6+

Софиология отца Сергия Булгакова

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Рецепция паламизма в русской мысли»

Гость: Дмитрий Сергеевич Бирюков

Тема: паламизм и софиология отца Сергия Булгакова

Эфир: 3 ноября 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена рецепции богословия «позднего» творчества святителя Григория Паламы («Феофан» и «Сто пятьдесят глав») в софиологии отца Сергия Булгакова.

 

Дмитрий Бирюков:

 

В 1922 г. отец Сергий Булгаков эмигрирует из советской России и, после недолгого пребывания в Константинополе, в 1923 г. поселяется в Праге. Там воссоздаётся образованное в России в 1919 г. Братство Святой Софии, в числе учредителей которого выступили протоиерей Сергий Булгаков и Г.В. Флоровский. В 1925 г. Булгаков переезжает в Париж в связи с образованием там Свято-Сергиевского православного богословского института. В Париже в рамках Братства Святой Софии Булгаков проводил семинары, посвящённые Софии, Премудрости Божией.

 

Ещё в Праге Булгаков пишет небольшое сочинение, задуманное как дополнение и пояснение к «Свету Невечернему». Это сочинение с названием «Ипостась и ипостасность (Scholia к «Свету Невечернему»)» было создано Булгаковым, в основном, чтобы элиминировать своё учение о Софии как четвертой ипостаси, выраженное в «Свете Невечернем», и предложить более корректное выражение своих софиологических интуиций, предполагающих личный характер, субъектность Софии-мировой души. Это сочинение было закончено Булгаковым в июне 1924 г. и опубликовано в 1925 г. Здесь Булгаков открещивается от представления о Софии как «четвертой ипостаси» и вообще самостоятельной ипостаси. В связи с этим Булгаков вводит новую, особую категорию, призванную заменить понятие «ипостаси», но так, чтобы сохранить при этом интуицию Софии как «живой сущности». Так Булгаков вводит категорию «ипостасности».

 

Согласно этому учению Булгакова, София обладает не ипостасью, но ипостасностью, каковая «одинаково отличается и от ипостаси, и от безипостасности» и определяется Булгаковым как «способность ипостазироваться, принадлежать ипостаси, быть её раскрытием, отдаваться ей. Это – особое ипостасное состояние не через свою, но через иную ипостась, ипостазироваться через самоотдание».

 

Используя эту терминологию, Булгаков говорит о Софии так, что она неотделима от существа Бога, но при этом есть Его Откровение миру. Она, живая сущность – предмет любви Бога (Его любви к тварному миру) и есть ответная любовь Бога к Самому Себе (через тварь), но, как обладающая не ипостасью, а лишь ипостасностью, она есть пассивная сила любви. София – между Богом и тварным миром. Будучи ипостасностью в Божестве, она получает свою ипостась, самостоятельное существование, через тварный мир. Посредством неё Бог вызывает к жизни образ Самого Себя (тварный мир) и творит таким образом новую (по отношению к трём божественным) – тварную ипостась.

 

Я думаю, будет справедливо сказать, что такое понимание Софии предполагает тенденцию к сближению божественной реальности с тварной, зависимости первой от второй.

 

Развивая здесь концепцию Софии на основе категории «ипостасности», Булгаков в «Ипостаси и ипостасности» наконец делает ход, который ещё не был сделан им в «Свете Невечернем»: он решает обратиться к паламитскому языку для обоснования своей софиологии. Немного позднее, в 1928 г., Булгаков будет делать это также на своих семинарах, посвящённых Софии, которые он проводил в Париже в Братстве Святой Софии.

 

Итак, в «Ипостаси и ипостасности» Булгаков связывает представление о Божестве в Себе и в Откровении с паламитским различением между недоступной сущностью и являемыми энергиями в Божестве. Согласно нему, София – это и есть Откровение Божества, то есть божественная энергия в паламитском смысле. А поскольку энергии в паламизме относятся не к какой-либо одной ипостаси Троицы, но являют Бога-Троицу как такового, то и Софию, утверждает Булгаков, нельзя понимать лишь как свойство ипостаси Логоса.

 

Булгаков встраивает в свой софиологический паламизм, развиваемый в «Ипостаси и ипостасности», и темы, связанные с паламитским богословием, затронутые мыслителем ранее в «Свете Невечернем».

 

См. также:

Паламизм и символизм отца Павла Флоренского

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» с участием Дмитрия Бирюкова посвящена особенностям восприятия платонизма в христианском богословии и рецепции паламитской терминологии в творчестве отца Павла Флоренского. Эфир 27 октября 2022 г. АУДИО

Паламизм и имяславие

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» посвящена роли паламизма в имяславских спорах. Дмитрий Бирюков: «Собственно, со времени появления «Апологии» Булатовича можно говорить о начале рецепции паламизма в русской мысли». Эфир 20 октября 2022 г. АУДИО

Паламитское богословие после Паламы

Программа «Исследования и исследователи» посвящена исторической судьбе идей Григория Паламы и первым упоминаниям его учения в русской философской литературе. Эфир 13 октября 2022 г. АУДИО

Локации отечественной философской эмиграции

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» слушайте цикл бесед Анны Резниченко «Философский пароход как исторический и культурный феномен». Эфир 1 сентября 2022 г. АУДИО

О премудростной энергии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире – цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Тема этого выпуска – виды энергий в паламитском богословии. Эфир 14 октября 2021 г. АУДИО

Теория и практика в паламитском богословии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире начался цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Эфир 16 сентября 2021 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru