Ольга Суровегина: Здравствуйте, дорогие друзья, в..." />
6+

Основатель первого приходского благотворительного общества священник Александр Гумилевский

Ольга Суровегина: Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире программа «Невидимый Петербург». У нас в гостях автор курса лекций по истории петербургской благотворительности, известный петербургский краевед Татьяна Александровна Трефилова. Здравствуйте, Татьяна Александровна.

Татьяна Трефилова: Здравствуйте.

Ольга Суровегина: Мы очень рады, что Вы в нашей студии, и рады, что Вы все чаще и чаще у нас появляетесь. Что же сегодня привело Вас к нам в гости?

Татьяна Трефилова: Во-первых, желание поделиться радостью о том, что на Смоленском православном кладбище совсем недавно, в прошлое воскресенье нашлась могила петербургского священника отца Александра Гумилевского, основателя первого церковно-приходского благотворительного общества. Эта могила на протяжении многих лет числилась как утраченная во всех справочниках по истории кладбищ, и казалось, уже невозможно ее найти.

Ольга Суровегина: И как же она нашлась?

Татьяна Трефилова: Она нашлась совсем недавно. Буквально в позапрошлое воскресенье мне позвонил один мой знакомый, Владимир Амосов, прихожанин Оптинского Подворья, и рассказал о том, что, прогуливаясь по Смоленскому кладбищу, он обратил внимание на большое могильное надгробие, поваленное на землю и вросшее в землю. На одной из боковых поверхностей ему удалось прочесть плохо различимую надпись «Основателю Христорождественского Братства». И он сразу позвонил мне и спросил, не знаю ли я, кто был основателем Христорождественского Братства. Конечно, я знаю, как же мне не знать. Ведь об основателе Христорождественского Братства отце Александре Гумилевском я писала статью в «Энциклопедию Петербурга», выходящую к 300-детию со дня основания города, и пять раз ее переписывала под руководством отца Александра Берташа. И конечно, прониклась судьбой этого замечательного священника — отца Александра Гумилевского. Желание поделиться этой радостью о нахождении его могилы и привело меня сегодня к вам в студию. Надеюсь, что наши слушатели смогут разделить радость об обретении этого утраченного захоронения.

Ольга Суровегина: Это действительно, удивительная, можно даже сказать, чудесная находка, после стольких лет и десятилетий. Но я думаю, что, к сожалению, не многие наши слушатели знают об отце Александре Гумилевском. Расскажите нам, пожалуйста, об этом человеке.

Татьяна Трефилова: Отец Александр Гумилевский родился под Санкт-Петербургом в селе Рождествено Царскосельского уезда 13 августа 1830 года. Его детство не было счастливым, хотя он родился в семье дьякона. Мать его умерла рано, отец скончался вскоре, и в восемь лет отец Александр остался круглым сиротой. Но в приюте он не оказался. Один его родственник, священник, устроил его в Александро-Невское Духовное училище, которое находилось на территории Александро-Невской лавры. Но учился Александр Гумилевский там плохо, учение не давалось ему. И он уже был приготовлен к исключению по неспособности к обучению, но другой родственник перевел его в другое училище при Петропавловском соборе, которое находилось в большом деревянном доме на Большой Дворянской улице. Вот тут-то Гумилевский стал учиться лучше и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию, после окончания которой поступил и успешно закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. И удивительно то, что он закончил Духовную Академию в 1855 году, в один год со святым праведным Иоанном Кронштадтским. То есть они были, безусловно, знакомы и они были однокашниками. После окончания Духовной Академии, Александр Гумилевский некоторое время преподавал в Духовной Семинарии, но буквально через год вступил в брак. Он женился на дочери священника отца Григория Смирягина, настоятеля церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Петроградской стороне. Этот храм находился на углу Большой Пушкарской и Введенской улицы. До нынешних времен он не сохранился. И вот, рукоположившись, отец Александр Гумилевский был назначен священником в храм Рождества Христова на Песках. То, что сейчас называется Советскими улицами, это были улицы Рождественские, и храм тоже, к сожалению, до наших времен не сохранился. И вот с первых же дней служения на Христорождественском приходе, отец Александр получил известность как человек, отдающий себя на служение людям. Первые годы его служения напоминают нам чем-то и первые годы служения отца Иоанна Кронштадтского. Отец Александр Гумилевский посещал бедных на дому, сам ходил для них в аптеку, и нередко, возвращаясь от кого-то из бедных, приходил без сапог, снимая что-то с себя и отдавая самое необходимое. В нем была столь характерная для 60-х годов девятнадцатого века жажда служения человечеству. В 1860 году на своем приходе отец Александр открыл одну из первых воскресных школ в Петербурге, в которой он преподавал сам и привлекал к безвозмездному преподаванию студентов старших курсов Духовной Академии. В этой воскресной школе помимо Закона Божьего преподавались и предметы, необходимые для людей: основы сельского хозяйства, математика, русский язык, чтение, церковное пение, которому обучали народ с голоса. Но, к сожалению, школу эту вскоре пришлось закрыть, так как в 1862 году вышло высочайшее повеление о закрытии воскресных школ, вследствие того, что в некоторых из них стали преподавать вместо церковных дисциплин учение социализма и безверия. И школу при приходе пришлось закрыть. В том же 1862 году отец Александр Гумилевский был назначен духовником недавно созданной Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Сестры этой общины недавно вернулись с фронта, с Севастопольской войны. Свои обязанности духовника Крестовоздвиженской общины он выполнял ревностно, с надеждой возродить в общине древнехристианское служение диаконис. К сестрам он предъявлял очень высокие требования, стремясь превратить их труд в образец подвижничества и бескорыстия, и временами, осуждая сестер за несоответствие его высоким требованиям. И вот, когда он однажды позволил себе неосторожно отозваться об общине в печати, он был отстранен от должности священника Крестовоздвиженской общины. Когда в мае 1862 года он пришел на очередную беседу с сестрами, то он увидел на своем месте другого священника, так как многие сестры перестали посещать его занятия, так как слишком высокие, невыполнимые требования были им предъявлены сестрам милосердия. Но отец Александр не остановил свою кипучую деятельность. Вскоре он занялся издательством, и издавал журнал «Дух христианина». Журнал, имевший в первый год большой успех, через четыре года прекратил существование, как не пользующийся популярностью. На страницах своего журнала отец Александр Гумилевский впервые высказал мысль о необходимости создать при каждом приходе такую церковную кассу, и средства этой кассы должны были складываться из налогов на имущих прихожан и добровольных пожертвований, и чтобы из этой кассы, из этих денег, собранных прихожанами прихода, можно было помогать бедным прихожанам прихода, так как отец Александр считал, что церковный приход, как община христианская, безусловно, должен помогать неимущим и бедным своим прихожанам.

Ольга Суровегина: Просто жить как одна семья.

Татьяна Трефилова: Да. И вот вскоре идея приходской кассы заменилась у него идеей создания приходского Братства. Этот проект встретил сочувствие у некоторой части его прихожан. На пожертвованные деньги была сначала снята квартира, в которой разместился приют для пяти престарелых женщин и нескольких детей. Этот год, 1863 год, является датой основания первого приходского благотворительного Братства. Несколько позднее, в другой снятой квартире был открыт приют для нищих, которые во множестве толпились на церковной паперти. Нищие там жили бесплатно, но питанием должны были обеспечивать себя самостоятельно за счет сбора пожертвований. Нередко нищие питались лучше, чем отец Александр, «с кофием и водкою». И нравы в этом отделении для нищих были достаточно буйными, и нередко отцу Александру приходилось выступать в качестве усмирителя в собственном приюте при приходском благотворительном обществе. Но вскоре от идеи призрения взрослых нищих пришлось отказаться, так как поведение их порой компрометировало деятельность церковно-приходского общества. И тогда отец Александр стал по воскресеньям кормить бесплатным обедом бедных прихожан. Но бедные прихожане вели себя порой так неблагочестиво, что его деятельность вызывала даже осуждение у священников из других приходов, настолько она была необычна для других священников. Другие священники считали, что «отец Александр с матушкой у себя на приходе харчевню открыли». Тогда отец Александр решил заняться воспитанием именно детей, нищенствующих на его приходе. Были собраны дети на церковной паперти, помещены в приют, и отец Александр занялся их воспитанием. Он писал о том, что при своей неспособности к стихотворству, он считал необходимым сочинять назидательные песни для детей, так как считал, что пение самый лучший проводник понятия нравственности в детские сердца. И вот некоторые песни, сочиненные отцом Александром я могу сейчас вам не пропеть, но прочитать. Вот одна из песен, написанная от лица приходских нищих до их попадания в приют. Слова песни звучат так:

По окончании службы на паперти святой,
Не зная вовсе дружбы, мы дрались меж собой.
«Подайте, Христа ради!» – кричали мы толпой,
И были очень рады мы денежке чужой.

А вот когда эти дети получили воспитание в приюте под руководством отца Александра Гумилевского, они запели уже другие песни:

Где отыщем мы больного, мы ему поможем,
В Братский наш приют такого принесем, положим.
Где найдем полунагого, мы его оденем,
И как гостя дорого мы его согреем.

Вот такие песни при неспособности к стихотворству писал отец Александр для своего приюта. И нужно сказать, что дети эту искренность оценили очень высоко. И вот 4 апреля 1866 года, в день покушения Каракозова на Александра Третьего, отцу Александру сообщили о том, что стрелявший в царя – помещик, и в своей проповеди отец Александр позволил себе неодобрительно отозваться о помещиках. Вскоре после этого он был переведен из Петербурга в Нарву, в Преображенский собор города Нарвы. Он служил в Нарве в течение одного года и за это время сумел создать там приходское попечение о бедных. Его проповеди, сказанные в Нарве, после смерти были изданы отдельной книгой «На память православным жителям города Нарвы». А нужно сказать, что дети приюта, основанного им, очень скучали в отсутствие отца Александра и составили даже молитву собственного сочинения, и стали петь ее ежедневно, чтобы Господь спас и помиловал и вернул им отца Александра. Тогда священник, заменивший отца Александра, запретил им петь эту молитву, как не значащуюся в молитвословах, но вскоре был научен своей печальной ошибке, и молитва на возвращение отца Александра зазвучала снова. Наверное, по этой молитве отца Александра снова через год вернули в Санкт-Петербург. Но уже не на Христорождественский приход, а дали ему приход в Обуховской женской больнице для бедных. Место совершенно недоходное. Служил он там недолго. За время служения в больнице он сумел там создать погребальную кассу для погребения бедняков, умерших в больнице. Служение давалось ему тяжело, в тридцать семь лет он уже был седым. Он скончался 20 мая 1869 года, заразившись тифом во время причащения умирающей больной девушки. Он не дожил до тридцати девяти лет. И вот когда в возрасте тридцати восьми лет скончался священник Александр Гумилевский, известность пришла к нему. Устав общества Христорождественского Братства, написанный им еще в 1863 году, был официально зарегистрирован лишь в год его кончины. На его похоронах было более ста священников. Отпевали его в храме Обуховской мужской больницы, так как храм Обуховской женской больницы был слишком мал и не мог вместить всех людей, пришедших на погребение. В церкви стоял плач народа, громко плакали дети из созданного им приюта. До самой могилы на Смоленском кладбище его гроб несли на руках, несмотря на то, что дроги ехали следом. Похоронили отца Александра на Смоленском православном кладбище. Проповеди священников, сказанные в момент погребения отца Александра на кладбище, были изданы потом отдельной брошюрой, настолько значительны, оказывается, были эти проповеди. В момент погребения отца Александра на кладбище тут же был организован сбор пожертвований в пользу его семьи, матушки и двух деток, так как они остались без средств к существованию. Через несколько лет на его могиле был поставлен большой гранитный памятник, созданный на средства членов созданного им Христорождественского Братства. На одной стороне была надпись, по которой этот памятник сейчас обнаружен вросшим в землю – «Основателю Христорождественского Братства», а на другой стороне слова – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А в 1887 году рядом с ним на Смоленском кладбище похоронили его тестя отца Григория Смирягина, отца его жены, который в 1872 году основал по примеру своего зятя Петровское благотворительное общество при храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это было самое крупное благотворительное общество в Санкт-Петербурге.

Ольга Суровегина: Да, действительно, замечательный человек, удивительная жизнь, и теперь понятна Ваша радость по поводу обретения его могилы и по поводу того, что теперь мы можем воздать должное, по крайней мере, поддерживать память об этом человеке. Что же Вы сделали, Татьяна Александровна, когда узнали о том, что могила обретена?

Татьяна Трефилова: Сначала я просто очень обрадовалась, и радость не оставляла меня несколько дней, я давно такой радости уже не испытывала. Я, конечно, захотела поделиться своей радостью. Я стала звонить своим знакомым в надежде, что они смогут разделить эту радость. Отец Александр Берташ, под руководством которого я писала статью, безусловно, эту радость разделил и сказал, что он внесет исправления во все книги, в которых написано, что могила не сохранилась, и поставит эту могилу под охрану. И в Братстве святой Анастасии на воскресной трапезе я рассказала всем присутствовавшим об обретении этой могилы, и были собраны пожертвования на восстановление этой могилы, так как могила находится, безусловно, в очень плохом состоянии. Просто это надгробие было вынуто из земли, и что удивительно, когда его из земли вынимали, то прямо на земле оставались отпечатанными слова, надписанные на этом надгробии. И они оставались на земле в течение двух дней, пока не пошел дождь. Я, конечно же, сразу пришла на эту могилу, помыла, почистила ее, принесла цветочек, помолилась. И теперь было бы замечательно, чтобы люди вспомнили этого замечательного священника, потому что раньше имя его было достаточно известно в Санкт-Петербурге. Во многих, практически во всех церковно-приходских благотворительных обществах висел его портрет как основателя первого церковно-приходского благотворительного Братства. Движение, начатое на Христорождественском приходе, волной прокатилось по всей России. Он, безусловно, является основателем церковно-приходских благотворительных обществ.

Ольга Суровегина: Да, я думаю, что на Ваши слова, на эту передачу обязательно должны откликнуться те, кто сегодня занимается благотворительностью. Таких людей немало. Я думаю, что для них это имя не пустой звук. Где же находится эта могила?

Татьяна Трефилова: Вновь обретенная могила отца Александра Гумилевского находится на Смоленском православном кладбище. Это первая дорожка, ведущая направо от входа. И что удивительно, эта дорожка на планах кладбища называлась Гумилевская по имени этого священника. Но сейчас произошла некоторая ошибка, на указателе, вновь поставленном, эта дорожка почему-то значится Гумилёвская. Видимо другого человека, более известного, имели в виду. Эта могила находится за могилой Федора Ивановича Иордана, ректора Императорской Академии Художеств. Могила находится не в первом ряду, не на самой дорожке, а находится она в третьем ряду, и пока надгробие просто лежит на земле. Его подняли и поставили так, чтобы можно было прочесть надпись, но нет креста, нет основания, нет оградки. То есть эта могила, безусловно, нуждается в восстановлении. И могила нуждается в восстановлении, и память этого замечательного человека нуждается в восстановлении в нашем городе и в наших сердцах.

Ольга Суровегина: Что же нужно сделать, чтобы восстановить надгробие, что же нужно предпринять для этого?

Татьяна Трефилова: Мне кажется, что нужно, во-первых, прийти помолиться, отслужить панихидку, может быть, первую после длительного, чуть ли не векового перерыва в годы советской власти. Потом, я думаю, нужно собрать некоторые пожертвования, так как кладбищенские рабочие, с которыми мы уже переговорили, выразили желание это сделать в самое ближайшее время, если будет немножко оплачена их работа. Сколько нужно собрать денег, я пока не знаю, размер работы не определен, но, безусловно, надо просто оплатить труд людей, которые будут это делать. И нужно посетить, восстановить и помолиться на этой могиле.

Ольга Суровегина: Напоминаю вам, что сегодня у нас в гостях была автор курса лекций по истории церковной благотворительности, известный петербургский краевед Татьяна Александровна Трефилова. Передачу вела Ольга Суровегина. Спасибо, всего вам доброго.

Программа вышла в эфир в декабре 2006 года.


Материал для сайта подготовлен при поддержке Православного общества «Азбука веры»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru