fbpx
6+

«Экономика, политика, религия – это три искушения Иисуса в пустыне»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия»

Гость: Владимир Сергеевич Шалларь

Тема: революционность проповеди Иисуса Христа

Эфир: 2 июня 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена экономической интерпретации притч Иисуса Христа и некоторых евангельских эпизодов (в частности, предательства Иуды), революционному характеру евангельской проповеди, а также соотношению логик дара и долга в религиозной и социальной перспективах.

 

Владимир Шалларь:

Теперь мы можем еще раз взглянуть на ответ Иисуса относительно монеты. Как почти во всех своих ответах «совопросникам мира сего» Иисус отвечает, предлагая собственно не ответ, а логику, альтернативную логике вопроса. Когда ему задают вопросы об одной жене и семи мужьях, или блуднице и камнях, или о субботе, Его хотят заставить занять одну или другую сторону, «втянуть в спор». Очень знакомая по миру медиа манера: «вы за того-то или против того-то?» – и несчастный собеседник играет по навязанной ему логике. А Иисус всегда разрушает мирские противопоставления и вводит третью позицию. Побить или не побить – «кто из вас без греха?»; «ни женятся, ни выходят замуж»; «суббота для человека». Так и с монетой. «Платить или не платить подать кесарю?» – если платить, то ты признаешь власть обожествившего себя императора, оккупанта Святой земли. Если нет – то ты бунтовщик против кесаря. Христос в своей божественной шутке (ведь это именно шутка, насмешка) выводит весь вопрос на радикально другой уровень. Его способ борьбы не увязает в мирских мелочах, она фундаментальна: борьба с миром не по правилам мира. «Кесарю кесарево» – радикальное отвержение вообще всего, что связано с миром кесаря, нежелание вообще иметь какое-либо дело с ним.

 

Монета символизирует единство государства (изображения императора) и рынка (собственно монета) и идеологию, их оправдывающую («божественный понтифик»). Сейчас крайне неверно понимают борьбу правых и левых. Правые якобы за рынок, левые за государство. Разумеется, левые всегда утверждали, что именно государство создает рынок и поддерживает его: уничтожая одно – вы уничтожаете другое. Как это сделала община христиан – вводя общность имуществ, вводя мир и прощение и утверждая «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20:25-27).

 

Однако, читая Новый Завет, мы понимаем, что истинными врагами Иисуса были бесы («вошел в него сатана» Ин 13, 27). Все силы, символизируемые монетой, сводятся к бесам: такова «духовная», «метафизическая» сторона того, что мы видим в новостях. Проповедь Царства сопровождается изгнанием бесов. И все это имеет твердое библейское обоснование: экономика, политика, религия – это три искушения Иисуса в пустыне (превращение камня в хлеб, власть над всеми царствами, бросок с крыла Храма, дабы быть подхваченным ангелами). И что отвечает Иисус на искушения, предложенные Ему диаволом, князем мира сего, богом века сего? – на экономическое искушение Он отвечает, что человек живет не хлебом только, но всяким словом Божьим; на политическое искушение – что только Богу одному надо служить; на религиозное искушение – что не следует искушать Господа. Трудно здесь не предположить, что в своих ответах диаволу Иисус предлагает альтернативную экономику, политику и религию.

 

Миру монеты (римской или храмовой – не важно) он противопоставляет Царство, где все общее, где экономика не купли-продажи, а дара, Царство не насилия, а мира, не суда, а прощения, не голода, а общей трапезы, не борьбы, а братства, не конкуренции, а взаимопомощи, не частной собственности, а общности имуществ, где власть не кесаря или синедриона, а «слуг и рабов». Вот как Деяния описывают реальную жизнь Царства:

«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа».

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru