fbpx
6+

Силен ли ум в справедливости? Библейский взгляд на кредиты и долги

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Социально-экономическое измерение библейского богословия»

Гость: Владимир Сергеевич Шалларь

Тема: Тора как социально-экономический и политический текст

Эфир: 12 мая 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена социально-экономическому измерению Торы, понятию долга, кредита и причинам появления царской власти в ветхозаветном обществе.

В программе также рассмотрены и прокомментированы несколько книг по тематике данного цикла бесед.

 

Владимир Шалларь:

Обратимся к Библии, которая чрезвычайно много внимания уделяет социальным вопросам, в частности – вопросу кредита; что уже само по себе важно – вот такие приоритеты, такие «интересы», которые почти полностью выпали из современного православного сознания.

С одной стороны, кредит под процент Словом Божьим недвусмысленно запрещен: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба» (Втор 23:19). С другой стороны, кредит необходим в экономической жизни, и в таком качестве не только разрешен, но Библией поощряется беспроцентный кредит: «если будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих на земле твоей, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор 15:7). Это, однако, создает проблему долгов и неравенства. Библия это решает с помощью прощения долгов каждый седьмой год: «в седьмый год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа» (Втор 15:1-2). Иными словами, Слово Божье предписывает двуединую систему установления социального равенства: беспроцентный кредит неимущим и прощение долгов в седьмой год. Притом это только часть предписанной Библией социальной системы: скажем, в юбилейный год (49-й год – раз в поколение) должно производить что-то вроде «мирной социальной революции»: вся экономика обнуляется, все граждане получают по равному участку земли а-ля «отобрать и поделить» (земля – главное средство производства в ветхозаветные времена). Законодательство Библии относительно социально-экономических вопросов, впрочем, слишком обширно и подробно, чтобы его подробно излагать. Рекомендую обратиться к книге «Законодательство Моисея» Лопухина (автора «Толковой Библии»), где все это развёрнуто изложено, в частности, библейские предписания о кредите.

Святитель Кирилл Александрийский в «О поклонении и служении в Духе и Истине» повторяет все эти ветхозаветные предписания, но с той важной поправкой, что и их недостаточно, что они были лишь началом того, что в полноте явил Новый Завет: «смотри еще, как искусно и тонко закон отучает от дурного и убеждает не допускать бессердечия, а приводит к лучшему и направляет к расположению взаимной любви. Он, с одной стороны, поощряет давать взаймы братиям, если они в чем нуждаются, а с другой –  запрещает брать лихву и повелевает уклоняться от чрезмерных стяжаний. Заповедавши сверх того не быть придирчивыми и настойчивыми по отношению к должникам, он повелевает творить отпущение долгов» – все это Кирилл повторяет и, разумеется, одобряет, но про ветхозаветное разрешение давать кредит под процент «иноземцам» пишет: «поелику ум древних не очень был силен в справедливости, так чтобы мог безукоризненно совершать доброе, то закон, руководствуя к этому, идет вперед мало-помалу и полагает меру справедливого образа действий по отношению к братиям и близким, а совершенство милосердия, щедрость к чужим, общительность со всеми соблюдает для совершеннейшего детоводительства; ибо «до времени исправления» (Евр 9:10) продолжались тени, а временем этим было время Христова пришествия». Иными словами, все в Ветхом Завете, касающееся любви и справедливости, Новый Завет, разумеется, не отменяет, но сохраняет: отменяется партикуляризм, вменяется универсализм: справедливость не только для своих, но для всех. Важное правило толкования Ветхого Завета относительно того, что в нем актуально для христиан, а что Новым Заветом преодолено. Социально-экономическая система Ветхого Завета не только остается обязательной для христиан, но потребно ее распространить на всех людей.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Социально-экономическое измерение библейского богословия. Социальная теология книги Бытия

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимает участие Владимир Шалларь. Эфир 5 мая 2022 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru