О выставке «Русская Голгофа»

Программа Марины Лобановой

«Под знаменем России»

Гость: Игорь Владимирович Гарькавый, директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово»

Тема: выставка «Русская Голгофа»

Эфир: 8 февраля 2024 г.

АУДИО

В передаче:
— как церковь взяла на себя ответственность за место захоронений жертв массовых репрессий на Бутовском полигоне
— ленинградский митрополит, расстрелянный на Бутовском полигоне
— для чего в 2002 году был создан центр «Бутово»
— 12 генералов и многие сотни офицеров русской императорской армии расстреляны на Бутовском полигоне
— задача создать музей исповедничества в XX веке
— идея передвижной выставки
— региональная составляющая материалов выставки, период гражданской войны
— период кампании по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим в Поволжье, Петроградский процесс 1922 года – суд над митрополитом Вениамином
— на что в действительности пошли средства, изъятые советской властью у церкви под предлогом помощи голодающим
— смысл обновленчества
— по какой причине обновленцы не смогли захватить власть в церкви
— почему выставка уделяет внимание не только биографиям исповедников, но и гонителей церкви
— за что церковь осуждает обновленчество

 

Игорь Гарькавый:

 

Мы стараемся собирать информацию о всех здесь пострадавших, и не только о православных, конечно, или, скажем о людях, которые пострадали, будучи православными, не обязательно за свои религиозные убеждения. У нас расстреляны здесь, например, 12 генералов Русской армии, многие сотни офицеров. Поэтому круг наших научных интересов довольно широк. Но в целом, конечно, наша организация действует под эгидой Русской Православной Церкви. И вот поскольку мы стараемся вместе с приходом храма Новомучеников вести работу в целом по исследованию той эпохи, по исследованию подвига исповедников веры XX столетия, то возникла идея на Бутовском полигоне создать общероссийский музей памяти подвига исповедничества в двадцатом столетии. Потому что, понимаете, какая проблема… в общем-то, она очевидная, но при этом и невероятная: вот за эти 30 лет в нашей церкви не появилось ни одного общецерковного музея вообще, но это само по себе, конечно, ужасно, но ещё страшнее то, что у нас не появилось ни одного общецерковного музея, посвящённого новомученикам. Почему это страшнее? Всё-таки то, что касается древней истории, это имеет постоянную актуальность, к этому нужно всё время обращаться, однако как историк я убеждён, что там источниковая база практически вся статична, то есть либо эти документы лежат в архивах, но ещё не изучены, либо они уже опубликованы, имею в виду то, что было до семнадцатого года. А вот то, что было после семнадцатого года, эта история очень болезненная, она во многом ещё живая, то есть нужно записывать воспоминания людей, которые могут нам ещё многое рассказать о том, что было с церковью, что происходило с церковью в советское время. Конечно, мы уже, наверное, не услышим никогда свидетельство тех, кто жил в двадцатые-тридцатые годы, они практически все ушли, но ещё живы люди, которые могут рассказать о хрущёвские гонениях, о притеснениях верующих в брежневские времена. И вот возникла идея, что нужно это где-то собирать, нужно создать такой общероссийский музей памяти исповедников и мучеников, прославленных и не прославленных, всех, кто пострадал за веру в XX веке.

Мы решили, что идея этого музея настолько всеобъемлющая и настолько она актуальна, что нам нужно собирать материалы, то есть уже делать экспозицию, проектировать её, и в общем-то она действительно проектируется, но было бы, наверное, странно всё это собирать, складировать для какого-то будущего музея, но не давать людям возможность сейчас с этими материалами познакомиться. Вот так родилась идея передвижной выставки, которую мы решили предложить самой широкой аудитории. То есть идея этого начинания была сразу в том, чтобы выставка была такой мобильной, чтобы её можно было разместить почти в каждом приходе, в каждом музее, в каждом выставочном зале.

Мы собираемся привезти в Санкт-Петербург второй модуль этого выставочного проекта (первый модуль был посвящен истории подвига стояния за веру с 1917 по 1921 год), который будет рассказывать о событиях с 1922 по 1925 год.

Выставка откроется в верхнем храме Феодоровского собора и будет доступна ежедневно для самостоятельного осмотра с 10 по 23 февраля 2024 г., по субботам и воскресеньям в 13 часов по выставке будет проводиться бесплатная экскурсия.

Надо сказать, что этот проект представляет особый интерес как один из немногих проектов, охватывающих в своих материалах если не всю Россию, то, во всяком случае, очень широкую географию нашего государства. Потому что мы смогли создать несколько рабочих групп (у нас одна рабочая группа трудится в Сибири, другая на Урале, и здесь в Санкт-Петербурге, и в центральной России), в общем, благодаря тому, что мы объединили историков церкви из разных регионов, мы получили доступ к уникальным именно региональным компонентам. Поэтому у нас, например, есть несколько стендов в первом модуле, которые рассказывают о событиях на юге России. Как вы понимаете, там гражданская война сопровождалось очень часто страшной жестокостью по отношению к духовенству, к верующим, к монашествующим. И это не только лишь эмоции, слова, житийная литература, к которой многие светские люди относятся предвзято, с недоверием, –  нет. Вот на этой выставке впервые, наверное, в таком количестве вы сможете увидеть материалы особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Это вполне официальный орган, следственный орган, созданный Деникиным. Когда белые наступали на север, освобождая города и даже целые губернии, то вслед за действующими войсками шли следователи, которые изучали – с редкой педантичностью – всё, что происходило на захваченных большевиками территориях, используя все новейшие научные методы. Они проводили анкетирование, поголовное анкетирование священнослужителей на освобождённых территориях, и эти анкеты сохранились. В эти комиссии входили судмедэксперты, фотографы, патологоанатомы, даже баллисты, то есть вот лучшие специалисты царской России, которые к тому времени уже перебрались на юг, в белую армию. Они сопровождали эти группы и ими проводилось тщательное расследование, вплоть до эксгумации тел священников, убитых большевиками или другими революционными отрядами, с подробной фиксацией того, какие раны, какие увечья были нанесены пострадавшим за веру. Поэтому вот как раз по этому эпизоду в истории Русской Православной Церкви у нас есть прекрасный материал.

У нас есть очень интересный блок по Уралу, который был залит кровью во время контрнаступления красных в годы гражданской войны. Очень много страшного и такого, я бы сказал, трогательного материала. И вот, собственно говоря, это и есть рассказ о том стоянии за веру до смерти, которое тогда выдержала Русская Церковь.

Задача выставки – это не рассказать о гонениях как таковых, а нам важно показать подвиг исповедников веры, показать, что церковь не пассивно воспринимала тот удар, который был нанесён по её пастве, а она вела борьбу духовную. И она смогла противопоставить этому насилию не просто какое-то непротивление, а именно духовное сопротивление, то есть способность выразить словом, делом, жестом своё непринятие этой насильственной политики государственного атеизма и одновременно свидетельствовать о вере даже кровью своей до конца, за что мы, собственно говоря, и почитаем и прославляем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вот об этом всём рассказывает выставка.

Мы специально уделили особое внимание событиям, которые происходили в 1922-1923 годах в Петрограде, и три из десяти стендов этой выставки рассказывают о Петроградском процессе, об изъятии церковных ценностей в северной столице, о судьбах пострадавших здесь за веру. Для нас это очень важно, потому что, конечно, можно сказать, что судьбы петроградских новомучеников – они символичные. Вслед за митрополитом Вениамином потом прошли сотни людей по всей стране. И это очень яркая история, очень интересная, славная история в летописи Русской Православной Церкви.

Мы, конечно, прошли вот этот столетний рубеж, который нас отделяет теперь от событий 1922 года, когда происходило массовое изъятие церковных ценностей и такая же массовая защита церковных святынь, но, мне кажется, разговор на эту тему не завершён, потому что речь должна идти не только о том, что вот у церкви отняли какие-то золотые, серебряные вещи… Но речь должна идти о восстановлении доверия в отношениях между церковью, государством и обществом. А без выяснения того, почему это доверие утрачено, мне кажется, этот разговор не будет продуктивным. И вот мы показываем на документах, на фактах, даже на цифрах, мы сделали специально для этой выставки большую инфографику: на что пошло «золото церкви». Вот зачем большевикам нужна была эта реформа. И сейчас исследователи показывают, что, на самом деле никаким голодающим ни золото, ни серебро, которое у церкви было конфисковано, на помощь не пошло, лишь очень небольшая часть того, что у церкви было конфисковано большевиками, было использовано реально для закупок продовольствия. В основном все эти средства пошли на проведение денежной реформы и на другие мероприятия (в том числе – поддержку международного революционного движения), которые никаким образом голодающим помощи оказать не могли. И это нужно помнить, потому что если это помнить, тогда очень многое начинаешь воспринимать по-другому.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Через 85 лет после расстрела

24 апреля 2016 г. в Петербурге впервые будет установлена табличка с обозначением последнего адреса новомученика. Потомки новомучеников Анатолий Чельцов и Ирина Богданова – о своих расстрелянных дедах-священниках и о том, как сохранять семейную и церковную память. АУДИО

«Самый лучший из всех нас». Судьба Семена Чельцова, сына новомученика

Судьба сына новомученика протоиерея Михаила Чельцова Семена Чельцова. Программа Марины Лобановой «Встреча» с участием внука отца Михаила Анатолия Чельцова и автора программы «Ходим в архивы. Читаем документы» Екатерины Чирковой. АУДИО

Койранкангас — 2020

Репортаж Марины Лобановой о ежегодной панихиде в урочище Койранкангас на Ржевском полигоне — месте расстрелов 1920 — 1930-х годов. 10 октября 2020 г. АУДИО + ФОТО

Похоронить через 100 лет

100 лет без права на могилу. Репортаж Марины Лобановой о захоронении расстрелянных у стен Петропавловской крепости жертв красного террора. Эфир 28 ноября 2022 г. АУДИО + ФОТО

Новомученики XX века. Церковное почитание и историческая наука

Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

Дело, которое стало образцом для Большого террора

С чего начинали «дело», как формировали группу обвиняемых, в чем обвиняли и на каком основании, как велось следствие, каковы судьбы следователей, как родственники узнавали правду, и что еще предстоит узнать нам. Программа «Встреча» с участием д.ф.н. Марии Дегтяревой, автора книги «Дело «Общества трудового духовенства» (1937 год). По материалам ПермГАСПИ». Эфир 5 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«К этим останкам трудно отнестись сухо-профессионально»

«Не все ямы на текущий момент найдены». В программе «Встреча» антрополог Денис Пежемский рассказывает о своей работе по исследованию останков из расстрельных ям, найденных у стен Петропавловской крепости. Эфир 24 ноября 2017 г. АУДИО

«России не хватает памяти»

«Не врать значит не молчать». В программе Марины Лобановой «Встреча» Анатолий Разумов продолжает рассказывать о работе Центра «Возвращенные имена» и о подготовке к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий. Эфир 24 и 31 октября 2020 г. АУДИО

«Что мы можем сделать для наших предков?»

В программе «Новости Сервиса скачиваний» Светлана Шешунова делится своими впечатлениями о цикле программ «Возвращение к семейным истокам, или Родословные детективы». АУДИО

«Мне удалось найти цитату, подслушанную политруком в 1940-м году у моей бабушки»

В программе «Новости Сервиса скачиваний» Даниил Петров объясняет, является ли цикл радиопередач «Родословные детективы» аудиоверсией одноименной книги с подзаголовком «Пособие по установлению и сохранению истории семьи и Отечества». Эфир 22 мая 2021 г. АУДИО

История государства — да. История человека — нет

Уничтожение личных дел в современной России — практика геноцида семейной памяти. Государство согласно платить только за историю партий и правительств, а историю конкретных людей — «измельчить методом шредирования». Юрист и генеалог Даниил Петров рассказывает о новостях архивов. Эфир 19 сентября 2020 г. АУДИО

«Все должны быть активными»

Продолжаем чтение документов 1930-х годов, тема нескольких выпусков – доносы и партийные чистки. Но как именно выглядели эти документы? Читаем страницы из архивов партии и пытаемся понять, что двигало людьми, которые их написали

«Приехала революционеркой, уезжаю белой»

Какое впечатление советская страна в середине 1930-х годов произвела на иностранных ученых, приезжавших на международные конгрессы в Ленинград

«Кировский поток» и «квартирный вопрос»

Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные отзывам ленинградцев на убийство товарища Кирова и реакции простых граждан на массовые репрессии, вошедшие в историю под названием «Кировский поток»

«Дорогой Мироныч!» и «Я буду стрелять из двух рук»

Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные настроениям в студенческой среде Ленинграда в начале 1930-х, письмам товарищу Кирову и отзывам советских граждан на его убийство

Почему именно его?

Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает о мученике Юрии Новицком

«На скамье подсудимых – вся православная Россия»

Были ли гонители церкви искренни? Свидетельства современников. «Всегда начеку, всегда в борьбе с врагом… потому что нет у него того оружия, которым может располагать его враг – оружия знания». Обсуждаем с историками Иваном Петровым и Никитой Гольцовым влияние внешних факторов на церковную жизнь

Что такое отделение церкви от государства

1922 год в нашей истории: победа большевиков в гражданской войне, ужаснувший весь мир голод, изъятие церковных ценностей, репрессии против инакомыслящих и высылка интеллигенции, появление вместо России нового государства – СССР. Обсуждаем с историками Иваном Петровым и Никитой Гольцовым влияние внешних факторов на церковную жизнь

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru