6+

Частновладельческий город на свейском рубеже

Программа «Архивная история»

Гость: Екатерина Сергеевна Дилигул, младший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН

Тема: Архив Успенского Тихвинского монастыря в фондах Санкт-Петербургского института истории РАН

Эфир: 27 марта 2023 г.

АУДИО

 

Екатерина Дилигул:

 

Монастырские архивы имеют большое значение для отечественной истории и культуры. Документы, хранящиеся в составе таких фондов в современных библиотеках и архивохранилищах, позволяют ученым изучать не только вопросы экономического развития русского государства, но и вызывающие особый интерес в современном обществе различные аспекты культуры и быта наших предков.

В этом отношении архив Успенского Тихвинского монастыря представляет собой уникальный случай, когда до нашего времени сохранился обширный комплекс (более 20 тыс. единиц хранения) монастырских документов XVII-XIX вв. В основном, это материалы, связанные с хозяйственной деятельностью обители, жизнью монастырского посада и приписных монастырей. Однако, помимо этого, документы обители позволяют изучать быт жителей Тихвинского края, особенности их взаимоотношений и пр.

Официальной датой основания Успенского Тихвинского монастыря принято считать 1560 г., когда по указу Ивана Грозного, посетившего в этот год тихвинские пределы, был заложен общежительный монастырь. Обитель известна во многом благодаря чудотворному образу Тихвинской Одигитрии, которая, по преданию, явилась в этих краях в 1383 г. Уже в это время здесь существовал Пречистенский погост и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь располагались дома церковнослужителей, торговые рядки с лавками и амбарами. В этом же году рядом с Успенским мужским монастырем был основан женский Введенский монастырь. Успенский монастырь получил определением «Большого», а Введенский – «Малого».

Официально Тихвинский посад не был городом, он находился в ведении Успенского монастыря (так называемый «частновладельческий город»), но по числу жителей, по многообразию их занятий, по количеству дворов Тихвинский посад был больше, чем поселения, имевшие официальный статус «города».

Обитель находилась на пересечении нескольких торговых дорог – Московской, Новгородской, Ладожской и так называемой «зарубежной». Это обусловило активную хозяйственную, торговую деятельность посада и монастыря.

 

илл 1 к публикации Град Петров - фр 03 Ф. 132. оп. 1. Картон 13. № 1. - Л. 1

 

И монастырь, и посад находились на шведском пограничье, близко к так называемому «Свейскому рубежу», поэтому с момента основания монастырь имел характер крепости. Тихвинская крепость была одной из самых сильных на северо-западе Московского государства. Заложенный военный потенциал монастырю предстояло проявить во время событий Смутного времени.

В 1611 г. территории Великого Новгорода и Тихвина были оккупированы польскими войсками, здесь же стоял и шведский гарнизон, помогавший изгнанию польско-литовских интервентов. Однако после низложения Василия Шуйского и признания московскими боярами польского королевича Владислава наследником русского престола, шведские силы оккупировали Новгородскую землю, в том числе и Тихвинский посад. После восшествия на московский престол в 1613 г. Михаила Романова шведы перешли к военным действиям. В 1613 г. Успенский Тихвинский монастырь был осажден шведскими войсками. Это событие вошло в историю как «Тихвинское осадное сидение», которое длилось с сентября по май 1613 г. События осады легли в основу одноименного литературного памятника – «Сказания об осаде Успенского Тихвинского монастыря», ставшего основным и наиболее полным источником для истории Тихвинского края периоды Смуты.

Успенский Тихвинский монастырь и посад имели для Северо-Запада Московского государства такое же значение, как Троице-Сергиева лавра для Центральной России. После снятия осады монастырь и посад жили под постоянной угрозой нападения польских военных групп, разбросанных по Северо-Западу государства вплоть до заключения в 1617 г. в Столбового мирного договора со шведами.

События Смуты, коснувшиеся Успенского Тихвинского монастыря, как и последовавший в 1623 г. сильный пожар, сыграли негативную роль для сохранности документов монастырского архива раннего периода. Все подлинные документы обители XVI — начала XVII вв. оказались утраченными. Некоторые сохранились в более поздних списках XVII в.

История изучения монастырского архива неразрывно связана с именами коренных тихвинцев – Якова Ивановича Бередникова и Исаакия Петровича Мордвинова.

Яков Иванович – историк, археограф, занимался публикацией монастырских документов поначалу самостоятельно, а с 1830 г. по приглашению Павла Михайловича Строева в рамках деятельности Императорской Археографической комиссии.  По результатам своих изысканий он составил первый научный труд по истории Тихвинского края: «Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря, состоящего в Новгородской епархии в г. Тихвине».

 

илл 2 к публикации Град Петров - фр 03 Ф. 132. оп. 1. Картон 13. № 1. - Л. 1

 

Деятельность Исаакия Петровича Мордвинова – тихвинского историка, краеведа, педагога, литератора и общественного деятеля, носила не только просветительский и научный характер. Помимо подготовки к изданию монастырских документов, написания научных трудов по истории Тихвина, именно благодаря энтузиазму и трудам Мордвинова архив Успенского Тихвинского монастыря сохранился до нашего времени. После Октябрьской революции и закрытия обители монастырские бумаги оказались бесхозными и хранились в плохих условиях. «В монастырской библиотеке было сделано много хищений, сырость ужасная. В одном углу провалился потолок, течет на рукописи и последние гниют. Столбцы целыми мешками высылались в Устюжну кому-то на прочтение, были ли оттуда возвращены – неизвестно. … Было рукописных книг много; сохранился от 50-х годов их список. Но по требованию архиерея все эти книги куда-то высланы… все утрачено… В общем, история печальная», – писал Мордвинов. Большая часть архива оказалась в распоряжении исследователя, который, по сути, занимался его спасением.

После смерти Исаакия Петровича Мордвинова в 1925 г. архив Успенского Тихвинского монастыря был передан в Археографическую комиссию историком Борисом Дмитриевичем Грековым и стал частью архива современного Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН (в советветское время – архива Ленинградского отделения Института истории АН СССР). Б.Д. Грековым, А.И. Андреевым и другими сотрудниками Историко-археографического института и архива ЛОИИ документы архива Тихвинского монастыря были систематизированы по хронологическому признаку.

В XIX — XX вв. в ходе изучения и публикации отдельных документов из архива монастыря они оказались в нескольких коллекциях Архива СПбИИ РАН: Ф. 132 (Успенский Тихвинский монастырь), Колл. 115 (Рукописные книги), кол. 172 (Акты Новгородской казенной палаты), колл. 174 (Коллекция актов до 1613 г.), Кол. 12 (П.М. Строев), Кол. 164 (Я. И. Бередников), кол. 238 (Н.П. Лихачев) оп. 1; кол. 220 (Карты и планы).

Помимо этого, часть архива Успенского Тихвинского монастыря попала в Государственный архив Швеции в Стокгольме. Долгое время эти документы хранились в семье норвежского дипломата Эйнара Кране, который в 20-30-х гг. XX в. был сотрудником посольства Норвегии в Москве, где, как полагают исследователи, он приобрел эти материалы. Документы были переданы в один из православных приходов Стокгольма его супругой (вдовой) Екатериной Кране, после чего при активном участии профессора Элизабет Лефстранд попали в главный архив Швеции.

Кроме того, отдельные документы монастыря сохранились в фондах Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива древних актов, Библиотеки Российской академии наук и др.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Как пополнять государственную казну в смутные времена

Программа «Архивная история» с участием Алексея Раздорского посвящена таможенным и кабацким книгам XVII-XVIII веков в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Эфир 26 декабря 2022 г. АУДИО

Походная канцелярия князя Меншикова

Программа «Архивная история» с участием Татьяны Базаровой посвящена архиву походной канцелярии Александра Даниловича Меншикова. Эфир 31 октября 2022 г. АУДИО

Что такое хорошо и что такое плохо в Московской Руси?

Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО

Колонизация Сибири в документах

Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН «Архивная история». Ангелина Калашникова рассказывает о документах Якутской приказной избы. Эфир 25 апреля 2022 г. АУДИО

Церковь на пользу государству

В программе Артема Гравина «Архивная история» Никита Башнин рассказывает о социальных, экономических и духовных основаниях церковной реформы Петра I. Эфир 28 февраля 2022 г. АУДИО

Фонд Олонецкой приказной избы

Государственная власть и земское самоуправление на Русском Севере. В программе Артема Гравина «Архивная история» принимает участие Мария Проскурякова. Эфир 31 января 2022 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru