fbpx
6+

Новозаветная политическая теология

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия»

Гость: Владимир Сергеевич Шалларь

Тема: Новозаветная политическая теология

Эфир: 16 июня 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена евангельскому и апостольскому пониманию власти, библейской историософии, политическому измерению Откровения Иоанна Богослова.

 

 

Владимир Шалларь:

 

В Новом Завете есть много слов о власти. Не только апостол Павел сказал свои знаменитые слова «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1), но есть некоторая смысловая система, в рамках которых слова Павла о власти являются лишь одним из элементов. И чтобы понять его слова, нужно понять всю эту систему.

 

Начнем мы с Евангелия. Мы видим здесь, что кесарь, которого в Римской империи почитали как сына божия и господа, на самом деле, сыном божиим и господом не является. В этом смысле Евангелие совершает радикальную диверсию. Сын Божий и Господь – это Иисус Христос, то есть распятый этой самой империей человек, а не прославленный. На самом деле, это является самым главным. Когда Господь говорит, что Богу надо отдавать Богово, а кесарю – кесарево, он совершает радикальную диверсию. Он разделяет религиозное от политического, которые были смешаны в том языческом мире, где император был Богом. Он секуляризирует и десакрализирует власть. Власть становится только лишь чем-то мирским. Власть перестает быть чем-то божественным. Власть перестает быть чем-то сакральным и священным. Тем самым подрывается вообще религиозная легитимация власти. Вспомним, что Господь также говорит: «Князья народов господствуют над ними, а у вас да не будет так» (Мф. 20:25). Здесь также идет полный подрыв самого принципа власти.

 

Если вдуматься в политический смысл Нового Завета, то можно сказать, что Иисус – это царь. Истинный царь. Но как он воцаряется? Армией? Оружием? Он выигрывает на выборах? Нет. Это царь, которого распинают. Это царь, который говорит очень странные вещи про то, что нужно подставлять другую щеку, оставить грехи, любить друг друга. Это царь, которого принуждают? Это царь, который отдает приказы? Нет. Это царь, который не правит (в привычном для нас смысле). И нужно признать, что пришествие Царства Божьего на землю осуществляется вот таким образом. Истинная власть, правление Бога, политика Бога… она вот такая.

 

Истинным царем оказывается вот этот нищий человек, которого распинает империя. Он Сам есть Истина, которая делает нас Его свободными братьями. И, таким образом, Он включает нас в общение с Ним и, как следствие, с Пресвятой Троицей. Мы становимся сыновьями Отца и братьями Сына. Тут уже нет речи о господах и рабах, тут идет речь о полноценном общении с Троицей.

 

 

Как открывается путь к общности с Троицей? Через вочеловечивание Сына Божьего, Одного из Троицы. Общность с Богом-Общностью достигается через общность с Христом, с Его смертью и воскресением. Вторая Ипостась Троицы, находясь в единосущии-койнонии с другими Ипостасями, входит в единосущие-койнонию с человеческой природой. Мы приглашены к обратному жесту: войдя в единосущие-койнонию со Христом в Его человеческой природе, мы входим в койнонию с Божественной природой.

 

 

Как вы участвуете* в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет 4:13).

 

Верен Бог, Которым вы призваны в общение* Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор 1:9).

 

Познать Христа, и силу воскресения Его, и участие* в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп 3:10).

 

А как дети причастны* плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр 2:14).

 

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник* в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9).

 

*В греческом – слова одного корня.

 

 

В конце концов, библейскую политическую теологию можно свести к тому, что Бог, о котором сообщает нам Библия, это Бог слабых, бедных и убогих, Который борется с фараоном, с Вавилоном, с Римом, с богатыми и со жрецами. Так или иначе, социальная мысль Библии идет по пути радикализации от Ветхого Завета к Новому и, в конце концов, приходит к мысли апостола Павла о том, что «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Койнония ранних христиан

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи». Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия». В программе принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 9 июня 2022 г. АУДИО

«Экономика, политика, религия – это три искушения Иисуса в пустыне»

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи». Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия». В программе принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 2 июня 2022 г. АУДИО

Социальный и политический контекст Рождества

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи». Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия». В программе принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 26 мая 2022 г. АУДИО

Пророчество как политическое высказывание. И при чем тут деньги и войны?

«Единобожие есть мировоззрение освобожденных рабов, не признающих ни царей, ни жрецов. Борьба с язычеством – борьба с властью». В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 19 мая 2022 г. АУДИО

Силен ли ум в справедливости? Библейский взгляд на кредиты и долги

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 12 мая 2022 г. АУДИО

Социально-экономическое измерение библейского богословия. Социальная теология книги Бытия

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 5 мая 2022 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru