fbpx
6+

Женщины в Библии: Ева и Сарра

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Цикл бесед с библеистом Светланой Викторовной Бабкиной

«Женщины в Библии»

Передача первая. Ева и Сарра

Эфир 13 марта 2021 г.

АУДИО

 

Для чего Бог создал женщину? Возможно, приблизиться к пониманию смысла этого Божиего деяния нам поможет исследование «биографий», истории библейских женщин – женщин в первых главах Ветхого Завета. Что именно привносят в Священную историю женщины? Ответы ищем вместе с библеистом Светланой Бабкиной, которая в серии передач «Женщины в Библии» ведет нас по «женской линии» библейских сюжетов.

 

Светлана Викторовна Бабкина – современный российский библеист, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ.

 

В феврале 2021 г. эфире радио «Град Петров» прозвучал репортаж о межвузовском научном семинаре «Современная библеистика», где обсуждался доклад Светланы Викторовны Бабкиной «Мифологическое и историческое в предании о танце Саломеи (Мк. 6:17-28; Мф. 14:1-11)».

 

Продолжением стали беседы, выходящие в эфире радио «Град Петров», объединенные общей темой «Женщины в Библии».

 

Первые передачи посвящены, наверное, самым великим, самым значимым ветхозаветным женам, они же – самые первые героини библейского повествования: Ева, Сарра, Ревекка, Рахиль и Лия.

 

В их образах видна древность библейской традиции, в которой роль женщины достаточно значима. Ветхозаветный текст, полный поэтических достоинств, дает нам также возможность увидеть очень реалистичные индивидуальные черты, свойства характера, особенности личности каждой из этих женщин.

 

Светлана Бабкина:

«Я бы, наверное, даже не с какой-то конкретной женщины начала, а с идеи женского вообще – в Ветхом Завете. Потому что, мне кажется, что есть некоторый стереотип, о том, что женщины там должны быть очень такими тихими существами, они должны идти за своим мужем-патриархом, например, или заботиться о доме… Есть такой образ: жена как следующая за мужем. Действительно, отчасти это так, мы видим массу примеров, когда женщины проявляли послушание, верность. И в тоже время это восприятие несколько однобоко. Потому что все практически образы женщин, которые мы видим, они учат нас тому, что у женщин есть своя воля, есть понимание жизни, есть выбор всегда, и они принимают решение, они действуют, и более того, очень часто от выбора женщин зависит ситуация в целом.

Женские персонажи – их, с одной стороны, достаточно много в Библии, но, конечно, в разы меньше, чем мужчин, потому что мир библейский – это всё-таки, безусловно, мир мужской. Но, как говорится, за каждым успешным мужчиной ищите женщину».

 

Первые передачи выходили в эфиры:

 

13 марта 2021 г. «Ева и Сарра»

17 апреля 2021 г. «Ревекка»

22 мая 2021 г. «Рахиль и Лия»

 

И после перерыва на лето цикл «Женщины в Библии» возобновился:

 

25 сентября 2021 г. «Фамарь»

23 октября 2021 г. «Дина»

20 ноября 2021 г. «Жена Потифара и Асенефа»

 

Предлагаем вашему вниманию аудиозапись первой передачи из этого цикла.

 

 

Марина Лобанова:

В Ветхом Завете, в его истории богообщения, мы видим, что Бог общается с мужчинами прежде всего. И если говорить о Еве, то нам кажется, что дьявол общается прежде всего с женщиной.

 

Светлана Бабкина:

«Начнем с того, что мужчина и женщина – они разные. Разный, например, способ восприятия. Женщина обращает внимание на детали, мужчина – смотрит глобально на мир. И вот чуткость и тонкость – она дает возможность быть более рефлексирующими именно женщинам. Потому что даже вот история с Евой, посмотрите, она слушает, она видит этого змея, она его слышит, и он ей рассказывает, что будет, и она воспринимает его.

Кстати, в иудаизме и в исламе это не называется грехопадение, вот эта история, её расценивают всегда гораздо более мягко, то есть именно как проступок, который позволил череде событий быть. А для христианства, из всех трех религий, эта история, безусловно, самая важная, потому что для христианства это начало истории искупления в то же время.

Обычно вот в это упираются и всё, Ева плохая, она соблазнила Адама, они дальше перевели стрелки друг на друга очень удачно: Ева меня соблазнила… Ты сам виноват – Ты мне ее дал… и решай как хочешь.

Но что происходит дальше, если мы закроем эту историю, 4 глава, рождается Каин и Авель, Ева говорит: приобрела я человека от Господа. Она рождает, у неё есть творящая сила, Адам не может этого сделать. Земля рождает, Бог творит мир. Земля рождает потом животных, растения произрастают из земли, вот есть эта креативная сила. И женщина, Ева, она рождает, у неё есть вот эта созидательная сила. Мужчины может охранять, Адам – охраняет, он может ей говорить: ты не так делаешь… что-нибудь. Но эта охранительная сила Адама, патриархов, мифологических этих мужчин, она не имеет никакого смысла, если нет вот этой сути – рождения.  Это творческое, это божественное, которое есть у женщины. Только женщина может создавать это новое, и она рождает, она сама называет: приобрела я человека… И мы дальше не видим ее, дальше акцент смещается на сыновей. Но вот этот толчок первый – он очень важен. Она движет сюжет в первый раз (она приводит к падению Адама, человека, и к выходу мира как такового, чтобы он совершался), и она же делает так, чтобы этот мир наполнялся. Невозможно без неё.

Этот сюжет очень древний – про ребро. И он настолько древний, что мы потеряли смыслы многие. Это естественный процесс, мы утраченным смыслы древних историй, мы вкладываем в них новое, и какие-то основные вещи мы понимаем, но сути какие-то мы, к сожалению, утрачиваем, например, мы не знаем, как связано ребро, Ева и жизнь. Мы узнали это случайно, в общем, благодаря тому, что были открыты шумерские мифы, есть чудесный миф об Энки и Нинхурсаг… В частности, богиня ребра лечит Энки, … и мы не знаем, почему богиня ребра оказывается связана с жизнью в шумерском, почему не богиня пятки, почему не богиня локтя или лобной доли… или богиня сердца? Но они мысли так – жизнь и ребро связаны.

Мне встречалось любопытное предание в исламской традиции об этом, о сотворении женщины из ребра. Это не Коран, это Хадис, это предание. Там говорится о том, что женщина сотворена из ребра – что это значит? Что ребро – видите, оно кривое. И женщина – она вот такая изначально, она непрямая, она искривленная, и нужно уметь её принимать вот такой, какая она есть, потому что если будете пытаться исправить ребро, вы его сломаете, это разрушит природу, не будет у вас женщин.

 

Всегда нужно обращать внимание на контекст. Это первое, чему мы учим студентов: работая с текстами – смотрите контекст.

 

Сарра и Агарь

 

Если мы пойдем дальше, возьмем еще одну значимую, следующую, женщину, то я бы сказала, что эта женщина гораздо важнее в еврейской традиции, чем Ева, это Сарра. Сарра, жена Авраама. Потому что она первая праматерь, она праматерь патриархов, и она как раз вот этот образ верной жены, мудрой жены, которая проходила с Авраамом всё, все испытания, все скитания, даже как раз вот эта история про вторую жену, про Агарь…»

 

Полностью Слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Межвузовский проект «Современная библеистика»

Современная библеистика в России. Круглые столы и семинары. Репортажи Марины Лобановой. Эфиры 27 февраля и 15 мая 2021 г. АУДИО

«Дом библеиста можно узнать по запущенному саду»

«Сегодня в России человек пять специалистов по Новому Завету». В программе «Встреча» библеист Глеб Ястребов рассказывает о современной библеистике, доступной для интересующихся Священным Писанием в России. Эфир 15 и 22 июня 2019 г. АУДИО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru