fbpx
6+

Койнония ранних христиан

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия»

Гость: Владимир Сергеевич Шалларь

Тема: койнония ранних христиан

Эфир: 9 июня 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена богословию общения/койнонии, экономическому пониманию общения Лиц Пресвятой Троицы и общения членов Церкви, особенностям социального устройства первохристианских общин и особенностям богословия Послания Иакова.

 

Владимир Шалларь:

 

Слово «койнония» употребляется и в Евангелиях, и в Книге Деяний, и в Соборных посланиях, и в посланиях апостола Павла, и в Апокалипсисе. Употребляется не один и не два раза. На русский это слово в разных случаях переводится как общение, общее, приобщение, причастие, участие, товарищество, щедрость, братство и пр. На греческом все эти понятия – одно и то же слово койнония. Но важен контекст употребления: койнония фигурирует на разных уровнях, при этом обозначая одну и ту же реальность, одну и ту же логику, нечто специфически христианское, некую важную черту христианской жизни. Выясним, что это за реальность.

Цель христианской жизни – быть в общности (койнонии) с Богом, стать общниками Божественного естества. Но Бог христиан Сам койноничен: Бог-Общность, Бог-Любовь. Бог, как Его знают христиане, это три Ипостаси (Личности) в общности Божественной усии (природы). Усия – важный богословский термин – первично означал собственность, имущество. Божественная природа «обобществлена» Ипостасями Троицы. Единосущие, омоусия – термин, вокруг которого велись тринитарные споры древней Церкви, в результате которых был сформулирован Символ веры. Этот термин и означает «совместность владения», «обобществленность» усии, а не так, что у каждой Ипостаси своя особая, пусть одинаковая, усия (как утверждали еретики своим подобосущием, омиусией). Быть общниками Бога-Общности означает сообща владеть усией. Троица изначально – совместное владение Трех Личностей, в это совместное владение приглашены все.

Христианам заповедано не быть в общности с силами зла. Люди суть общники тьмы, беззакония, бесовщины, злых дел, греха, Вавилона. Благовествование есть нечто, что выбивает их из мирской общности в общность иного рода. Мы в негативной общности первородного греха, зла, смерти. Тема двух градов – надо выйти из одного в другой: для этого Сын воплотился, пострадал и воскрес. Весть об этом есть переход их общности мира сего в общность Троицы.

И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф 23:30). Участвует в злых делах (2 Ин 1:11). Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор 10:18-20). Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор 6:14). Не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф 5:11). Не делайся участником в чужих грехах (1 Тим 5:22). И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее [великой блудницы Вавилона], народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр 18:4).

Жизнь. Общность Троицы-Христа-Евхаристии-Церкви-благовествования предполагает общность жизни христиан, общность скорбей и славы. Койнония – слово для специфически христианской активности, это не абстракция, не пассивное состояние. Койнония есть активное, действенное участие в общности, со-участие, со-деятельность, со-жизнь, со-бытие.

Общность веры есть общность жизни: исповедуя веру, христиане становятся ее свидетелями-мучениками. Вера есть верность-стойкость в определенном образе жизни и определенном исповедании. Общность Троицы, передаваемая Христом людям –  определенный образ жизни-веры, конфликтующий с миром сим.

Христианская вера не набор идей, а деятельное участие (койнония) в жизни, страданиях и смерти Христа, дарующих вечную жизнь Троицы. Догматика – лишь выражение опыта этого участия (поэтому мы не выделяем веру в отдельную рубрику: койнонически понимаемая вера от жизни неотделима). Церковь есть братство-товарищество, претерпевающее, например, потерю имущества ради «имущества лучшего и непреходящего». И другой аспект общей жизни: во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, ни мужчины, ни женщины, ни раба, ни свободного. Во Христе аннигилируют религиозные, национальные, гендерные, классовые различия, аннигилируются мирские общности, разобщающие людей: в христианскую общность призваны все. Койнония есть реальность, уничтожающая все разделения.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru