fbpx
6+

Женщины Исхода

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Цикл бесед с библеистом Светланой Викторовной Бабкиной, к.и.н., доцентом Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

«Женщины в Библии»

Передача седьмая. Женщины в жизни пророка Моисея: мать Моисея Иохаведа; египетские повивальные бабки Шифра и Фуа; дочь фараона, спасшая младенца Моисея и вырастившая его; сестра Моисея пророчица Мариам; жена Моисея Сепфора (Ципора)

Эфир: 11 декабря 2021 г.

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Книга Исход прежде всего связана с именем мужчины, с именем Моисея. А Светлана Викторовна нам раскроет женский мир книги Исход.

 

Светлана Бабкина:

Да. Обычно, когда говорят об Исходе, то вспоминают о Моисее, прежде всего, об Аароне, может быть еще, рядом который с ним шел, и о тяготах, которые переживали в пустыне израильтяне. А этот вот женский мир немножко ускользает, хотя это как раз тоже очень интересно, потому что мы видим, что, во всяком случае, на ранних этапах своей жизни, то есть от рождения и до исхода, Моисей был окружен женщинами и они сыграли в его жизни достаточно большую роль, собственно, он выжил благодаря им. И вот об этих женщинах я как раз хотела бы сегодня вспомнить.

Мы заканчиваем книгу Бытия на таком подъеме, когда Израиль приходит в Египет, Иаков принят фараоном, им выделяется земля, где они могут жить, и Иосиф занимает такое высокое положение при дворе… А книга Исход начинается с фразы… сюжет книги Исход начинается с фразы: восстал фараон, который не знал Иосифа. И всё портится, искажается, всё становится плохо, потому что евреи оказываются в таком подавленном, порабощенном состоянии, они уже рабы, а вовсе никакие не почетные гости, которые живут на отдельной территории. Благословение-то действует, они рождаются, и они по-прежнему благословлены чадородием, детей много… И фараону это не нравится, потому что он понимает, что народ становится многочисленный. И он издает страшный приказ…

«Повивальные бабки» упоминаются прямо в первой главе книги Исход. Что эти женщины сделали? Представьте себе на минуточку, у них есть строгий приказ фараона убивать еврейских детей мужского пола, а они этих детей спасают:

 

Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

 

Меня всегда изумляет в этой истории, почему фараон безымянный, а повивальные бабки имеют имена – Шифра и Фуа.

Шифра это значит красавица, а Фуа значит девушка, то есть не совсем уж они «бабки», это у нас они так названы, повитухи. В этой истории, с библейской точки зрения, библейского восприятия, вот эти женщины – они оказываются важнее даже, чем фараон. Почему? Потому что фараон может быть любой, на самом деле, любого сюда поставь и он мог быть таким. А вот эти женщины – они достойны того, чтобы их имена хранились в веках. Потому что, как сказал о них один из комментаторов современных, мы видим здесь первый в истории зафиксированный акт гражданского неповиновения под давлением морального императива. То есть мы видим, что люди саботируют приказ, потому что у них есть мораль, они боятся Бога, у них есть этические представления, у них есть совесть. Они рискуют собой, на самом деле, потому что если бы это стало известно, то они сами могли бы подвергнуться казни, точно также как и вот эти дети, которых они должны были убивать.

 

Марина Лобанова:

Если бы не было истории про вот этих двух женщин, Красавицу и Девицу, кажется, история про Моисея была бы даже более величественной в своем сюжете – младенец обречен на смерть и вот он чудесным образом спасен из воды дочерью фараона. Но зачем-то еще нужно было в библейском повествовании про этих двух женщин нам рассказать. Уже, собственно, само появление на свет Моисея связано с некоторым противостоянием некой «вертикали», как сейчас говорят, но это не единственное будет противостояние такого рода, потому что дальше будет еще одно, а, может быть, не одно. Даже, может быть, три этапа этого противостояния вертикали, причем на разных уровнях: это уровень вот такой общественный и профессиональный – это уровень подчиненных фараона, вот этих официальных, государственных повитух, потом уровень частный – это мать, это уровень угнетаемых, и уровень еще один, тоже немаловажный – это дочь правителя страны. То есть на трех уровнях мы видим противостояние вертикали власти, высочайшему авторитету, самому главному лицу в государстве, где всё централизовано на его личности, личности фараона, и это противостояние на всех уровнях и во всех этих моментах – это противостояние именно женщин, на всех трех уровнях женщины говорят свое «нет». И, может быть, противостояние этому приказу царской дочери меня больше всего удивляет.

 

 

Светлана Бабкина:

Вот эти все женские истории, которые связаны с рождением Моисея, они показывают нам, что двигало их героинями: две женщины, о которых мы только что говорили – их поступками движет совесть, мать Моисея – которой движет любовь к своему ребенку…

Но что делает мать? Она фактически отказывается от своего ребенка, она кладет его в просмоленную корзину и пускает по реке – это довольно страшное решение. Но надо понимать, что у нее были другие дети, и вот если бы нашли этого ребенка, этого мальчика у нее, то ее другие дети тоже остались бы без матери. Мы знаем, что, как минимум, были Аарон и Мариам, брат и сестра Моисея. … Этот поступок отражает надежду, которая была в ней. Надежду на что? Она говорит своей дочери: иди и смотри. Она отправляет старшую девочку идти за младенцем и смотреть, что там случится с этой корзинкой. Надеясь, что всё будет хорошо. И всё так и случилось, эту корзинку нашел не кто-нибудь, а дочь фараона.

И опять же – и эта женщина понимала, что это за ребенок. Это не просто такой мальчик в корзинке…  Она прекрасно поняла, что это еврейский ребенок. И она берет его себе, и она его воспитывает, и она вводит его во дворец.

 

Была абсолютная уверенность у авторов традиции в том, что Моисей воспитывался при дворе фараона. Это значит, что он был принят туда благодаря заступничеству именно египтянки. Она, видимо, даже дает ему имя, потому что имя Моисей – египетское. … Это, скорее всего, египетское имя, означающее «хороший» и «ребенок». В египетских именах мы часто видим у фараонов такое имя, например Тутмос, вот это вот «мос», Моисей, Рамос, отсюда Рамзес происходит, потом это искажение будет, это то же самое, вот это вот – ребенок бога, ребенок Тота, ребенок Ра. И вот Моисей – это просто она нашла ребенка и она его называет «мальчик», я нашла мальчика, я нашла ребенка. Поэтому устойчивая есть традиция, что еврейское имя Моисея было Товия – «хороший».

Библия очень четко показывает, что женщины спасали детей, все женщины, разные женщины, начиная от повитух и заканчивая дочерью фараона. То есть, да, это –  человеческое на разных уровнях брало верх над этим вот страшным приказом, над вертикалью власти, над абсурдностью того, что исходило из дворца фараона сверху вниз.

 

Марина Лобанова:

Да, мне кажется, что Моисей не смог бы с фараоном разговаривать как-то вот так смело, если бы он уже там не был, не был бы одним из придворных, так что здесь, конечно, тоже такая промыслительная история.

Еще рядом с Моисеем – сестра и жена.

 

 

Светлана Бабкина:

Сестра Моисея Мариам оказывается рядом с ним на протяжении всего Исхода, и она умирает в самом конце книги Второзаконие, умирает Мариам и умирает Аарон.  И потом, вслед за ними, умирает Моисей. И мы видим, что вот как Мариам начала сопровождать Моисея – от реки, от этой корзины, она так все время рядом с ним и идет.

 

Неслучайно Мариам входит в традицию как одна из первых женщин-пророчиц. Она поет песнь избавления, когда Израиль выходит из Египта и когда случилась вот эта история с морем, женщины поют песнь избавления. Такой старый ритуал был, когда мужчины возвращались с войны с победой, женщины их приветствовали военной песней же. И вот это очень похоже. Есть хор мужской, есть хор женский, и хором женским руководит как раз Мариам. Это ставит ее рядом с Моисеем как пророчицу, потому что если у женщины есть в Библии речь… Песнь Мариам, скорее всего, в таком контексте, у нас есть две песни, это песнь Мариам и песнь Деборы потом, обе женщины – пророчицы.

 

И теперь, наверное, еще об одной женщине, не менее важной – это жена Моисея, которую звали Ципора, имя означает «птичка», такое легкое имя. Мы видим, что он знакомится с ней точно так же, как и все они знакомились до этого, у колодца. И он видит прекрасную девушку, с подружками, сестренками… Любопытно, что она мадианитянка. Это народ родственный, в общем, Израилю, это потомки Авраама от Кетуры.

 

Ципора не выходила из Египта, потому что она не ходила туда с Моисеем, она ждала его в пустыне, где потом они воссоединяются. И есть один очень интересный, совершенно загадочный сюжет в Библии, который проливает свет на личность этой женщины, показывает ее статус, ее место рядом с Моисеем. Это 4 глава, 24-26 стихи:

 

Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию.

 

То есть Моисей куда-то идет, и его встречает – здесь говорится: Господь. И хотел его умертвить. … Очень странный сюжет, то есть непонятно, что здесь происходит. Во-первых, странна сама ситуация: если Бог посылает Моисея вывести народ, как мы только что говорили, и это такая важная миссия, то почему вдруг Он решает его убить? С другой стороны, почему Сепфора вмешивается? Что у нее за сила такая? … Здесь очень много запечатано в этой истории.

Я сейчас расскажу об интерпретациях, но нужно понимать, что это интерпретации, то есть это пример того, вот как сейчас ученые, как люди, которые изучают традицию, что они в этом сюжете видят. Во-первых, мы видим, что Ципора – дочь жреца. Она точно знает, что делать, она делает это хорошо и ловко, она произносит ритуальную формулу. Возможно, ключ как раз – это ее происхождение. Мы знаем, что в древнем мире женщины совершали некоторые ритуалы. Видимо, мы имеем дело здесь с женским как раз ритуалом. Скорее всего, это защитный ритуал, который проводился над детьми.

 

Обрезание как символ завета с Богом – богословское и более позднее понимание, а здесь мы видим более архаичный  ритуал, призванный защитить ребенка (детская смертность была огромная). … Понятно тогда, почему это делает женщина, потому что женщина – это тот, кто рядом с ребенком, мать – это тот, кто первый обязан защитить ребенка, его греть, его кормить, наблюдать за ним внимательно, но и вот эта вот сфера духов, которая рядом с ребенком постоянно, тоже. И именно мать защищает ребенка и от них тоже.

Мы не видим из библейского текста, почему вдруг Бог решает Моисея убить. Непонятно. То есть была какая-то, видимо, предыстория.

Ципора совершает жертвоприношение, и тут тоже появляется кровь, и это связывает еще раз Ципору с Моисеем. У этой истории более архаичные корни, чем восприятие обрезания как символа Завета.

Для древних людей мир был насыщен духами, и самое опасное место – это перекрёсток, это переправа, вот всё такое. Представляли собой опасность и перекрёсток, и переправа через реку, когда человек проходит какое-то опасное место, на него может напасть демон. До нашего времени дошли такие традиции, они до сих пор сохраняются в виде дорожных крестов на перекрёстках. Потому что перекрёсток – это место опасности. Это сейчас интерпретируется как знак благочестия просто, как молитва перед дорогой. … И мы видим это древнее представление, например, в истории, когда Иакова встречает Некто и борется с ним, это переправа через реку, это та же самая ситуация.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Женщины в Библии: жена Потифара и Асенефа

У Томаса Манна есть роман «Иосиф и его братья», а мы поговорим на тему – Иосиф и его женщины. Цикл бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии». Шестая передача: жена Потифара. АУДИО

Женщины в Библии: Фамарь

Фамарь – первое женское имя, упомянутое в «Родословии Иисуса Христа». Но в Библии мы читаем, что она преступает сразу несколько законов… В чем же смысл этой истории? Цикл бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии». Четвертая передача. АУДИО

Женщины в Библии: Рахиль и Лия

«Странное, какое-то несправедливое описание: Рахиль красива станом и лицом, Лия слаба глазами…». В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» третья передача посвящена сестрам, наши героини – Рахиль и Лия. АУДИО

Женщины в Библии: Ревекка

Женщина в Библии очень часто не только направляет, но и совершенно меняет выбор, решение, волю мужчины, а иногда даже и Бога. В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» вторая передача посвящена Ревекке. Эфир 17 апреля 2021 г. АУДИО

Женщины в Библии: Ева и Сарра

Женщина в Библии очень часто не только направляет, но и совершенно меняет выбор, решение, волю мужчины, а иногда даже и Бога. В цикле бесед с библеистом Светланой Бабкиной «Женщины в Библии» первая передача посвящена Еве и Сарре. Эфир 13 марта 2021 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru