6+

250 историй про Эрмитаж

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Тема: «250 историй про Эрмитаж: «Собранье пёстрых глав…»

Гость: Анна Валентиновна Конивец, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа

Эфир: 27 декабря 2020 г.

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Наши слушатели уже с вами в нашем эфире встречались, и вы рассказывали много интересных историй, мне очень дорога передача про историю Зимнего дворца. Люди никогда не перестанут удивляться, сколько нового, сколько открытий еще принесет нам история Эрмитажа, история Зимнего дворца. Адресую наших слушателей к архивам радио, там можно найти эту передачу про судьбу Зимнего дворца после 17 года. А сегодня надеюсь начать с вами говорить про «250 историй про Эрмитаж», это серия книг, которые издаются Эрмитажем, и вы там ответственный редактор. Расскажите, как начали появляться книги «250 историй про Эрмитаж».

 

Анна Конивец:

Проект был задуман как юбилейное издание к 250-летию музея. Предполагалось, что мы выпустим книжку, где соберем 250 каких-то сюжетов. Но когда начали работать над этим проектом, то получилось, что в одну книгу это, конечно, вместить невозможно. Потому что если делать очень коротенькие истории, то масса каких-то интересных подробностей и деталей, естественно, пропадают.

 


 

Первые три книжки вышли у нас в 2014 году, как раз в юбилейный год. В каждом томе – 50 историй. Книжка имеет подзаголовок «Собранье пёстрых глав…», известная фраза из «Онегина»:

 

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя,

Достойнее души прекрасной,

Святой исполненной мечты,

Поэзии живой и ясной,

Высоких дум и простоты;

Но так и быть — рукой пристрастной

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

 

Дальше работа у нас продолжилась, в 2016 году мы выпустили следующую книгу, четвёртую, она получилась в двух томах, т.к. была посвящена двум великим войнам – Первой мировой и Великой Отечественной.

 


 

Так как тема это вечная, то, естественно, и материалов собралось достаточно много. И когда мы обратились к архивам, в основном к нашим, эрмитажным архивам, то нашли много очень интересных вещей, ранее неопубликованных. И у нас появилась возможность опубликовать, например, блокадные дневники. В частности, был опубликован блокадный дневник заведующего эрмитажной библиотекой Оскара Эдуардовича Вольценбурга, которые он писал, сидя в подвале Эрмитажа, где находилось бомбоубежище. Это записи, которые писались именно в тот момент, это 1941-1942 гг. Также мы опубликовали письма блокадного времени – из блокадного Ленинграда, потом письма из эвакуации. Это письма сотрудников, которые писали своим коллегам либо в Свердловск, где находился филиал Эрмитажа, либо в Ленинград, такой обмен был письмами. И даже какие-то научные изыскания, которыми сотрудники занимались, будучи где-то очень далеко и от Ленинграда, и от Свердловска, но с помощью почты они обменивались мыслями, и потом это всё обсуждалось, а в результате появились какие-то научные публикации и книги.

 

 

В 2019 году вышла пятая книга, она достаточно объемная получилась, там тоже 50 историй, разнообразных совершенно. Там есть и сюжеты, посвященные истории музея, и вещам, и людям. С одной стороны, это очень разнообразное чтение, но с другой стороны, если посмотреть на все пять томов, то все они между собой как-то связаны, потому что где-то упоминается, например, один человек, в следующем томе можно найти про него же историю, но совсем в другом плане. Есть истории, рассказанные через вещи, через приобретение вещей. Также история самого музея. Например, можно узнать о том, как возвращали вещи в 1920 году. Мало сейчас, наверное, кто помнит, что еще до Октябрьской революции, еще в начале осени сокровища Эрмитажа были отправлены в Москву, эвакуированы, а потом началась долгая эпопея их возвращения. То есть не хотели возвращать, хотели делать выставки в Москве. Эрмитажники очень переживали, потому что вещи находились в Кремле, в Грановитой палате, часть была отправлена в ГИМ, а в это время обстановка в Москве была неспокойная, были бомбардировки, была угроза вообще потери этих вещей. То есть это целая детективная история, как это всё происходило, и как, наконец, осенью 1920 года вещи вернулись назад.

После революции крупнейший музей три года практически (1917-1920) жил без главных своих коллекций, потому что два эшелона были отправлены в Москву. А потом та же история повторилась в 1941-ом, когда эти же два эшелона были отправлены в Свердловск, а третий, также как и в 1917-ом, не успели отправить, потому что тут уже блокада началась, а в 1917 помешала революция, потому что отправка третьего эшелона была назначена как раз на 25-ое октября. Но известно, что 25-го числа было уже не до того, чтобы отправлять вещи.

 

Марина Лобанова:

Как подбирались авторы?

 

Анна Конивец:

У 250-ти историй порядка 100 авторов, почти все – сотрудники и бывшие сотрудники Эрмитажа, которые в свое время отдали многие годы Эрмитажу. Мы публиковали дневники, мы публиковали письма, архивные какие-то материалы, но это не просто публикация, это рассказы. Самая главная задача у нас была, чтобы это было интересно читать, чтобы это не был какой-то набор сухих фактов и описаний, похожих на отчёты, а это должна быть живая история, это всё должно быть интересно людям. Также судьбы людей, судьбы сотрудников, потому что мы хотим, чтобы об этих людях знали. Но это, пожалуй, самое трудное оказалось, потому что написать о людях всегда сложно. Но, опять же, это не были биографии, это были какие-то зарисовки, это такие портреты, это могли быть какие-то сюжеты из жизни того или иного человека. И часто в разных историях перекликаются сюжеты, то есть можно найти продолжение какого-то уже напечатанного сюжета в другой книге.

 

А принцип изначально был хронологический, потому что первая книга начинается у нас, естественно, с Екатерины, с екатерининского времени, там можно найти истории и о картинах, и о других предметах.

 

Марина Лобанова:

Сегодня научные сотрудники Эрмитажа, но и, может быть, постоянные посетители музея – они как-то связаны как продолжатели с теми, кто жил в этом доме до революции. Поскольку в ваших книгах есть и истории людей, которые были связаны с придворной жизнью, и которые связаны с историей музея, получается какая-то единая линия. Есть ли у вас такое впечатление?

 

Анна Конивец:

Если говорить, скажем, о первых послереволюционных годах, то бесспорно есть, потому что вот в отличие от ситуации, которая сложилась в стране и в городе Петрограде после революции, в Эрмитаже немножко было всё не так. Потому что, как ни странно, 1918, 1919, 1920 год – в музей приходили люди, которые, в общем-то, считались тогда «бывшими», и совершенно не приветствовалось их происхождение, их деятельность. И Эрмитаж стал своего рода приютом для таких людей. Потому что, в принципе, тогда можно было поплатиться за происхождение и за свою бывшую деятельность, до революции. Достаточно назвать такие фамилии как князь Аргутинский-Долгорукий или, например, граф Лорис-Меликов, он хоть и молодой был, тогда еще был студентом Петербургского университета, но он был полным тезкой министра внутренних дел при Александре II, и сама фамилия говорила о многом. В 1918 году пришёл Алексей Алексеевич Ильин, директор и владелец крупнейшего в России издательства, которое занималось тем, что печатало карты, учебники, «Картографическое заведение А. Ильина», кроме того, он был еще гофмейстером Двора, был председателем Красного Креста, то есть он во дворце бывал регулярно, но в другом качестве. А в 1918 году он пришёл туда как сотрудник отдела нумизматики, потому что он был ещё очень крупный нумизмат, специалист по истории русских монет. И он, кстати, составлял даже каталог для коллекции великого князя Георгия Михайловича. Долгие годы он проработал в музее, в отделе нумизматики, был заместителем директора по науке, и практически всю последнюю часть жизни он провел в Эрмитаже и скончался даже в Эрмитаже, сидя за своим рабочим столом, это было в 1942 году, во время блокады.

И таких людей было много. Сиверс Александр Александрович, генерал известный и тоже нумизмат, тоже он был камергер Двора Его Величества, тоже появлялся в Зимнем дворце в другом качестве, в роскошном мундире, шитом золотом. Он проработал недолго, потому что его арестовали по Академическому делу.

То есть таких примеров можно достаточно много привести. Но это касается, естественно, двадцатых годов. Потому что если мы посмотрим список сотрудников Эрмитажа двадцатых годов и потом уже конца тридцатых, то разница, конечно, налицо. После чисток, после всяких репрессий, которых было достаточно, многих, конечно, мы уже не увидим в этих списках.

 

Марина Лобанова:

Находки до сих пор случаются в Эрмитаже, об одной такой находке мы более подробно будем говорить в другой программе, а сейчас о ней просто, может быть, упомянем?

 

Анна Конивец:

Находки, конечно, случаются. Можно и в архиве найти какой-то документ, который расскажет о многом, но иногда бывает так, что что-то сошлось в какой-то момент и ранее не замеченный документ вдруг привлек внимание, и совершенно по-другому можно на него посмотреть. Но бывают и прямо сюрпризы. Мы хотели найти сюжеты для пятого тома именно касающиеся находок каких-то неожиданных вещей и новых атрибуций… Я спросила у архитекторов наших – нет ли у вас чего-нибудь интересного, связанного с какими-нибудь находками… Вдруг что-то во время ремонта обнаружилось…  И Сергей Маценков сказал: «У меня вот тут как раз коробка лежит…»

 

 

Вытаскивает коробку большую и там пачка старой бумаги такой пожелтевшей, завернутая в специальную бумагу, чтобы не портилось. Это передали рабочие, которые занимались ремонтом помещений в Зимнем дворце на третьем этаже. Неизвестно что это, неизвестно кому принадлежит. Когда я взяла в руки первое письмо – французское с кусочками русского текста (как это обычно бывало раньше, XIX век, характерно было, что писали на двух языках), то вдруг мой глаз упал на две фамилии, я увидела мадам Хитрово и графиню Тизенгаузен. Представьте мою реакцию. Это было что-то настолько неожиданное, что трудно было поверить своим глазам.

 

Марина Лобанова:

Бывают ли какие-то неожиданные отклики на ваши книги, может быть, от тех, кто связан своими предками с жизнью Зимнего дворца, Эрмитажа?

 

Анна Конивец:

Да, попадаются и неожиданные отклики. Например, пришло письмо от одной дамы из небольшого города в России, и она написала, что она внучка гоф-фурьера, который служил в Зимнем дворце, и про которого было написано у меня в книге «Зимний дворец. От императорской резиденции до Кавшколы Осоавиахима». После начала войны ее эвакуировали вместе с семьей и они оказались в другом городе и в Ленинград уже не вернулись. Но она помнила, что ее прадед служил долгие годы в Зимнем дворце. А потом, буквально через месяц, пришло еще одно письмо, и человек спрашивал про того же гоф-фурьера Дуткинского, что было очень странно. Но дело было в том, что это была уже другая родственница и она тоже оказалась прямым потомком вот этого гоф-фурьера Дуткинского. И более того, когда мы с ней связались, она сказала, что у нее есть старая фотография, на этой фотографии ее прабабушка, сестра прадеда. И вроде бы она встречалась даже с императрицей – такие разговоры в семье ходили. И когда я получила эту фотографию, тут сразу же стало ясно, что в центре изображена Александра Федоровна и великие княжны Мария и Ольга, а родственница её рядышком была. Это была групповая фотография одного из госпиталей петроградских. Вот такие еще иногда интересные бывают вещи.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

Список статей сборников «250 историй про Эрмитаж»

 

М.Б. Пиотровский. Эрмитаж как Шехерезада

А.В. Конивец. Предисловие

Н.И. Грицай. Легенда об основании Эрмитажа и так называемое «Снятие с креста» Рубенса

И.Ф. Белоусикова. «Армитажные» служители

И.Ф. Белоусикова. Библиотека и лазарет для придворнослужителей

Ю.А. Пятницкий. Екатерина Великая и Византийские реминисценции

Ю.А. Пятницкий. «…Mon faisan d’or. Je Vous aime de tout mon Coeur» — Екатерина II — Г.А. Потёмкину

Ю.А. Пятницкий. Исторические «шалости» князя А.М. Белосельского-Белозерского

A.К. Кузнецова. Напоминание о несостоявшемся браке

Т.Б. Бушмина. История одного плафона

Т.Б. Семёнова. Шедевры краснодеревщика императрицы

С.Ф. Янченко. Забытое прошлое, или «Амвон на четырёх ножках»

С.Ф. Янченко. Спасение Царских врат

Е.А. Яровая. Пропавший дар Густава III. Коллекция шведских золотых медалей канцлера И. Остермана

B.М. Успенский, А.А. Россомахин. Медвежья услуга Екатерины Великой, или Первая карикатура на Эрмитаж

Т.М. Мокина. Тайный брак императрицы

Л.К. Кузнецова. Памятный дар Светлейшего князя Г.А. Потёмкина Екатерине II. Табакерка с портретом султана Абдул-Гамида

Л.К. Кузнецова. Табакерка с картою Крыма

Л.К. Кузнецова. Награда «за праздник»

Е.Ф. Королькова, М.Н. Лопато. Хранитель императорской коллекции драгоценностей барон Фелькерзам

Т.Б. Семёнова. О ещё одной уникальной коллекции Эрмитажа

Е.П. Ренне. Миф и реальность. Портрет Екатерины II верхом кисти В. Эриксена

Ю.И. Чежина. «Конная Библия» и парадный портрет

С.А. Маценков. Крыша Зимнего дворца

Н.П. Гуляева. Немецкие учёные на службе российской науки

Е.П. Ренне. Художники при дворе

Е.П. Ренне. Элизабет Виже-Лебрен и портреты членов царской семьи

Е.П. Ренне. Павел I, Габриэль-Франсуа Дуайен и Джеймс Уокер

А.К. Кузнецова. «Чернилица» из уральской платины

Е.Ф. Королькова. Бессмертные кони барона Клодта и Николай I

Е.П. Ренне. Николай I и Романовская галерея

Е.П. Ренне. Два эпизода из истории Военной галереи Зимнего дворца

Б.И. Асварищ. Кто автор «Сражения при Смоленске»?

П.В. Суслов. «Великая Армия» в Эрмитаже. Французские мундиры начала XIX века в музейной коллекции

П.В. Суслов. «Никогда не существовавший и никому не известный…»

М.Г. Зайченко, Е.А. Яровая. Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта

Е.Ф. Королькова. Реликвия наполеоновских войн и память об утраченном музее

Л.К. Кузнецова. Скрытые символы Александровской колонны

П.В. Суслов. Архитектор-кавалерист. Некоторые подробности жизни О.-Э. Монферрана

М.Е. Ильина. Николай Ефимов — строитель Нового Эрмитажа

С.А. Маценков. Императорский Эрмитаж. «Покушения» на проект Лео фон Кленце

Н.П. Гуляева. Античные пристрастия Николая I

А.О. Большаков. Приключения Сохмет

И.А. Гарманов. Быстрее звука. Оптический телеграф Николая I

М.Л. Меньшикова. Китайский маскарад 1837 года

С.А. Маценков. Новшества инженера М.Е. Кларка и Колесница Славы

И.А. Гарманов. Телеграфный аппарат Александра II

Т.Н. Лехович. Забытый ковёр из Малиновой гостиной

Е.Ф. Королькова. Начало археологии в России и Сибирская коллекция Петра I

А.Ю. Алексеев, Е.Ф. Королькова. «Служебный роман». Императорская Археологическая комиссия и Эрмитаж

А.Ю. Алексеев, Е.Ф. Королькова. Один год из жизни Императорской Археологической комиссии

А.И. Давыдова. Первый директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов

А.В. Круглов. Неизвестное об известном. О происхождении рельефа «Гибель Ниобид»

Н.П. Гуляева. Чудо этрусской улыбки

А.Б. Кузьмичёва. Комикс 1876 года

Рассказ в картинках «Провинциалы в Эрмитаже»

С.А. Маценков. «Окаменелость хлеба». Посылка уездного краеведа в Императорский Эрмитаж

Ю.А. Пятницкий. Император Александр III, А.А. Половцов и приобретение коллекции А.П. Базилевского для Императорского Эрмитажа

Ю.А. Пятницкий. Omnia Pro Arte — Всё для искусства

М.Е. Ильина. Из истории здания Старого Эрмитажа

Ю.И. Ильина. Императорская Археологическая комиссия и Мусины-Пушкины. Несколько штрихов к истории раскопок Ольвии

С.А. Маценков. Нетрезвые посетители Императорского Эрмитажа

Г.И. Сергеева. А.В. Половцов. Приглашение в Галерею

Винсент Буле. Ещё один портрет Петра Великого?

Р.В. Реброва. Город, в котором курили со дня основания

Р.В. Реброва. Клуб, паб, ресторация, или «Где поесть в Петербурге в 1725 году»

А.В. Крейцер. Дворец Петра I, Венеция и град Китеж

Е.В. Лепёхина. Загадочный двухрублёвик

К.В. Чугунов. Тайны «земли древних поклаж»

К.В. Чугунов. Детектив со «сроком давности» более 2000 лет

Л.И. Давыдова. Путешествие со стереоскопом

Т.И. Слепова. X.X. Гиль и Императорский Эрмитаж

А.А. Букина. Последний директор Императорского Эрмитажа Дмитрий Иванович Толстой

А.В. Конивец. «Ввиду важности для Эрмитажа…». Эпизод из жизни музея

Т.И. Слепова. Виктор Эммануил III и Императорский нумизматический кабинет Эрмитажа

Е.Ф. Королькова. Ars longa, vita brevis

Е.Ф. Королькова. Ближний круг. Я.И. Смирнов в науке и в жизни

Д.В. Гусев. Икона, «писанная зубами»

С.А. Маценков. Немецкие цеппелины над Эрмитажем

Г.И. Сергеева. Художественно-историческая комиссия Зимнего дворца. Начало работы

Г.И. Сергеева. Художественно-историческая комиссия Зимнего дворца. Спасение сокровищ

А.Ю. Алексеев. Археологические подделки и фальсификация древней истории

Е.Ф. Королькова. А.А. Иессен. Рыцарь науки

И.А. Гарманов. «Дела давно минувших дней…». Эрмитаж, Филосо́фовы и мемориальный диван А.С. Пушкина

Е.А. Яровая. «Награбленное вернули…». Судьба коллекции Н.Ф. Романченко

Н.С. Онегин. «Старый домик» режиссера Ю.Э. Озаровского в собрании Эрмитажа

Т.Н. Косоурова. История одного экспоната со «знатной» родословной

Л.И. Добровольская. «Для вечного хранения в Эрмитаж». Коллекция Н.Н. Епанчина

С.Б. Павлов, Е.А. Яровая. Экслибрис как улика

Ю.П. Калашник. Надпись на стене

А.В. Конивец. А.А. Ильин и А.А. Сиверс — придворные и учёные

А.В. Конивец. Родственники

А.В. Крейцер. «Мы входили в музей как в храм… ». Ранний Анциферов и Эрмитаж

А.В. Крейцер. Негасимый свет эрмитажных окон

А.В. Конивец. Музей Революции в Зимнем дворце

С.А. Маценков. Убежище «Беглого раба» в Музее Революции

С.Ф. Янченко. Детская комната при Эрмитаже

А.Г. Белова. Детский сад в Эрмитаже. Воспоминания бывшей воспитанницы

С.Ф. Янченко. К биографии архитектора А.В. Сивкова

С.А. Маценков. Пляж у Эрмитажа

С.А. Маценков. Мышеловка

А.А. Иерусалимская. Были и легенды Отдела Востока

И.А. Орбели и рождение отдела

«Первопроходцы»

О друзьях-сверстниках

Т.М. Фурасьева. Закладная доска — памятник прошлого или послание в будущее?

О.А. Степанова. «Раскулаченный» барсук. Тринадцать тысяч денариев в медном котле

А.Ю. Алексеев. Была ли Паритетная комиссия паритетной?

И.С. Артемьева. Ключ к разгадке — в Книге счетов. «Мадонна делле грацие» Лоренцо Лотто

А.Б. Кузьмичёва. Не чужие письма

А.Б. Кузьмичёва. Домой, в Эрмитаж

А.В. Воробьёва. Воспоминания о войне

Ю.И. Ильина, А.В. Круглов. Блокадный хлеб

Т.И. Слепова. Т.Н. Минасян и собрание польских монет Эрмитажа

Е.Ф. Королькова. Крамольные мысли. О тех, кого помню и люблю

Н.К. Масюлионите. Сентиментальный портрет Ариадны Александровны Шмидт

Е.Ф. Королькова. Фельдмаршал

Л.Н. Воронихина. Несколько слов о Павле Филипповиче Губчевском

Е.Ф. Королькова. Путь от Мустамяки к «Скифу»

С.В. Панкова. Татуировки на древних мумиях в собрании Эрмитажа

Л.Л. Баркова. Фантастические звери на татуировках алтайского вождя

Л.Л. Каганэ. Шагал в Эрмитаже

А.Ю. Алексеев. Таинственная амазонка

Ю.Г. Ефимов. Маленькая выставка с большими последствиями

Л.Л. Каганэ. Необычайные истории двух картин, или о двух находках Вадима Гурулёва

О.П. Дешпанде. Древности Бирмы в Эрмитаже. Фридрих Вильгельм Нётлинг — забытая история о скандально известном археологе

О.П. Дешпанде. «Тот самый Дёринг…». Сиамские лаковые панно из коллекции Эрмитажа

Т.М. Берга. Аспирантка Эрмитажа

А.О. Большаков. Тутанхамон в Эрмитаже

Из книги отзывов на выставку «Сокровища гробницы Тутанхамона» (сост. А.В. Конивец)

С.О. Андросов. Впервые в Италии

Т.Н. Косоурова. Кузина

Н.Б. Петрусевич. «Париж бывает порой — раз в жизни». Дневник одной командировки

М.Ю. Ефимов. Записки о жизни внутри музея

Эрмитажный «обоз»

Научники

Лаборанты и «игра» картинами

Наши катакомбы

Легенда Тёмного коридора

Вышка для простых героев

Большая работа в Больших просветах

Ночные смены

Наши плановые «пожары» и «пожарники»

Экспрессионисты

Начальство Телеграфной лестницы

«Обозные» побратимы

Инсталляции

Думы обозника

Главный штаб

Путешествие в Старую Деревню

Универсальные солдаты

С.Ю. Белых. «Танец» Матисса

Л.И. Давыдова. «Эрмитаж для всех и каждого»

М.Б. Пиотровский. Военная мозаика

А.В. Конивец. Великий музей и великие войны

М.О. Дединкин. Несостоявшееся путешествие в Берлин. Русская и немецкая графика времён Германской войны

Плакаты времён Империалистической войны. Из коллекции Эрмитажа. Публикация Ю.В. Шаровской

1916 год в действующей армии. Фотографии из альбома фейерверкера полевой тяжёлой артиллерии. Публикация А.Б. Кузьмичёвой и Т.Г. Шостакович

Е.Ф. Королькова. Красное и белое

Т.Н. Петрова. Царские подарки. Фарфоровые пасхальные яйца

М.А. Партала. Ксения Ивановна Полисадова — врач лазарета в Зимнем дворце

М.Е. Ильина, Н.А. Станулевич. Фотографические виды Эрмитажа. Ателье «Фотограф К.К. Булла»

М.Б. Маршак. «Деньги нужды»

Л.И. Шатилова. Воспоминание о Конюшенном музее

Ю.А. Пятницкий. Неистовый И.А. Орбели: «эвакуация на случай объявления мобилизации»

Т.Н. Косоурова. Смелое предложение реставраторов Эрмитажа. «Способ борьбы с самолётами»

О.Г. Костюк. Война и драгоценности

С.Ф. Янченко. Консервация Государственного Эрмитажа

Н.П. Гуляева. «Я вернусь, в моей груди гудят Боспорские ветра…»

Л.В. Антонова. «Берегите наших малышей!..»

Дети эрмитажного детского сада. Публикация А.Г. Беловой

Н.П. Гуляева. Ангелы войны

И.П. Засецкая. Военное детство

Е.Ф. Королькова. Честь и достоинство

Г.А. Принцева. Моё Лычково

Н.П. Гуляева. Онгудай

А.В. Конивец. «В тот день начиналась эпоха плаката с безжалостной правдой: убей и умри!»

Ю.А. Пятницкий. Семь ящиков с византийской коллекцией Эрмитажа: из истории первого эшелона

Н.И. Грицай. Дискуссия на тему Ренессанса и Барокко. Протокол одного заседания

М.Я. Варшавская. Ответ коллегам

И.А. Гарманов. Я — «МИР». Воспоминания старого радиоприёмника о военном времени

А.С. Поляков. Служил Советскому Союзу. Фрагменты воспоминаний

А.Н. Апонасенко, Е.Г. Шишкова. Автограф маршала Жукова

А.В. Крейцер. Взгляд из окна театрального коридора и победный салют

А.Н. Апонасенко. Военные страницы истории Пергамского алтаря

Фоторепортаж с выставки 1958 года

В.А. Пахомова-Гёрес. Во имя жизни. Эрмитаж. А.Ф. Пахомов. Блокада

М.Я. Крыжановская. Военные годы

О.Э. Вольценбург. Страшная зима 1941-1942 годы в Ленинграде

B.А. Молотков. Воспоминания блокадного школьника

А.Б. Кузьмичёва. «22/VI 41 г. Я собиралась идти в Эрмитажную библиотеку…» По страницам блокадного дневника М.С. Коноплёвой

Е.Ю. Соломаха. Судьба человека. Леонид Борисович Гейнеман

Н.П. Гуляева. «Ночью и днём только о нём…»

Т.Н. Косоурова. Путь к свету из энергетической блокады Ленинграда. 1941-1944 годы

Н.А. Щетинина. Фарфоровая летопись войны

А.В. Крейцер. Записки из эрмитажного бомбоубежища

C.А. Маценков. Блокадный свет

И.Г. Ефимова. Научная деятельность сотрудников Эрмитажа. По материалам отчёта о работе хранительского и научного состава Государственного Эрмитажа за 1942 год

М.Д. Кузнецова. Блокадные письма в город Ташкент. Из истории Первобытного отдела

С.А. Маценков. Раны Эрмитажа

С.Ф. Янченко. Возвращение в Ленинград. Письмо П.П. Фирсова А.В. Сивкову

А.В. Сивков. Дневниковые записи 1944-1947 годов. Публикация С.Ф. Янченко

А.Н. Апонасенко. Искусствовед военного времени

Допрос свидетеля И.А. Орбели на Нюрнбергском процессе. Из стенограммы заседания международного военного трибунала 22 февраля 1946 года

О.Г. Зимина. Эрмитажная летопись Войны и Победы. Послесловие к выставке

Ю.А. Пятницкий. Три чудесных путешествия иконы «Христос Пантократор с донаторами» 1363 года

B.А. Пахомова-Гёрес. Ещё раз о неразгаданной тайне Александрийского столпа и неизвестном «русском архитекторе» Фридрихе Вильгельме IV

Г.А. Миролюбова. Из жизни императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце

C.О. Андросов. «Амур и Психея» в России: Канова мнимый и Канова подлинный

И.Г. Етоева. «Группа Кановы, воспроизводящая знаменитую Pieta Микеланджело», или История одного экспоната

О.Г. Костюк. Возвращение шедевра

Е.Ф. Королькова. Письмо из Скифии

Н.Н. Никулин. Брянский детектив

С.А. Маценков. Письма Прасковьи Бартеневой и Большой фрейлинский коридор Зимнего дворца

А.В. Конивец. Полина Бартенева и переписка 1835 года

А.В. Конивец. Записочка княгини Голицыной

А.В. Конивец. Пироскаф

С.Ф. Янченко. К истории Кутузовского коридора в Зимнем дворце

И.А. Гарманов. Изящная инженерия, или Слово о мебельных колесиках Огюста Монферрана

О.А. Игнатова, М.Б. Маршак. Кабинет министра финансов в Главном штабе

Г.А. Принцева. Лаковые плакетки с видами курорта Спа

А.В. Круглов. Сколько Антиноев было у Екатерины Великой?

Н.П. Гуляева. Посейдон или Юпитер? История одной статуэтки

Е.А. Яровая. Чемодан графа Келлера

В.А. Пахомова-Гёрес. Королева Луиза и Россия. Неизвестная глава биографии «властительницы сердец»

В.А. Пахомова-Гёрес. Королева Луиза и Россия. О неизвестных жителях Шепелёвского дома

В.А. Пахомова-Гёрес. Документы из гардеробного шкафа. Русские платья королевы Луизы

М.В. Шульц. О портрете генерал-майора Д.В. Лялина из Военной галереи Зимнего дворца

Т.Н. Косоурова. Знакомство с предками: архиепископ Иона

А.О. Большаков. Храбрый огонек живой души

А.А. Букина. Поленовы. Из истории Главного штаба

А.А. Букина. Тайны «Словаря церковно-славянского и русского языка» 1847 года. История поисков

А.Е. Шигин. Портрет графини Богарне: образы и судьбы

А.О. Большаков. «Где камень?..»

Т.И. Слепова. «Безымянные» монеты Вестготского королевства

Н.С. Онегин. Тюльпаны Уильяма Морриса в комнатах Николая II в Зимнем дворце

Н.П. Гуляева. «Покой нам только снится…»

Н.П. Гуляева. Воиновы — эрмитажная династия

Heap Леймус. Осень в Эрмитаже

С.А. Маценков. Уходящая натура

М.Е. Ильина. Стасовы и Кларки. Эрмитажные здания и их строители

Т.В. Праздникова. По ту сторону стасовского перехода

Т.В. Праздникова. От камня к металлу. Скульптуры балюстрады Зимнего дворца в конце XIX века

С.А. Маценков. Изобретатель терменвокса в Эрмитаже

Т.Н. Косоурова. Портбукет. Дар музею как результат проведения выставки

Т.Н. Косоурова. Танцовщица Антонина Дорина на сцене Эрмитажного театра

Е.Ф. Королькова. Закоулки памяти музейных чердаков и подвалов

В.Н. Близнюк.

«Труды и дни» в реставрационных мастерских Эрмитажа

О стекольщике-виртуозе и о бывшем классном реставраторе

«Динозавры»

Мозаики дворцовых паркетов

«Нумизматические уроки» Ивана Георгиевича Спасского

А.И. Косолапов. С чего начиналась научно-технологическая экспертиза в Эрмитаже. История и современность

А.И. Косолапов. Наука против подделок

А.В. Крейцер. О главной невской акватории и об эрмитажной картине Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну»

Н.А. Соболева. Я благодарна Эрмитажу

 

См. также:

Зимний дворец. Жизнь после революции

В программе Марины Лобановой «Встреча» Анна Конивец рассказывает про историю Зимнего дворца и Эрмитажа после 1917 года. Эфир 14 ноября 2020 г. АУДИО

«Изучая документы по репрессированному деду — нашла имя неизвестного сотрудника Эрмитажа периода 1920-х годов»

В программе «Встреча» старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анна Валентиновна Конивец рассказывает о том, что понимание истории своей страны и ее национальной культурной традиции неразрывно связаны с интересом к истории своей семьи. Эфир 21 ноября 2020 г. АУДИО

Кто и как брал Зимний в 1917 году

«В столице этот захват власти мало кто заметил». Репортаж о встрече с историком Юлией Кантор в рамках еженедельных встреч в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» 2 ноября 2016 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

Время Эрмитажа: Михаил Борисович Пиотровский

«…Музей, конечно, воспитывает, очень ненавязчиво воспитывает, но воспитывает хороший вкус, а не трактовку истории. Вот это очень важно. Но вкус, конечно, влияет на трактовку истории». М.Б.Пиотровский

Госпиталь в Николаевском зале Зимнего дворца

Госпиталь Зимнего дворца

«Аналогов такому явлению, как госпиталь Зимнего дворца, нигде в мире нет, ни в одной монаршей резиденции госпиталь — причем даже не для офицеров, что важно, а для солдат — не был создан в годы каких-либо войн, ни до, ни после» — д.и.н. Юлия Кантор в программе «Время Эрмитажа» о дворцовом госпитале в годы Первой Мировой войны. ТЕКСТ

«Время Эрмитажа»

Программа «Время Эрмитажа»: «По понятным причинам в советское время о том, что в Зимнем дворце располагался госпиталь для тяжело раненых солдат, не говорили, иначе пришлось бы долго объяснять, что же все-таки штурмовали и штурмовали ли — но это отдельная тема — матросы, солдаты и рабочие, которые были здесь в ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Но зато мифы остались…»

Больше Античности в Эрмитаже

Зрители никогда не видели 90% предметов этой коллекции. А теперь мы всё это можем увидеть. Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» проводит экскурсию по коллекции античной скульптуры в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». Эфир 17 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Древнерусские иконы в Эрмитаже

Михаил Пиотровский: «Много и шедевров, много удивительно важных вещей, есть очень ранние иконы». Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывает об открытии постоянной экспозиции древнерусских икон из собрания Эрмитажа. 6 марта 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Монеты и весовые знаки доисламского Востока и Золотой Орды в коллекции Эрмитажа

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» продолжает знакомить с нумизматической коллекцией главного музея нашего города. Эфир 29 апреля и 6 мая 2017 г. АУДИО + ФОТО

Античные монеты в Эрмитаже

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» продолжает знакомить с нумизматической коллекцией главного музея нашего города. Эфир 22 апреля 2017 г. АУДИО + ФОТО

7 декабря – День Эрмитажа

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывается о выставке «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века» в рамках цикла «Поднесение к Рождеству». АУДИО

Коллекции Эрмитажа: монеты и медали

О том, что такое нумизматика, об Отделе нумизматики Государственного Эрмитажа рассказывает заведующий Отделом Виталий Александрович Калинин. АУДИО + ФОТО

«Время Эрмитажа»: хранители

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» – главный хранитель Светлана Адаксина. Передача 1. АУДИО + ТЕКСТ

Антуан Пэн Портрет Петра Великого

Уникальный прижизненный портрет Петра Великого в Эрмитаже

Уникальный прижизненный портрет Петра Великого в Эрмитаже. «Ценность этого полотна несомненна – во-первых, вы видите, какого оно размера, а, во-вторых, прижизненных живописных портретов сохранилось чрезвычайно мало. Мы можем их перечислять по пальцам рук». Репортаж Екатерины Степановой

Два возраста Боттичелли

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывает о выставке двух изображений Богоматери «Умиление», созданных в XV веке – картины Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» и греческой иконы «Элеуса». Выставка действует до 16 февраля. Эфир 25 января 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

«Образец спокойной римской жизни»

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» проводит экскурсию по первой большой выставке о Помпеях в России «Люди. Боги. Герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпей». Эфир – май 2019 г. АУДИО + ФОТО

«Проповедь Иоанна Крестителя» памяти Николая Никулина

Программа «Время Эрмитажа» знакомит с выставкой «Питер Брейгель Младший. «Проповедь Иоанна Крестителя». К завершению реставрации». Она посвящена памяти легендарного эрмитажного хранителя Николая Никулина, автора пронзительных военных мемуаров. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

«Рай для любителей военной истории»

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывает о Музее гвардии. 10 и 17 ноября 2018 г. АУДИО + ФОТО

Шедевры Лейденской коллекции

Репортаж автора программы «Время Эрмитажа» Екатерины Степановой анонсирует открытие выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Эфир 31 августа 2018 г. АУДИО

Романовы в Петербурге

Члены семьи Романовых прибыли из разных стран в Петербург, где в день 100-летия убийства Николая II и его семьи приняли участие в литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце и в молебне в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Репортажи Екатерины Степановой и Ивана Теплова. 17 июля 2018 г. АУДИО

«Где силой, где верой»

Репортаж Екатерины Степановой об открытии выставки в Эрмитаже «Лангобарды. Народ, изменивший историю». 3 мая 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

История эрмитажных витрин

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывает о постоянной экспозиции Эрмитажа, посвященной историческим музейным витринам. Эфир 3 февраля 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Серебро и бронза Византии

«Мы приобрели евхаристическое блюдо с Голгофой, с голубем, с веткой над Крестом, с изображениями Петра и Павла, а на обороте – клейма императора Анастасия». В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» Юрий Пятницкий рассказывает об изделиях из серебра и бронзы в Византийском собрании Эрмитажа. Эфир 16 сентября 2017 г. АУДИО

Министерство финансов Российской империи

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» продолжается рассказ о монетах и медалях в коллекции Эрмитажа. Эфир 8 апреля 2017 г. АУДИО + ФОТО

Екатерина Степанова и Кирилл Орлов

Денежная система Русского государства

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» продолжается рассказ о монетах и медалях в коллекции Эрмитажа. Эфир 1 апреля 2017 г. АУДИО + ФОТО

Отречение

Репортаж Екатерины Степановой из Эрмитажа. 15 марта 2017 г. АУДИО + ФОТО

Парадные сервизы от Петра I до Николая II

Программа «Время Эрмитажа» продолжает знакомство с выставкой «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX в.» в рамках цикла «Поднесение к Рождеству». АУДИО + ФОТО

Царский фарфор

В очередной программе «Время Эрмитажа» речь пойдет о парадных сервизах, представленных в Музее Императорского фарфорового завода. АУДИО + ФОТО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru