Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Угол улиц Стремянной и Марата.

Лада Елецкая: Татьяна Александровна расскажет нам сегодня о доме, у которого два адреса – Стремянная ул., 21 и Марата, 5. Это угловой дом, и многим он известен как «Невские бани». Что это за дом?

Татьяна Трефилова: Сейчас по этому адресу на углу Стремянной и улицы Марата находятся Невские бани, построенные в 70-х годах двадцатого века. Бани эти были построены на том месте, где раньше стоял храм во имя Пресвятой Троицы, который принадлежал Обществу распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. А вот напротив бани, на Стремянной улице, 20 сохранился старинный дом с башенкой, где и сейчас на первом этаже находится библиотека, а над библиотекой на уровне второго этажа выложенная мозаикой надпись «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения». Большую часть своей жизни я прожила недалеко от этого места, была читательницей этой библиотеки и каждый раз, проходя мимо, я с удивлением читала эту надпись. О какой-то другой, совсем не советской жизни говорила она. И удивительно было то, что все годы Советской власти эта надпись сохранялась, ее не замазали штукатуркой и не закрасили краской. «Что это за общество – религиозно-нравственного просвещения?» – каждый раз удивлялась я, в то время, когда нас просвещали совсем по-другому.

 


 

Лада Елецкая: Как же Вы узнали об этом? Откуда взяли всю эту информацию?

Татьяна Трефилова: Сначала я стала спрашивать об обществе в этой библиотеке, но там мне не смогли ответить на этот вопрос. Я стала спрашивать у людей старших, но и они не знали. Про храм еще многие помнили, но про общество не знал никто из моих знакомых. И только уже после окончания института, в Публичной библиотеке мне удалось узнать про это общество.

Лада Елецкая: Что же это за общество? Когда оно было образовано? У него такое длинное название…

Татьяна Трефилова: Действительно, название такое длинное, что не сразу мне удалось его запомнить. Это общество было создано в 1881 году вскоре после убийства Государя Императора Александра II для противодействия анархии, социализму, атеизму и протестантским учениям. Это была попытка словом и проповедью защитить государство от повторения трагедии 1 марта 1881 года. Это было просветительское общество, оно состояло из представителей духовенства и образованных мирян и ставило своей задачей просвещение народа в духе Святой Православной Церкви. Общество было открыто 4 апреля 1881 года молебном перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери в Казанском соборе. Общество возглавил настоятель Казанского собора протоиерей Михаил Соколов, а после его кончины – протоиерей Философ Орнатский, также настоятель Казанского собора.

Лада Елецкая: В чем заключалась деятельность этого общества?

Татьяна Трефилова: В первые годы после основания деятельность заключалась в том, что силами членов Общества устраивались беседы и лекции о Православии в различных местах столицы – в учебных заведениях, в частных домах. Особое внимание уделялось рабочим окраинам – беседы проводились на фабриках и заводах, в ночлежных домах и в общежитиях для рабочих. Если в первые годы беседы и лекции носили нерегулярный характер, то постепенно они стали регулярными, и этой работой был охвачен весь Петербург. Проводились также беседы со старообрядцами и сектантами. Постепенно набирая со временем силу и поддержку народа, Общество отрывало свои храмы, школы, благотворительные заведения и типографии. Издавало журналы «Известия Санкт-Петербургской епархии», «Церковный голос», «Воскресный благовест», «Отдых христианина», а также после кончины отца Иоанна Кронштадтского журнал «Кронштадтский пастырь», посвященный памяти дорогого батюшки. Был также при Обществе народный церковный хор под руководством известного регента и композитора Архангельского. Общество также создавало книжные склады для продажи по низкой цене книг религиозно-нравственного содержания и открыло пять бесплатных библиотек. Библиотекарями в них являлись члены этого Общества, в том числе и священники, которые сами выдавали книги. Одна из библиотек Общества находилась здесь, на Стремянной улице, в том доме, где сейчас библиотека и где сохранилась эта удивительная надпись. Этой библиотеке было присвоено имя одного из основателей Общества протоиерея Михаила Соколова. Ему принадлежала идея создания первого просветительского центра Общества, которым и стала Троицкая церковь с залом для духовных бесед, книжным складом, школой и библиотекой.

 


 

Лада Елецкая: У общества был свой храм?

Татьяна Трефилова: Да. Храмом этого Общества и являлся Троицкий храм на углу Стремянной и Николаевской улицы. Отец Михаил не раз говорил в своих проповедях о необходимости построить свой храм для общества. И его духовный сын купец Евграф Федорович Балясов пожертвовал сто пятьдесят тысяч на строительство храма. Через 10 лет существования общества к строительству храма приступили. На углу Стремянной и Николаевской улицы был куплен участок, где в старом деревянном двухэтажном доме находился трактир. И в 1891 году в день Святой Троицы состоялся крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией Матери из Казанского собора, был заложен каменный храм во имя Пресвятой Троицы. Через два года митрополит Санкт-Петербургский Палладий освятил главный придел этого храма при участии отца Михаила Соколова, отца Философа Орнатского и отца Иоанна Кронштадтского, который всячески покровительствовал деятельности этого Общества. Храм был построен по проекту архитектора Николая Никитича Никонова.

Лада Елецкая: Расскажите об этом архитекторе, это имя, я думаю, мало кому известно.

Татьяна Трефилова: Николай Никитич Никонов родился в 1849 году в Ярославской губернии в крестьянской семье. Юношей он приехал в Санкт-Петербург и был сначала помощником и учеником у известных архитекторов. Он стал вольнослушателем Академии Художеств, но посещал занятия редко и был отчислен за это из числа вольнослушателей. Он был талантливым самоучкой, что для конца ХIХ века явление редкое. Чтобы иметь право стать архитектором, он сдал экзамен в Техническо-строительном комитете по установленной программе и получил должность архитектора «для производства строительных работ по духовному ведомству». Самая известная его постройка – это Иоанновский монастырь на набережной реки Карповки. А еще он построил Леушинское подворье на улице Некрасова, Серафимо-Дивеевское подворье в Петергофе, церковь Казанской иконы Божией Матери в Зеленогорске, а также подворья Старо-Афонского и Ново-Афонского монастырей в Санкт-Петербурге. Я назвала лишь основные его постройки, строил он и в провинции. Всего за свою жизнь он создал более 50 построек по духовному ведомству. Жил он в Санкт-Петербурге в красивом доме собственной постройки на Колокольной улице, 11, недалеко от Троицкого храма, о котором мы сегодня рассказываем. Это был первый и центральный храм Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

Лада Елецкая: А у этого общества были еще и другие храмы?

Татьяна Трефилова: Да, выполняя задачи религиозно-нравственного просвещения, общество стремилось строить храмы в рабочих окраинах столицы. На Выборгской стороне на Лесном проспекте, 16, был построен еще один каменный храм общества во имя святого пророка Иоанна Предтечи. При храме была открыта воскресная и рукодельная школа и создано братство трезвости. Эта церковь в полуразрушенном виде без куполов сохранилась до наших дней. В советское время в ней разместили спортивный клуб. На Охте была построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, современный адрес улица Панфилова, дом 23. При церкви было также общество трезвости, народный хор и зал для духовных бесед. Эта церковь не сохранилась. За Невской заставой на фабричной окраине был построен деревянный храм на каменном фундаменте во имя святого преподобного Серафима Саровского, современный адрес улица Ново-Александровская, 22. Этот храм тоже не сохранился. При храме был зал для духовных бесед, в котором проводились беседы для рабочих Обуховского завода. Была также бесплатная столовая для детей, библиотека, а также приют для детей и престарелых рабочих. За Нарвской заставой был еще один храм во имя преподобного Серафима Саровского, принадлежавший Обществу религиозно-нравственного просвещения на улице Серафимовской, 38. Сейчас это улица Трефолева. К сожалению, этот храм также не сохранился. Храм этот был деревянный, один из его приделов был освящен во имя святого преподобного Иоанна Рыльского. Имя этого святого носил отец Иоанн Кронштадтский, который благословил постройку этого храма. Рядом было построено трехэтажное кирпичное здание, где разместился еще один центр религиозно-нравственного просвещения, при котором была библиотека, сельскохозяйственные курсы, а также курсы рукоделия, музыки и французского языка. Все это для рабочих было бесплатно. Как и при всех храмах общества, было создано отделение трезвенников. К сожалению, эти деревянные храмы на рабочих окраинах не сохранились до наших дней, они были разрушены в годы советской власти. Но сохранился еще один большой каменный храм, принадлежавший Обществу религиозно-нравственного просвещения. Это известный всем храм Воскресения Христова на набережной Обводного канала, 116, у Варшавского вокзала. Этот храм строился как еще один просветительский центр Общества. Но еще во время строительства в 1898 году в составе Общества религиозно-нравственного просвещения по инициативе священника Александра Рождественского было создано Александро-Невское общество Трезвости. Это общество вскоре отделилось от первого общества, получило самостоятельность, известность, имело свои храмы, свою историю и свои периодические печатные издания. И поэтому храм Воскресения Христова сейчас более известен как храм Александро-Невского Общества трезвости.

Лада Елецкая: Давайте вернемся к Троицкому храму на углу Стремянной и улицы Марата. Что было построено при этом храме?

Татьяна Трефилова: При этом храме, как я уже сказала, была библиотека имени протоиерея Михаила Соколова, на Стремянной улице, 20. Была также воскресная школа, которая называлась Троицкой школой, был книжный склад. А рядом с храмом на Стремянной улице был пристроен по проекту того же архитектора Николая Никитича Никонова зал для духовных бесед, который открылся 14 ноября 1895 года беседой отца Иоанна Кронштадтского, который был почетным членом этого Общества, жертвователем, покровителем его деятельности. При нем освящены были многие храмы Общества. Здание, стоящее рядом с храмом по Николаевской улице, 7, также имело отношение к Троицкому храму. В этом доме жил староста и благотворитель этого храма купец Дмитрий Лаврентьевич Парфенов.

Лада Елецкая: Насколько я понимаю, Николаевская улица – это бывшее название улицы Марата. Чьим именем называлась она тогда?

Татьяна Трефилова: Эта улица до революции называлась Николаевская. Она была переименована в 1855 году в год кончины императора Николая I и названа его именем. А еще название Николаевская, возможно, связано с тем, что на углу этой улицы и Кузнечного переулка находился Единоверческий храм во имя святителя Николая Чудотворца, там, где сейчас до сих пор находится музей Арктики и Антарктики. А вообще, раньше эта улица называлась Грязная. Видимо, грязно было на улице, так эту улицу и называли. И лишь в советские время улица поменяла свое название и стала называться улицей Марата, деятеля Французской революции конца восемнадцатого века, одного из руководителей Великой Французской революции.

Лада Елецкая: Расскажите о людях, которые принимали участие в работе этого Общества. Среди них, наверное, были известные люди, может быть и святые?

Татьяна Трефилова: Как я уже сказала, членами этого Общества были священники и образованные миряне, а также студенты Санкт-Петербургской Духовной семинарии и Академии. В студенческие годы проповедниками Общества религиозно-нравственного просвещения были студенты Духовной Академии, имена которых знает сейчас Православная Россия. Это митрополит Вениамин (Казанский), Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), священномученик Иоанн (Кочуров), а также будущий патриарх Сергий (Старгородский), митрополит Григорий (Чуков), архимандрит Феофан (Быстров). Проводя беседы и проповедуя на рабочих окраинах, они знакомились с жизнью народа. Среди почетных членов этого Общества нужно назвать обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, протопресвитеров придворного духовенства отца Иоанна Янышева и отца Александра Дернова. И, конечно, отца Иоанна Кронштадтского. Покровительствовали деятельности этого Общества Санкт-Петербургские митрополиты. А председателем этого Общества в течение двадцати шести лет до дня своей мученической кончины был настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский.

Лада Елецкая: А какова судьба Общества и Троицкого храма после 1917 года?

Татьяна Трефилова: Сразу после Октябрьского переворота в зале Общества для духовных бесед продолжали проходить собрания мирян и духовенства. Но они носили уже другой характер. Первая попытка большевиков 13 января 1918 года захватить Александро-Невскую Лавру, во время которой был убит протоиерей Петр Скипетров, взволновала весь Петроград. Через три дня 17 января в зале при Троицкой церкви состоялось многолюдное собрание священников и мирян. Громадный зал не мог вместить всех желающих. Возглавил собрание митрополит Петроградский Вениамин. Против захвата Лавры было решено протестовать христианскими методами. Протоиерей Философ Орнатский предложит в защиту Лавры устроить крестный ход. Многолюдный крестный ход прошел по центральным улицам города, и в 1918 году Лавру не закрыли. Но в августе этого же года расстреляли председателя Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерея Философа Орнатского с сыновьями Борисом и Николаем. После его кончины Общество прекратило свое существование. Троицкий храм стал приходским. В октябре 1923 года в храме отпевали последнего придворного протопресвитера отца Александра Дернова, который был почетным членом этого просветительского Общества. На его отпевании в храме присутствовало сто четырнадцать священников и сорок семь дьяконов, а также множество мирян. Возглавил отпевание епископ Мануил (Лемешевский). В 1930 году, когда в этом храме еще проходили богослужения, в Троицкий храм перенесли икону Спаса Нерукотворного Образа после закрытия часовни в домике Петра I на Петроградской стороне, и икона хранилась здесь. В 1938 году перед закрытием храма икону передали в Преображенский собор. В начале марта 1938 года храм на углу Cтремянной улицы и улицы Марата был закрыт. Хозяином храма стал районный совет по физкультуре, и в храме устроили спортзал. Храм лишился куполов еще в начале 30-х годов. В таком виде без куполов храм пережил блокаду и не был разрушен. А после войны изо всех щелей стали пробиваться кустики березок. Православные люди видели в этом символ праздника Троицы. Но неверующим властителям города это, видимо, напомнило о березовых банных вениках, а может быть и просто так, но на месте снесенного храма построили бани. Вот такие события нашей петербургской истории происходили на том месте, где стоят сейчас Невские бани.

Невские бани - здание снесено в 2007 году. На месте построен торговый центр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скажите пожалуйста: а упомянутый в тексте Александр Рождественский — это священник Александр Петрович Рождественский, что был видным богословом начала 20 стелетия, однокурсником Сергия Страгородского и одно время Законоучителем дочерей Николая Второго? Просто в Пскове работал в здании, где было духовное училище, в котором одно время преподавал отец Александр

В передаче речь идет о священнике Александре Васильевиче Рождественском, основателе Александро-Невского общества трезвости при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

К сожалению духовное просвещение с целью которого и была создана библиотека не избавило наше общество от революции. Интересно,почему? Ведь те кто взял в руки винтовки,наверняка слышали слово Божье и знали,что взявший меч от меча и погибнет. До какого же отчания надо довести человека чтобы он наплевал и на свою жизнь и на свою бессмертную душу. Что привело к такому озлоблению? Я переиначиваю те события на сегоднешний лад. Мир изменился? Царя нет,войны нет. Пусть с добавками,но в какой нибудь «пятерочке» на сто рублей можно купить продукты. Значит голода тоже нет. Но способны ли сегодня люди взять в руки винтовки? Да человеческая душа потемки.

Почему же не упомянут митрофорный протоиерей Павел Лахостский, настоятель храма с 1891 по 1917 г.?…

Сохранилось семейное захоронение семьи Лахостстких, где покоится и прот. Павел,скончавшийся в Л-де в 1931 г. — напротив часовни бл. Матфея Татомира, на 13-ой дорожке, две раковины с крестами в ограде. К сожалению,убирая почитаемые могилы, мусор, листья, огарки выбрасывают на соседние, что можно видеть и на могиле прот. Павла, издателя, богослова, просветителя, автора воспоминаний об о.Иоанне Кронштадтском.

Уважаемый, хотела добавить, прабабушка, член
Обшества распространения религиозной нравственности и просвешения, была Анна Михайловна Кирикова и синовя:

Федор Федорович, Иван Федорович, Матвей Федорович Кириковы

Уважаемая Татьяна Трефилова, как можно узнать кто были члени Обшества.
В купеческих книгах жителей СПБ прочитала, что моя прабабушка вместе с синовями была членом этаго Обшества. Меня очень интересует и хотелось узнать, кто все помогал Обшество. Живу в Сербии и узнать тяжело.(но и мой русски язик с ошибками).
Спасибо, с уважением, Татьяна Борисовна Кирикова-Лазич

Наверх

Рейтинг@Mail.ru