«Невидимый Петербург. От Дворянского собрания до Большого зала Филармонии»

N9Yy33zxnvE

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ НА РАДИО «ГРАД ПЕТРОВ»

Лекция Татьяны Трефиловой

Невидимый Петербург. От Дворянского собрания до Большого зала Филармонии

Репортаж Даниила Варламова

1 апреля 2016 г.

ФОТО – Екатерина Степанова

АУДИО – Даниил Варламов

 

В здании редакции радио «Град Петров» прошла лекция автора программы «Невидимый Петербург» краеведа Татьяны Трефиловой. Это мероприятие – первое из череды встреч с ведущими нашего радио. Помимо лекции, в его рамках состоялось чаепитие;  кроме того, радиослушатели могли пообщаться с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым.

 

Тема лекции Татьяны Александровны – «Невидимый Петербург. От Дворянского собрания до Большого зала Филармонии».

Нынешний Большой зал Филармонии (БФЗ) помнит особые события из жизни Петербурга. Здесь праздновали 100-летие Императорского Александровского лицея и 100-летие Торгового дома «Братья Елисеевы», здесь проходили знаменитые Рождественские благотворительные базары.

После революции зал Дворянского собрания стал на некоторое время судебным залом. О драматичных страницах истории  здания на Невском пр., 30  и говорила на своей лекции Татьяна Трефилова.

Лекция сопровождалась показом фотографий.

 

Т.А. Трефилова:

Советское правительство издало постановление о том, что нужно отдать все ценности, даже те, которые являются сугубо богослужебными. Отдавать их в руки неверующих было, по сути, святотатством. Изъятие церковных ценностей в храмах Петербурга, по сути, насильственное ограбление петербургских храмов, естественно, вызывало народное волнение.

По этому делу были арестованы многие представители нашего духовенства: митрополит Вениамин (Казанский), епископ Венедикт (Плотников), священник Михаил Чельцов, настоятель Измайловского собора, автор замечательной книги «Записки смертника», отец Леонид Богоявленский, настоятель Исаакиевского собора, протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Чуков). На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Были арестованы представители духовенства, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии, к тому времени уже закрытой, преподаватели Богословского института, который находился на Фонтанке, были арестованы наиболее активные прихожане и масса просто случайных людей, которые оказались на месте волнений во время изъятия церковных ценностей. Они были просто схвачены прямо с улицы и арестованы. Все вместе – разношёрстная компания, в которой оказались даже люди, далёкие от Церкви, некоторые даже неправославного вероисповедания, просто схваченные  на улице, оказались на скамье подсудимых в зале Дворянского собрания.

 

Обратите внимание: прошло всего несколько лет, но очень быстро наступает разруха. Облупленные уже стены. Что они сделали с ними? Я не могу даже сказать. Может быть, пытались покрасить краской – вот здесь на фотографии видно, что идёт неровная полоса масляной краски. Зал Дворянского собрания превратился в зал судебного заседания. Сюда приводили арестованных, которые содержались в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице. Привозили их сюда в грузовиках.

Митрополита везли отдельно, в карете, и каждый день, перед началом заседания, у главного входа в филармонию собиралась огромная толпа тех людей, которых не пускали в зал заседаний. Туда можно было войти только по пригласительным билетам, которые выдавались только членам партии или студентам Коммунистического университета имени Зиновьева, который тогда находился в Таврическом дворце. Простых людей туда не пускали.

Каждый раз, когда подъезжала карета с митрополитом, огромные толпы народа, которые стояли вдоль Михайловской улицы, опускались на колени, с пением: «Спаси, Господи, люди твоя…». Молились о здравии митрополита, под ноги митрополита бросали цветы. И каждый раз, когда заключённые вместе с митрополитом входили в зал, все присутствующие в зале, даже несмотря на то, что они были коммунистами, вставали, поддавшись какому-то порыву. Когда заключённых выводили из зала, все присутствующие опять-таки вставали. Председатель суда всячески пытался препятствовать этому знаку внимания и уважения к митрополиту, но должен был смириться, потому что так повторялось каждый раз.

В ходе этого процесса было доказано то, что в России существует контрреволюционная организация, и эта контрреволюционная организация есть Русская Православная Церковь, которая практически тысячелетие существует в нашей стране…

 

Мероприятия ВКонтакте

 

АУДИО полностью

 

ФОТО


 

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru