6+

Созерцающий ум

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Учение Григория Паламы»

Гость: Дмитрий Сергеевич Бирюков

Тема: мистическая и рациональная деятельность ума по Григорию Паламе

Эфир: 7 октября 2021 г.

 

Программа посвящена проблеме соотношения мистического и научного познания в богословии святителя Григория Паламы, аскетическим аспектам его учения об уме, соотношению понятия природы и благодати, а также характеру скептического отношения Паламы к научному знанию.

 

Дмитрий Бирюков:

 

Согласно Паламе, у человека, избавившегося от страстей, ум проникается умопостигаемым божественным светом. Палама здесь вводит в понятие ума рефлексивный аспект: в своем естественном, свободном от страстей состоянии ум созерцает самого себя и, таким образом, и себя видит как свет, и в себе видит умный божественный свет, который есть «одежды обожения». Поэтому ум в собственном смысле Палама определяет как созерцающий самого себя умный свет. Предпосылкой для этого положения является то, что ум есть одновременно и созерцаемый свет, и свет созерцающий, «как бы глаз души»; потому он и способен созерцать сам себя. Созерцая себя, ум созерцает не просто собственную сущность, но «видя себя самого, видит себя как другое», хотя смотрит и не на нечто другое, а на свет, запечатленный в самом себе (собственном образе). И благодаря этому созерцанию собственного сияния, источник которого выше ума, ум превосходит себя и обретает единение с Высшим – Богом. Божество, отражающееся в человеческом уме, Палама сравнивает с зеркалом (как будто бы испускающим свет): оно являет себя уму, отражающемуся в нем, но, подобно зеркалу, оставаясь невидимым. Эта рефлексивная деятельность ума понимается Паламой как имеющая место по причастности к Первому Уму – Богу, о каковом Палама говорит как о предвечно созерцающем Самого Себя.

В целом Палама выделяет два проявления деятельности ума. Это, во-первых, его самосозерцание (т.е., созерцание божественного света в себе); оно осуществляется так называемым умным чувством.

И, во-вторых, это рассудочная, дискурсивная деятельность. В этом отношении Палама приводит пример огня, каковой имеет свойство светить и свойство греть. Так же и ум: в своем естественно-вышеестественном состоянии он есть умосозерцаемый и созерцающий свет; когда же на нем лежит покрывало страстей и препятствует естественному функционированию, он действует посредством рассудочного умозрения, которое уподобляется теплу огня.

Богословы, использующие эту рассудочную способность ума, но не созерцающие в своем уме божественного света и не ощущающие его посредством умного чувства, уподобляются Паламой слепым, которые чувствует лишь тепло огня, но, не обладая зрением, не видят его свет и поэтому не верят в его существование.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Источники формирования богословия Григория Паламы

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» Дмитрий Бирюков рассказывает о влиянии учения об уме Дионисия Ареопагита, аскетической антропологии Евагрия Понтийского и иудейской мистики на богословие Григория Паламы. АУДИО

Обожение, Фаворский свет и славословие в учении Григория Паламы

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» Дмитрий Бирюков продолжает рассказ о богословии света в творениях святителя Григория Паламы. АУДИО

Ноология Григория Паламы: святоотеческое учение об уме

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» Дмитрий Бирюков раскрывает для нас мысли одного и самых сложных отцов и учителей церкви – Григория Паламы. АУДИО

Формулы паламизма

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» посвящена «формулам» паламизма в рецепциях русских религиозных мыслителей. Эфир 17 ноября 2022 г. АУДИО

Паламизм и неопатристический синтез отца Георгия Флоровского

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» посвящена Георгию Флоровскому. Дмитрий Бирюков: «Переписка Флоровского с Булгаковым представляет собой ценный документ по рецепции паламизма в русской мысли». Эфир 10 ноября 2022 г. АУДИО

Паламизм и символизм отца Павла Флоренского

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» с участием Дмитрия Бирюкова посвящена особенностям восприятия платонизма в христианском богословии и рецепции паламитской терминологии в творчестве отца Павла Флоренского. Эфир 27 октября 2022 г. АУДИО

Паламизм и имяславие

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» посвящена роли паламизма в имяславских спорах. Дмитрий Бирюков: «Собственно, со времени появления «Апологии» Булатовича можно говорить о начале рецепции паламизма в русской мысли». Эфир 20 октября 2022 г. АУДИО

Паламитское богословие после Паламы

Программа «Исследования и исследователи» посвящена исторической судьбе идей Григория Паламы и первым упоминаниям его учения в русской философской литературе. Эфир 13 октября 2022 г. АУДИО

О премудростной энергии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире – цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Тема этого выпуска – виды энергий в паламитском богословии. Эфир 14 октября 2021 г. АУДИО

Теория и практика в паламитском богословии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире начался цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Эфир 16 сентября 2021 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru