6+

«Образец спокойной римской жизни»

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Выставка «Люди. Боги. Герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпей»

Эфир – по субботам, с 18 мая 2019 г., 14:30

АУДИО

 

В мае-июне 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа работала выставка «Боги. Люди. Герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпей». Как и все выставки в Эрмитаже, эта уникальна. Впервые в России мы можем увидеть не только всемирно известные произведения античного искусства, но и те, что сопровождали жителей Помей и Геркуланума в повседневной жизни, предметы быта, утварь, элементы интерьера, даже какие-то личные вещи.

 

Наверно на надо напоминать, что места эти известны наверно каждому человеку из-за той трагедии, которая произошла в конце I века н.э. – извержение Везувия, под пеплом которого были погребены эти города. Но эта же природная катастрофа сохранила для нас и целую эпоху.

 

 

На торжественном открытии выставки к собравшимся гостям обратился директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:

 

«Сегодня замечательный день, мы открываем историческую выставку – первую настоящую большую выставку о Помпеях в России и вообще за пределами Италии. Мы благодарны безумно нашим коллегам, нашим друзьям – археологам-музейщикам Италии за то, что такое стало возможно, за то, что эта выставка состоялась. Она потребовала очень больших организационных усилий, большой логистической работы. Это дорогая выставка. Мы благодарны всем нашим спонсорам. Выставка получилась удивительная и красивая.

 

Она важна не только для знакомства России с этим удивительным археологическим, историческим и культурным явлением. Помпеи – это изумительный город. Образец спокойной римской жизни. И это страшный город, который погиб в одно мгновение. Помпеи – это знаменитые археологические раскопки, которые лежат в основе европейской археологии. И Помпеи сегодня это образец заботы об археологическом наследии, о его музеефицировании, представлении публике и т.д.

 

 

Помпеи это и часть нашей русской истории. Первая выставка о Помпеях состоялась здесь, в этом здании, точнее чуть дальше, там, где Лоджии Рафаэля, в 1834 году. Была выставлена картина Карла Брюллова, только что написанная, «Последний день Помпей». Она произвела громадное впечатление. И она одной из первых принесла знание о Помпеях тем людям в России, которые об этом никогда не знали или Помпеи никогда не видели и, может быть, так никогда и не увидели. Среди тех, кто написали рецензии на эту выставку, был наш великий поэт А.С.Пушкин – он написал стихи и сделал рисунок. И он Помпей никогда не видел и не мог увидеть – ему бы запрещен выезд из России.

 

 

Другая рецензия была написана Николаем Гоголем, нашим великим писателем. Так что вот с чем нам надо соревноваться. Я надеюсь, что выставка произведет не меньшее впечатление. Хотя ни Пушкина, ни Гоголя у нас теперь нет, но, тем не менее, событие историческое, которое дополнено еще одним – это важная часть в развитии Эрмитажа, это выставка в нашем новом выставочном помещении, где она замечательно разместилась. Наверху здесь эрмитажные материалы – это наша небольшая помпейская коллекция, у которой своя история. Было время, когда во время царских визитов правители, на территории которых находились Помпеи и Неаполь, дарили вещи из Помпей. Вот тут есть подарки русским императорам во время их визитов в Помпеи. Эта коллекция впервые в таком виде здесь выставлена. Здесь есть еще материалы документальные, фотографические, художественные о Помпеях и о том, какое влияние Помпеи оказали еще и на русское искусство. Здесь в Зимнем дворце были помпеянские коридоры, помпеянские комнаты. Сегодня тут есть помпейская роспись в залах первого этажа. Сегодня у нас есть помпеянская мебель, сделанная по эскизам ранних Помпей, которые делал Александр Брюллов, брат Карла Брюллова. Вот это все вместе увязывает нашу выставку в необыкновенный пучок художественных впечатлений. Но самое замечательное то, что мы здесь увидим. Надо сказать, что мы не ожидали, что много прекрасных вещей можно будет сюда привезти. Это все очень большие вещи, это потрясающие фрески, это скульптура. И очень благодарен всем, кто сделал всю эту громадную работу».

 

 

О структуре и содержании выставки рассказывает Анна Алексеевна Трофимова, один из кураторов с Российской стороны, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа.

 

«Мне кажется, античные формы, и вся эта эстетика – очень лаконичная, формульная, безусловная – вновь приобретают интерес сейчас. И если в конце прошлого века в большей степени привлекали внимание различные экспрессивные периоды искусства, то мне кажется, что в нашем столетии, в котором все ждут Апокалипсиса, все тяготеют к гармонии, простоте и вот такой вот вечности, безусловной вечности. Я бы даже не назвала эти произведения искусства шедеврами, потому что это больше, чем шедевры.

 

 

Что касается красок, то очень современно выглядит помпеянский красный. Вот эти фигуры на его фоне тоже, мне кажется, достаточно современный взгляд, без перспективы. Скульптуры. Если вы посмотрите на Дорифора, вы увидите, что это абсолютная математическая формула, и вы поймете, и вспомните еще раз, почему и античные скульпторы, и эпохи Возрождения, и XIX века, и XX учились на Дорифоре. А представьте его в какой-нибудь современной инсталляции. Весь XX век это используют. Я просто хочу сказать, что эти формулы, которые используют античные скульпторы, художники умели находить, мне кажется, что это врожденное качество античной цивилизации и людей, которые жили тогда. И это все мы можем увидеть наряду с повседневной жизнью.

 

Это очень интересный раздел выставки, очень живой. И особенность ее в том, что мы никогда не видели такое количество предметов, которыми пользовались люди. Они иногда очень странные, забавные, например, самовар или котел для подогрева воды, инструменты для работы в полях – и кирка, и лопата, или, например, горшочек глиняный с остатками скорлупы, где яйца хранили – совсем как у нас. Или горшочек, где выкармливали сонь – грызунов. Они там толстели, толстели, а потом из них делали гурманское блюдо. Это такой вот выворот античного вкуса.

 

 

Но, конечно, самое главное – вот эти краски, эти персонажи. Я не думаю, что у нас видели в таком количестве античную живопись. У нас была в 2007 году выставки фресок из Стабий, но они небольшие, и Стабии – это более провинциальное место. Здесь собраны в основном помпеянские фрески, но также собраны фрески из Геркуланума. А помпеянские фрески – они огромные. И здесь все главные персонажи античной мифологии. Первый раздел это боги – Зевс, Юпитер и Юнона, Аполлон, Гермес, Диана. Это герои – Ипполит, Мелеагр и Аталанта, Ахилл. Вообще Ахилла очень почитали в римское время, и здесь есть целый цикл сюжетов из жизни Ахилла из дома, который был посвящен этому герою.

 

Вот сейчас мы стоим прямо в центре города Помпеи на форуме, на площади. Мы видим эту арку, мы видим оси улиц и каких-то перспектив, которые уходят в разные стороны. А вот там, наверху, мы видим Везувий. Благодаря этой ужасной катастрофе мы можем сегодня лицезреть все эти произведения. И Везувий доминирует здесь. Он и правда доминирует везде в везувианских городах. Когда вы гуляете по улице, находитесь где-то рядом – он виден отовсюду. И он определил судьбу этих мест. Мне кажется, здорово, что зритель заходит и сразу же видит в перспективе выставки эту гору.

 

 

Мне очень нравится, как расставлены скульптуры. Это статуи богов, но также и людей, которые сделали что-то важное для города, для общины, для людей. Есть также замечательный раздел «Лица помпеянцев». Это портреты. Они не все чисто портретные – многие из них похожи и на богов, и на героев, идеализированы. Но много и индивидуальных черт, например, мозаичный портрет молодой привлекательной женщины. Сам по себе он очень маленький, но кажется, что это большое произведение искусства, и он очень притягивает. Мозаичное искусство тоже было у них на высоте, и они сумели передать красоту – она в бусах, у нее алые губы, и взгляд, который запоминается сразу.

 

Я бы хотела сказать каждому посетителю, который придет на эту выставку, особенно молодым, что главная задача, на мой взгляд, не только узнать что-то новое, это не главное – сейчас есть и замечательные видео, и каталоги, – но я бы посоветовала просто раскрыть глаза, смотреть и чувствовать. И я не сомневаюсь, что человек почувствует погружение в мир Помпей, потому что такая концепция этой выставки – Боги, Люди, Герои. Потому что это разные уровни, разные сферы жизни человека».

 

 

Наверно, нет ни одного жителя Петербурга, который бы хоть раз в жизни не видел знаменитой картины Карла Брюллова в Русском музее «Последний день Помпей». Но это видение живописца, в некотором смысле его фантазия. У нас же с вами есть уникальная возможность в самом буквально смысле этого слова увидеть Помпеи и Геркуланум в их последний день. Чем жили люди, чем они восхищались, над чем трудились, что их заботило и как они представляли окружающий их мир. Вторая половина I века н.э. Именно в такой мир пришел Спаситель. Большинство апостолов уже совершили свои миссионерские подвиги, наступило время второго поколения – мужей апостольских, которые проповедовали по всей известной ойкумене. Поэтому нам важно понимать, в каком мире они жили, что их окружало. И хотя свидетельств о проповедании Евангелия в этих местах нет, но культура, нравы, быт этих мест дают представление о большом пласте античной цивилизации. Мы должны помнить, что греческая философия – это одна из родин Церкви наряду с религией древних евреев, а античное искусство легло в основу искусства христианского.

 

Полностью слушайте в аудио.

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

 

Репортаж об открытии выставки

 

Экскурсия по выставке с Анной Алексеевной Трофимовой, ч.1

 

Экскурсия по выставке с Анной Алексеевной Трофимовой, ч.2

 

Экскурсия по выставке с Анной Алексеевной Трофимовой, ч.3

 

Экскурсия по выставке с Анной Алексеевной Трофимовой, ч.4

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru