fbpx
6+

Социальный и политический контекст Рождества

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия»

Гость: Владимир Сергеевич Шалларь

Тема: социальный и политический контекст события Рождества Христова

Эфир: 26 мая 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена понятию органических и критических эпох, столкновению евангельской и языческо-имперской теологий, структуре древнееврейского общества эпохи Нового Завета, а также социально-политическому измерению события Рождества Христова и смысловым особенностям песни Богородицы «Величит душа моя Господа».

 

Владимир Шалларь:

 

Бог пришел в мир и Его убили, тем самым мир сей есть система богоубийства. Кратчайшим образом система богоубийства и борьбы Бога с ней описывается Новым Заветом в истории с монетой: «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (Мк 12:13-17).

 

Монета символизирует экономическую власть. Изображение на ней императора символизирует политическую власть. Надпись на ней «Тиберий Цезарь, сын Божественного Августа, Август. Великий понтифик» символизирует религиозную власть. Капитал, государство, религия – три силы, с которыми фарисеи и иродиане хотели столкнуть Иисуса: эти три силы в конце концов Его и убьют. Кесарь есть обожествленный император, чеканящий монету, и его властью будет распят Бог. Говорить о власти – то же самое, что говорить о капитале, говорить о капитале – то же самое, что говорить о власти, критиковать господствующую идеологию – критиковать самооправдание системы капитала-власти.

 

Иисуса распяли за то, что «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» Мк 23:2), за то, что он обещал разрушить Храм («мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный» Мк 14:58), за притязания быть Царем («Ты Царь Иудейский?» Лк 23:3) – так или иначе по совокупности политических, экономических и религиозных обвинений. Его убивают за мессианнические притязания («первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Мк 14:61) – ведь Мессия есть Тот, Кто вернет всю власть Господу и уничтожит политические, экономические и религиозные власти. Христос говорил: «приблизилось Царство Божье», то есть господство Бога. А когда господство у Бога, все прочие власти отменяются.

 

Фарисеи – духовно-моральная элита, поучающая народ, консерваторы, защитники духовных скреп и национальных интересов – Его первые враги. Надо помнить, что хотя полемика Иисуса и направлена в основном против фарисеев, эта полемика – «внутренняя», Он сам был фарисеем, не в современном смысле, а в тогдашнем. А саддукеи, жреческая и во многом светская власть, либералы, просвещенные вольнодумцы, глобализованная элита в лице бывшего первосвященника Анны («один из счастливейших людей» по Иосифу Флавию), тестя первосвященника Каиафы и других членов Синедриона – судят и осуждают Иисуса.

 

Иисус бросает вызов их общей власти, и они вступают в сговор против Него. Фарисеи и саддукеи – две стороны одной монеты: духовная и жреческая стороны религиозной власти.

 

«Акция прямого действия» Христа, приведшая Его к Кресту, направлена против Храма и саддукеев: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2:13-16).

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru