но – закон говорит, что есть кто-то, кто обязан, обязан о ней позаботиться. Гарантировать ее права и дать ей статус в обществе.

Нужно понимать реальность. А реальность была такова, что они жили в том мире, в котором девочек убивали просто для того, чтобы урегулировать численность населения. И хотя у Израиля никогда не было подобной практики, но у соседних народов она была. Мальчиков в случае голода убивать никто не будет, а девочек можно было убить. И вот в этих условиях гарантировать безопасность женщины даже вот таким, кажется, сложным способом, это прорыв, в общем-то.

 

Далее:

 

— о святости брака, почему «вы должны быть святы»?

— закон о пленницах, почему нельзя насиловать пленниц во время войны?

— женился – не понравилась, что делать?

— место женщины в религии

— семьи рабов: муж и жена

— женщина-рабыня

— развод и дети

— роль матери в семье

 

 

См. также:

Женщины Исхода

Жизнь пророка Моисея до самого начала исхода евреев из Египта все время зависела от женщин. Зависела в самом решающем смысле. Цикл бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии». Седьмая передача: жизнь Моисея и женщины – мать, повивальные бабки, сестра, дочь фараона, жена. АУДИО

Женщины в Библии: жена Потифара и Асенефа

У Томаса Манна есть роман «Иосиф и его братья», а мы поговорим на тему – Иосиф и его женщины. Цикл бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии». Шестая передача: жена Потифара. АУДИО

Женщины в Библии: Дина

Попрание законов и месть, честь женщины и выбор веры. Цикл бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии». Пятая передача: Дина. АУДИО

Женщины в Библии: Фамарь

Фамарь – первое женское имя, упомянутое в «Родословии Иисуса Христа». Но в Библии мы читаем, что она преступает сразу несколько законов… В чем же смысл этой истории? Цикл бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии». Четвертая передача. АУДИО

Женщины в Библии: Рахиль и Лия

«Странное, какое-то несправедливое описание: Рахиль красива станом и лицом, Лия слаба глазами…». В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» третья передача посвящена сестрам, наши героини – Рахиль и Лия. АУДИО

Женщины в Библии: Ревекка

Женщина в Библии очень часто не только направляет, но и совершенно меняет выбор, решение, волю мужчины, а иногда даже и Бога. В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» вторая передача посвящена Ревекке. Эфир 17 апреля 2021 г. АУДИО

Женщины в Библии: Ева и Сарра

Женщина в Библии очень часто не только направляет, но и совершенно меняет выбор, решение, волю мужчины, а иногда даже и Бога. В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» первая передача посвящена Еве и Сарре. Эфир 13 марта 2021 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru