6+

Русская традиция отношения к своей земле

Программа «Архивная история»

Гость: Зоя Васильевна Дмитриева, ведущий научный сотрудник отдела древней истории России Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук

Тема: массовые источники в научно-историческом архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН

Эфир: 31 июля 2023 г.

АУДИО

 

Зоя Дмитриева:

Я очень рада участвовать в нашей программе, потому что я очень давно хотела рассказать, что такое массовые источники. Я думаю, что в самом определении уже есть некое понимание: массовость – это когда чего-то много. Очень важно отметить, что сам термин «массовые источники» введен в историографию в семидесятые годы прошлого века, то есть это новый термин. Он был использован и введен в связи с тем, что широко использовались математические методы изучения источников, тогда для того, чтобы объединить определенный комплекс исторических источников, был введен такой термин: массовые источники. Что относится к массовым источникам? Прежде всего это комплекс исторических источников, которые характеризуются однородностью и повторяемостью информации. Они имеют важное свойство – первичность возникновения. То есть их возникновение близко по хронологии к совершившимся событиям. Я приведу один пример из современного делопроизводства. Вот проходит ревизия в институте, в любом учреждении, и составляется книга, ходит комиссия по отделам, у нее есть амбарная книга, где идет перечень всех предметов – компьютеры, столы, стулья и прочее, прочее, и всё записано. Это пример массового источника современного делопроизводства. Такая категория источников в России возникает в конце XV века. Прежде всего назову писцовые книги. Писцовые, дозорные, окладные, межевые, переписные и другие книги государственного описания земель и населения. Приходно-расходные книги и другая учетно-отчетная документация прежде всего церковных корпораций, и не только церковных, в государстве также велись приходно-расходные книги, денежные, хлебные, учитывали всё подряд. К этой же группе относятся монастырские описи имущества, вкладные книги. Но среди массовых источников XVIII века выделяется материал генерального межевания. Офицерские описи, метрические книги, исповедальные росписи и так далее, и так далее. Все финансовые материалы делопроизводства, любого делопроизводства с начала XVI века, все они относятся (как и современные материалы) к массовым источникам. Среди современных, кроме амбарных книг, я могу назвать, например, лицевые счета, личные дела, личные карточки – всё это относится к массовым источникам. И почему они были объединены (вот этот огромный массив источников разного времени) в одну большую группу? Именно они составляют основу, независимо от времени их возникновения, они все составляют основу для изучения экономической и социальной истории России. Это и демография, это историческая география, это и землевладение, это и налогообложение. То есть все экономические вопросы России отражаются в той или иной степени в этих источниках. Поэтому у нас в институте особый интерес к ним.

 

 

Надо сказать, что эти источники используются не только для изучения социально-экономической истории, но они используются, особенно сейчас очень широко, для написания генеалогии отдельных семей. Сейчас этого очень много, когда приходишь работать в РГАДА, там такие толстенные большие книги, сидят краеведы или просто любители и бесконечно листают переписные книги, исповедальные ведомости, все материалы XIX века, чтобы найти свои родословные. Конечно, я считаю, что наша задача (и такая задача стояла, но, к сожалению, мы до конца еще не можем ее реализовать) все массовые источники, где есть имена крестьян, посадских людей, служилых людей, внести в компьютер, чтобы каждый человек мог прийти в архив или у себя на компьютере набрать имя, деревню – и получить полную информацию. Такая задача стоит. Сейчас много оцифровывается материалов, но этого недостаточно. И оцифровка, к сожалению, не дает полноценного приближения материала к читателю, потому что это скоропись: XVII век, XVIII век, может быть проще в XIX веке. И потом, как сложно читать эти документы, как сложно понимать эти документы. Поэтому наша задача и заключается в том, чтобы изучать эти документы и как можно шире вводить их в широкий научный оборот, и не только научный. Потому что, с моей точки зрения, незнание этих источников, непонимание, как они составлялись, ведет… я не буду приводить примеры, к чему это ведет. Вот мы сидим с вами в Институте истории на Петрозаводской, дом 7, это – Водская пятина. Пожалуйста, можете открыть писцовые книги и прочитать, что было в устье Невы на рубеже XV-XVI вв., в начале XVI века. Я считаю, что такие источники надо в школах показывать. Без этого, без представления источников, без понимания своих корней невозможно решение каких-то иных проблем. Вот проблема закрепощения крестьян. А что это такое? Никто ничего не понимает.

 

 

Писцовые книги начинают составляться, как я уже говорила, при Иване III. Включалась определенная территория в состав Русского государства, приходили писцы и описывали эту землю. И так описание продолжалось, составлялись такие описи до первой четверти XVII века. Вся Россия описывалась. Я вам сейчас вот покажу, как она описывалась. В сороковые годы начинают составляться переписные книги, когда описывают всё мужское население. В 1678 году описывается всё до младенчества мужское население. Ну а Петровские переписи всем уже известны. Эти писцовые книги хранятся, основная масса хранится в РГАДА, в Поместном приказе – это естественно. РГАДА – Российский государственный архив древних актов, это Москва. Но так как всё горело, и Москва горела неоднократно, и архивы горели, поэтому важно изучать не только то, что в Москве хранится, но и то, что у нас.

В нашем архиве большой комплекс материалов писцового дела. Например, выписи из писцовых книг по отдельным регионам, по отдельным вотчинам, по отдельным монастырям, сотные выписи, дозорные книги – это тоже те же самые писцовые книги, только составлялись на отдельной территории, а писцовые книги – это глобальные большие описания, по существу это государственные кадастры, себя они называли, первые писцовые книги –  Новгородские, которые составлял Иван III, они назывались книги письма и меры.

 

Марина Лобанова:

Мне очень дорога ваша мысль про школу, что нужно школьникам показывать документы. И не то чтобы разрушить тот миф, что есть только красивая, складная летопись, которая описывает историю государства «вообще», и что сделал князь, что сделал царь. А что можно найти имена людей, которые жили именно вот здесь, где ты сейчас. То есть важно – показать еще в школе, что такие источники существуют, и показать, что это за источники.

 

Зоя Дмитриева:

Совершенно верно. У меня даже была такая мысль (давно, правда): сделать учебник для Белозерского уезда, для школ Белозерского уезда (я занимаюсь Белозерским уездом). Это огромный фонд! Огромный фонд, это тысячи документов разного уровня, разной подробности фиксации материала… Я хотела сделать такой учебник, где вся русская история будет представлена через документы именно этого региона. Потому что для того, чтобы воспитывать сознание молодых людей, и не только молодых людей, понимаете, нужно видеть свои корни. Это совершенно необходимо делать. При подготовке пособий для ВУЗов я всегда включаю туда писцовые книги. Мы сделали несколько пособий для разных ВУЗов. Писцовые книги нужны обязательно – для того, чтобы понять, что такое налоги, кто облагался, кто платил налоги. Ни одно государство не может существовать без налогов. Вот как вы думаете, что у нас облагалось налогом? Студенты не всегда могут ответить. У нас всегда облагалась земля. В отличие от европейских стран, у нас не облагалось имущество крестьянское, поэтому развитие крестьянского хозяйства могло быть совершенно необлагаемое, это могли быть промыслы крестьянские, это могло быть отходничество, могли завести лишнюю корову и продать – и это не облагалось налогом, облагалась только земля.

Вот у меня в руках сотная восьмидесятых годов XVI века, это большие листы, красивый документ. Сотная – это часть чего-то. Это официальный документ, заверенный, с печатями, подпись обязательно того, кто подавал это, это выпись из писцовой книги, это право на владение землей, с перечнем населения этой земли и с теми льготами, которые предоставлялись этому землевладельцу. Это мог быть помещик, это мог быть крупный вотчинник или монастырь. В данном случае речь идет о Коряжемском монастыре в Усольском уезде. Вот такие сотные составлялись по челобитным тех людей, которым надо было получить эту выпись. Старцы Коряжемского монастыря пишут, что «им вперед с своих деревень и с слободок платити всякие государевы доходы опричь посадцких людей и волосных христьян». Они хотели сами платить налоги, без волости Усольской. И государь Федор Иванович, естественно, прислал писцов и они начали всё описывать.

Важно отметить, что переписи все были при участии общины. Помимо того, что приезжали государевы писцы, представители администрации местной, обязательно участвовала община. Без участия общины это проводилось в редчайших случаях. Как правило, во всём участвовали сами крестьяне. Здесь очень важно, потому что всё российское обложение, вот как я представляю себе, по крайней мере, до петровскую времени, это посильное обложение. Главный принцип обложения – это посильность. Если население не могло платить, значит, приезжали новые писцы, составлялись дозорные книги, особенно в Смуту, в начале XVII века, они составлялись по типу писцовых книг, то есть если писцовое описание – это, как правило, генеральное описание всей России или огромных волостей, то дозорные книги – это вот, опись Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодском уезде. Сколько там – тридцать, сорок, пятьдесят деревень.

Вот эта выпись опирается на предшествующее описание, то есть сотная выдавалась на основе старых писцовых книг. Проверяли наличие этих деревень, которые были зафиксированы раньше, и давались какие-то определенные льготы.

 

 

В чем смысл всего этого учета? Психология наша принципиально отличается от психологии XVI — XVII века. Там всё учитывали. Там не было ничего бесхозного. Вот есть межевые книги, где описана каждая межа! От деревни такой-то «камень синь, береза вяловатая». И так километр за километром. Я публиковала книгу Белозерского уезда 1585 года, половина книги – это дворцовые волости… на Шексне ловили белую рыбу и икру поставляли ко дворцу, а вторая половина – описание уезда. Межевание уезда – каждое болотце, каждое озерцо (тем более Белое озеро). Сколько кто имеет право ловить рыбы? Всё было расписано. Понимаете, ничего не было бесхозного. И вот, представьте себе, как учитывали писцы: деревня Ивонинская, во дворе «Михаила Воронцова половник, Тренка Михайлов… Иванка Сетуна половник… Пашни худые земли 5 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 8 копен, четь и пол-полчети выти». Имена – понятно, это главы семей. Половник – есть разные мнения относительно половников, некоторые считают, что они платили половину урожая, а есть другое мнение, что это просто наёмные работники были, то есть они нанимались на время, потому что тяглые крестьяне садятся на землю и на них распространялись законы государственные, они не могли просто так покинуть землю тяглую, а половник, вероятно, мог уйти в любое время. «Пашни худые пять четвертей». Что такое четверть? Четверть – половина десятины, десятина – примерно гектар. Когда мерили или условно определяли одно поле – два поля «по тому ж». Конечно, это очень условно, потому что три поля никогда не бывают одинаковые, как вы понимаете. «Сена восемь копен» – обычные крестьянские копны сена, небольшие, три, четыре, пять пудов сена. «Четь и пол-полчети выти» – здесь полный ребус, да? … Как записывали доли? Кириллическая же была арифметика, вот так и писали: пол-полчети. Посчитайте, сколько это будет. Полчети – это 1/8, а пол-полчети – это 1/16.

 

Марина Лобанова:

После этого говорить, что на Руси было мало грамотных –  странно. Потому что это просто голову сломаешь.

 

Зоя Дмитриева:

Во-первых, деньги все умели считать, стопроцентно. А грамотность при монастырях – у нас много исследований и мы показываем, что при монастырях учили писать. Не было школ как таковых, но были старцы, которые брали детей и учили читать, из крестьян брали. В Кирилло-Белозерском монастыре на 180 человек было более 500 слуг и все, почти все они были из монастырских крестьян и все они читали и писали. А как их можно было посылать на ярмарку, если они не могли считать и писать? Всё записывалось, всё учитывалось. Я не преувеличиваю грамотность, конечно, но то, что грамотность не только приветствовалась, но и была распространена, особенно среди черносошных крестьян, это всем известно. Черносошные крестьяне – это Русский Север. Это огромная территория и там крестьянская община решала всё. Они имели право не только владения, но и распоряжения землей. Мы недооцениваем это. Мне пришлось недавно писать статью об отражении экономических процессов в школьных учебниках – я думала, что не напечатают.

 

Марина Лобанова:

И ваш вывод какой?

 

Зоя Дмитриева:

Такой, что учебники надо все просто поменять. … Если из школьной программы не понятно, как устроена экономика… Я не против политической истории, она, безусловно, должна присутствовать, но без экономики все остальные процессы просто не понятны.

 

Марина Лобанова:

А как исправить эту ситуацию?

 

Зоя Дмитриева:

Дело в том, что одних учебников недостаточно, должно быть пособие, о котором я говорю. Ну что вы напишете про судебник какой-нибудь, например, шестнадцатого века или 1497 года, если не будет текста? Если не будет понимания, что такое писцовая книга, как вы объясните, что такое крестьянин вообще? Я считаю, что без пособий, без работы учителя никакой учебник не поможет. Основная работа должна быть работа учителя.

 

Марина Лобанова:

А пособия вы советуете делать региональные?

 

Зоя Дмитриева:

Да.

 

Марина Лобанова:

Посоветуем региональным властям, например, правительству области, главам районов – заказывать историкам, ученым вот такие региональные хрестоматии для школ и других учебных заведений в своем регионе.

 

Зоя Дмитриева:

Да. И это не только на материале тех же писцовых книг. А вот археология, например. Вот нас учили, начиная с черепков. Было понятие материала. Не что-то кто-то кому-то чего-то сказал, а нужно другое мышление – предметное мышление.

 

Марина Лобанова:

Я предположу, что и историку-ученому, и историку-учителю в школе намного легче прочитать красивый текст (летопись возьмем) и потом его пересказать. А с такими источниками – с массовыми – приходится работать намного дольше, намного больше работы требуется, чтобы что-то проанализировать.

 

Зоя Дмитриева:

Дело в том, что экономическая история всегда у нас была падчерицей. Почему? Потому что, казалось бы, вот, ну что там такое: Иванко Денисов? Или Мелеха Маслов? И так – тысячи, десятки тысяч имен. Ну и что? Это неинтересно. Конечно, интереснее читать летописи, интереснее про Владимира Красно Солнышко, еще про что-нибудь.

 

 

Марина Лобанова:

Князь пошел туда, князь пошел сюда… А все остальные люди как и что? Не интересно.

 

Зоя Дмитриева:

Я занимаюсь всю жизнь вот этими крестьянами, поэтому для меня это интересно. Но такой интерес надо воспитывать. … Конечно, трудоёмко. Вот мы не так давно подготовили и выпустили книгу, которая называется «Налоги и войны в России XVI-XVIII вв.». … Да, у нас есть документы, где всё четко фиксировалось, но для того, чтобы понимать, что здесь написано… и для того, чтобы опубликовать такой документ, для того, чтобы сделать то же пособие, нужно это всё объяснить. Почему недостаточно просто скопировать документы и выбросить в интернет? Потому что будет масса вопросов.

Коряжемский монастырь, много починков, восьмидесятые годы, закончилась Ливонская война, кризис. Им дают за часть доходов, «за волостелен доход и за присуд и их пошлинных людей, и дани, и запросу, и поплужные пошлины, и соколья оброку, и казначеевых, и диячих, и подьячих пошлин … имати с них не велено». А это дается им «на ладан, и на темьян, и на свечи». Для того, чтобы они брали эти деньги с крестьян и обеспечивали богослужение монастыря.

 

Марина Лобанова:

Это решал кто? Царь?

 

Зоя Дмитриева:

Да, это решали писцы, это решил Поместный приказ, дьяки Поместного приказа. Но, естественно, всё делалось не без разрешения государя. И, конечно, ни один из русских царей сам не решал такие вопросы напрямую с Коряжемским монастырем в Усольском уезде. Были дьяки, которые этим занимались. Всё описано – и слободки, и посадские люди. И города так же описывали.

 

 

Марина Лобанова:

А сколько людей можно выудить оттуда? Если, как вы говорили, можно создать такие базы данных с поиском даже по конкретным людям, не только по местности.

 

Зоя Дмитриева:

Тысячи, десятки тысяч.

 

Марина Лобанова:

За XVI век?

 

Зоя Дмитриева:

За XVI век в меньшей степени, но по Северо-Западу можно сделать. Писцовые книги Новгородские были составлены в конце XV — начале XVI века, они опубликованы, это делала Императорская археографическая комиссия во второй половине XIX века, начиная с пятидесятых годов, это тома толстые, такие большие, красивые фолианты с золотыми обрезами. Считали каждого человека, составлялись таблицы, где учитывался каждый человек, каждая деревня и сколько людей в каждой деревне. … Такие переписи на Северо-Западе составлялись на протяжении всего XVI века.

 

 

Марина Лобанова:

А как записывали человека, у многих ли крестьян были фамилии?

 

Зоя Дмитриева:

Фамилий не было. Указывали, чей сын. Конечно, найти людей можно только по деревням. … Например, Исак Лобанов, это Лобанов сын. Иногда это уже становилось фамилией. Моя фамилия, например, по прадеду в Псковской губернии, фамилии давали не по деду, а по прадеду, отец – Афанасьевич, а прадед был Дмитрий.

Дело в том, что несмотря на коллективизацию, несмотря на войну Отечественную, названия деревень как они были, так они и остались. В 99% не менялись названия деревень. Мне удалось по части Белозерских деревень, Вологодских и Новгородских это посмотреть – я  брала с собой свои таблицы, где деревни были указаны, ехала на автобусе и сверяла со своими списками – и все деревни повторились. Конечно, и запустение жуткое, после политики ликвидации неперспективных деревень многое запустело уже в семидесятые годы XX века, но названия деревень как они были, так они и остались.

Пожалуйста, берите вот Тихвин, например, да, все географические названия, вся историческая география, не только крестьяне, но и полная география. Но для того, чтобы это стало настольной книгой (а я думаю, что когда-нибудь это будет) широких слоев населения, тем более в школах – это надо пропагандировать. Почему я сегодня и сочла возможным и необходимым выступить – именно поэтому. Нужно, чтобы массовые источники (писцовые книги и прочие) были известны широкому кругу наших соотечественников. Потому что иначе получается очень поверхностный взгляд на многие проблемы.

И без пропаганды значения этих документов невозможно развитие науки экономической, вообще истории России, поэтому мы с 1988 года проводим конференции по изучению массовых источников: «Писцовые книги и другие массовые источники по истории России XVI-XX веков».

Задача была привлечь всех интересующихся историей России, независимо от уровня, мы приглашаем всех, чьи выступления соответствуют проблематике. Принять участие может любой человек – краевед, школьный учитель, музейный работник… Программа конференции «Писцовые книги и другие массовые источники по истории России XVI-XX веков» публикуется на сайте института.

В этом году конференция была в Кириллове, Кирилло-Белозерский монастырь согласился принять нас, показать нам свои древности… это уже была 23-я конференция.

Прошлый год был Ярославль, позапрошлый год был Новгород.

Мы стараемся приблизить наши конференции к регионам. Мы были в Каргополе, мы были в Тихвине…

Мы каждый год выступаем в Духовной академии, вот уже несколько лет подряд.

 

 

В нашем архиве хранятся самые уникальные вкладные книги XVI века – двух монастырей: Соловецкого и Кирилло-Белозерского. И там записи – кто какие вклады делал при пострижении. Как правило, при пострижении фиксировали вклады. Вообще каждый вклад оценивался – в зависимости от того, какие деньги вы внесли в монастырь, так вас будут поминать в монастыре, в зависимости от размера денежного вклада, если большие вклады (100 и больше рублей), то по этим людям были особые столы, в дни рождения этих вкладчиков или в дни кончины устраивали особые братские столы.

 

См. также:

История текста в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН

В программе Артема Гравина «Архивная история» директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Сиренов рассказывает о коллекции академика Николая Лихачева. Эфир 27 сентября 2021 г. АУДИО

Фонд Олонецкой приказной избы

Государственная власть и земское самоуправление на Русском Севере. В программе Артема Гравина «Архивная история» принимает участие Мария Проскурякова. Эфир 31 января 2022 г. АУДИО

Церковь на пользу государству

В программе Артема Гравина «Архивная история» Никита Башнин рассказывает о социальных, экономических и духовных основаниях церковной реформы Петра I. Эфир 28 февраля 2022 г. АУДИО

Колонизация Сибири в документах

Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН «Архивная история». Ангелина Калашникова рассказывает о документах Якутской приказной избы. Эфир 25 апреля 2022 г. АУДИО

Средневековые граждане и идея горизонтального общества

Современная демократия, гражданские права, гарантии собственности и основы макроэкономики – всё родом из Средних веков. Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН «Архивная история». В программе принимает участие Алексей Вовин. Эфир 27 июня 2022 г. АУДИО

«Правда выше закона». Хлеб-соль русской экономики

От «пирожка» и «сковородочки» до «дорогой иномарки». Как устроена коррупция (зачеркнуто) экономика и судебное дело в Московской Руси. Программа «Архивная история». Павел Седов. Эфир 29 августа 2022 г. АУДИО

Походная канцелярия князя Меншикова

Программа «Архивная история» с участием Татьяны Базаровой посвящена архиву походной канцелярии Александра Даниловича Меншикова. Эфир 31 октября 2022 г. АУДИО

Как пополнять государственную казну в смутные времена

Программа «Архивная история» с участием Алексея Раздорского посвящена таможенным и кабацким книгам XVII-XVIII веков в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Эфир 26 декабря 2022 г. АУДИО

Для чего «на самом деле» был построен Петербург

Работа «царского чиновника» – убедить весь мир вкладывать деньги в Россию. В программе «Архивная история» Сергей Лебедев рассказывает об архиве Константина Скальковского. Эфир 6 марта 2023 г. АУДИО

Частновладельческий город на свейском рубеже

В программе «Архивная история» принимает участие Екатерина Дилигул, она рассказывает о судьбе и интересных документах архива Успенского Тихвинского монастыря. Эфир 27 марта 2023 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru