6+

30 октября – день политзаключенного в СССР, ставший в России государственным днем памяти жертв политических репрессий

Программа Марины Лобановой

«Под знаменем России»

Гость: Анатолий Яковлевич Разумов, руководитель Центра «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке, составитель книг памяти «Ленинградский мартиролог»

Тема: день памяти жертв политических репрессий 30 октября, церемония «Хотелось бы всех поимённо назвать…»

Эфир: 26 октября 2023 г.

АУДИО, ТЕКСТ

ФОТО – сайт «Возвращенные имена», visz.nlr.ru

 

Анатолий Разумов:

Это очень важная дата в календаре Российской Федерации – это день политзаключённого СССР, а в Российской Федерации с 1991 года это день памяти жертв политических репрессий, день памяти жертв государственного террора. Мы его отмечаем традиционно, к этому дню проводится множество каких-то мероприятий. Вот из важнейших, в которых мне довелось поучаствовать, я только что вернулся из Москвы, где принял участие в конференции, посвящённой истории советских массовых репрессий, Memory Forum 2023. Форум проходил в Музее истории ГУЛАГа, было много участников, состоялось семь дискуссий: как говорить с подростками, что помнить, как беречь места памяти жертв политических репрессий… Это было очень важно. А сейчас готовимся уже к нашему городскому Дню памяти, план мероприятий существует, мы хорошо представляем, как всё пройдёт. Цветы, венки можно возлагать в этот день, конечно, как обычно, приносить к Соловецкому камню на Троицкой площади близ Петропавловской крепости в течение всего дня.

 

 

30 октября 2023 года

Церемония «Хотелось бы всех поимённо назвать…»

  • в 13 часов на Левашовском мемориальном кладбище;
  • с 14 до 16 часов у Соловецкого камня на Троицкой площади;
  • с 16 до 18 часов в саду Фонтанного Дома у музея Анны Ахматовой;
  • с 17 до 19 часов у памятника Достоевскому.

 

 

Основная церемония, главная церемония памяти состоится на Левашовском мемориальном кладбище. Это бывший спецобъект госбезопасности, куда возили тела расстрелянных с 1937 по 1953 год. На центральной площадке Левашовского мемориального кладбища в 12 часов – траурная церемония памяти, памяти тех, кто погиб, тех, кто пропал без вести и кто пострадал от государственного террора, но не дожил до наших дней.

В это же время, в тот же час, в полдень 30 октября церемония в Ленинградской области пройдёт в Ковалёвском лесу («Ржевский полигон», Рябовское шоссе), в месте памяти, которое почитается местом расстрелов во время «Красного» Ленинского террора. В 12 часов на Левашовском мемориальном кладбище, в 12 часов параллельно, синхронно – в Ковалёвском лесу будут ударять в колокол, будут поминать погибших, пропавших без вести, пострадавших от государственного террора, тех, кто не дожил до наших дней.

 

 

Да, хорошо, что вот мы синхронно, город и область, отмечаем эту дату, это будет очень важно.

Также у нас состоится традиционная церемония «Хотелось бы всех поименно назвать…». Мы её проведём несколько в иное время и не столь продолжительную, как в некоторые другие годы, и, тем не менее, нам удалось её сохранить. Мы будем читать имена погибших, пропавших без вести, пострадавших. И каждый может добавлять и свои имена, из своей семейной памяти. Чтение имён будет проходить на Троицкой площади на Петроградской стороне с 14 до 16 часов, в саду Фонтанного Дома у Музея Анны Ахматовой с 16 до 18 часов и у памятника Фёдору Достоевскому на Большой Московской с 17 до 19 часов. Надеюсь и думаю, что всё пройдёт достойно.

 

 

Мы всегда говорим: Левашовское мемориальное кладбище открыто с 9 до 18 часов каждый день! На 75 автобусе от станции метро «Проспект Просвещения» – это полчаса, чтобы доехать прямо до входа. И – пожалуйста, в вашем распоряжении невероятная возможность прочувствовать, насколько место злодеяния может быть превращено в место памяти – силами тех, кто туда приходит (родных, знакомых тех, кто погиб, исследователей). Там ведь тысячи памятных знаков, тысячи. Общественных только, больших памятных знаков, – уже более 50-ти. И я всегда отзываюсь на просьбу приехать и рассказать. И школьные экскурсии тоже бывают, если меня просят преподаватели, если организуется группа. В августе-сентябре нынешнего года я провёл по Левашовскому мемориальному кладбищу более 250 человек. Псковичи приезжали к своему памятнику, новгородцы приезжали к своему памятнику 5 сентября, День памяти жертв Красного террора, Русско-немецкий центр встреч организовывал День скорби немцев, 28 августа, ассирийцы отмечают ежегодно 7 августа свой День памяти, а, кроме этого, были просто просьбы приехать сюда.

 

 

Пожалуйста, уроки памяти – проводите, можно проводить, это зависит от конкретных людей. Когда спрашивают о пороге – кому можно говорить, с какого возраста о чём-то можно говорить… Ну, прошу прощения, я помню в четвертом классе нас возили в Белоруссии (я из Белоруссии родом и белорус) по местам сожжённых во время войны нацистами деревень, и это было важно, многие запомнили на всю жизнь. А, скажем, в пятом классе, мой отец служил в то время в группе советских войск в ГДР, я побывал на месте бывшего концлагеря Заксенхаузен. И это всё было очень важно, мне это помогло осознать нашу беду, нашей земли. Так что все пути эти открыты. Рассказывайте детям. А почему мы от них что-то должны в каком-то возрасте утаить? Это довольно странно. Они это постигают всё равно сами. Лучше говорить и рассказывать. А дети, которые помогают ухаживать за памятниками в Левашове? Таких много, они просто приезжают со взрослыми и помогают ухаживать за памятниками, это тоже часть очень большого и важного дела. Они видят – это уже не место ужаса, это теперь место памяти.

 

 

Это должно быть местом памяти и памяти светлой – мы должны помнить всех этих людей. Этот язык, каким мы рассказываем об этом – он доступен абсолютно всем: так нельзя, как это было. И в таких местах памяти мы это наглядно видим. Я ведь как вожу людей часа полтора-два по Левашовскому мемориальному кладбищу – вожу, показывая все памятники, общественные и индивидуальные, и рассказываю о тех людях, имена которых люди видят на памятных знаках. И это вот очень большая часть моей работы.

 

 

Вот эта книжка о Левашовском мемориальном кладбище выдержала уже пять изданий. Пять изданий на русском, а ещё она выходила на немецком, английском, французском, итальянском, финском и эстонском языках. … И сейчас я начал готовить новую книгу, она уже будет больше по размеру. Предыдущее издание специально готовилось так, чтобы быть предельно сжатым, простым, для любого возраста, и чтобы его можно было положить в конверт и послать в любой уголок Российской Федерации или за рубеж.

 

 

Пора делать другую книгу. Например, я поговорил с сыном Алексея Николаевича Волчёнкова, который был главным для нас свидетелем того, как ставили забор. Алексей Николаевич уже ушёл из жизни, но остались беседы с ним, фотографии его, я хочу на его могилке побывать именно перед тем, как уже писать новую книгу, обязательно. Алексей Николаевич был школьником, и в старшие классы надо было из деревни Новосёлки бегать мимо этого места по дороге в посёлок Левашово. И вдруг… в сентябре 1937 года они из школы возвращаются – а тут стоят подводы, заколачивают большой участок леса, именно леса, ведь «Левашовская пустошь» – это название придумали журналисты в 1989 году, а здесь всегда был лес, всегда был участок леса напротив аэродрома, и в те годы тоже. И за несколько дней этот забор поставили, и так он стоял и никто не знал ничего об этом заборе.

В то же время, в том же году… вот как сошлись события… В этой деревне Новосёлки – там часовня была. В тридцатых годах почти все храмы закрыли и часовня эта была закрыта, а верующих было много. Они устроили крестный ход в августе 1937-го… И всех арестовали как «церковную контрреволюцию». Страна же готовилась к выборам в Верховный Совет, и считалось, что выборам помешают все антисоветские элементы, противостоящие власти, в частности, «церковники». Вот их арестовали и часть расстреляли, это «дело» я изучал. Там и были двое Волчёнковых.

 

 

А поскольку власть придумала врать про расстрелянных, что это они отправлены в дальние лагеря на 10 лет… вот одним дали 10 лет лагерей, а другим 10 лет лагерей без права переписки. Так они где? Да они в дальних лагерях!.. Письмо можно послать? Нет, передать ничего нельзя, у них такого права нет, это особое дело… И вот так врали 50 лет.

И вот Алексей Николаевич, замечательный плотник, вдруг узнаёт через 50 лет, что эти пропавшие в дальних лагерях его дяди – они расстреляны. Мало того, их, оказывается, привезли, скорее всего, вот сюда, рядом… И он тогда пришёл, как только открыли кладбище, пришёл туда плотничать. И до конца дней, за 90 ему уже было, работал на этом кладбище. И всё рассказывал – и как этот забор строили, и что он об этом думает. Вот такой замечательный человек, о нём я хочу особый сюжет сделать в книге о Левашове. Всегда лучше, мне так кажется, не от абстрактного (репрессии, места…), а от конкретной судьбы, от конкретного человека. Это был чудесный человек, с замечательным, добродушным, мудрым умом и характером, понимавший злые ноты сегодняшних дней. Он очень с тревогой большой смотрел на то, что у нас как-то вот, знаете, почитают злодеев многие, и ничего по поводу этого нет… и так далее. Ну, вот мы дожили до того, что у нас памятники исчезают в местах памяти…

 

 

 

Мы, кстати, на вот этой московской конференции приняли обращение по этому поводу. По поводу испорченных, демонтированных, исчезающих памятников. Так нельзя. Перечислили все случаи известные по различным регионам, где и что из этого происходит, в частности, упомянули о том, что при переделке мемориала Медное устанавливаются бюсты организаторам репрессий. Да, это Тверская область. А в Твери в 2019 году демонтированы были мемориальные доски с бывшего здания НКВД.

 

Сообщения в средствах массовой информации об изменении мест памяти, повреждении и демонтаже памятников и памятных знаков, посвящённых теме репрессий в Советском Союзе (СССР), можно назвать тревожными. Это продолжается несколько лет. В Твери демонтированы мемориальные доски на бывшем здании НКВД. На российско-польских мемориалах Катынь и Медное (Смоленская и Тверская области) сняты польские флаги. При переделке мемориала Катынь удалены индивидуальные памятные знаки, установленные посетителями. При переделке мемориала Медное устанавливаются бюсты организаторам репрессий. На мемориале Красный Бор близ Петрозаводска (Республика Карелия) демонтирован польский памятник, были повалены православный поклонный крест и столбцы с именами расстрелянных органами НКВД. У входа на мемориал Сандармох (Карелия) срезаны флагштоки, на которых поднимали флаги Российской Федерации и Республики Карелия в дни памяти о жертвах политических репрессий. На территории Левашовского мемориального кладбища (Санкт-Петербург) повреждён памятник украинцам и вывезен демонтированный польский памятник. Его состояние и место реставрации для восстановления неизвестны. В Республике Коми снесены два памятника репрессированным полякам. В Пермском крае пропал памятник ссыльным литовцам и полякам. В Томской области повреждены 4 памятника репрессированным полякам. При переделке мемориала Пивовариха в Иркутске все ранее установленные памятные знаки были убраны в сторону. В Якутске (Республика Саха) демонтирован памятник ссыльным полякам и литовцам… — Участники Memory Forum 2023

 

Ответственность за это лежит на всех нас. Вот мы по конкретным памятникам будем добиваться того, чтобы всё было так, как прежде. Конечно, мы об этом говорим. Да, будет, я думаю, будет починен повреждённый памятник украинцам в Левашове, его освящал отец Владимир Сорокин, председатель нашей комиссии по канонизации, этот памятник повреждён. И демонтирован, вывезен польский памятник – конечно, он должен быть восстановлен. Официальный ответ нам дали о том, что он будет восстановлен, а сейчас находится на реставрации. Мы вообще-то хотели бы, чтобы это произошло к 30 октября как раз. Дело в том, что ровно 30 лет назад 30 октября, в этот день, на центральной площадке в Левашове были освящены и открыты одновременно русский православный памятник и польский католический. Они задумывались и создавались воедино. Дмитрий Иванович Богомолов готовил проект русского памятника, а Леон Леонович Пискорский из общества «Полония» был инициатором польского памятника. Причем Леон Леонович – это  патриот нашего города, он помогал Даниилу Гранину с материалами к «Блокадной книге». Для него и это место было очень важным. Он начал создавать и мартиролог поляков, которые у нас были репрессированы. И тогда была такая идея, что оба памятника ставятся вместе, освящают их священники одного ранга, и это произошло. А вот, смотрите, когда поставили храм Всех святых на земле санкт-петербургской просиявших, то из первых икон, которая была подарена, это икона Ченстоховской Божией Матери, от храма святого Станислава была принесена и подарена в этот храм при Левашове и там она и находится. Здесь никогда не было таких странностей между памятями, это память одна на всех. И вдруг начинает происходить такое. Но если бы только у нас… Просто у нас такой очень громкий случай. По стране – это десятки уже случаев в различных регионах. Такого не должно быть. Мы переживаем этот сложный момент, молчать не будем.

 

 

 

 

Марина Лобанова:

В Левашове по ночам закапывали?

 

Анатолий Разумов:

По ночам. По ночам и расстреливали. Эта технология исследована, сколько это возможно, по документам, например, в книге Юрия Дмитриева «Место памяти Сандармох», во втором томе – большой документальный раздел о технологии массовых расстрелов: как стреляли, как возили и так далее. Это на примере Медвежьегорска, но, в общем и целом, это же ленинградские палачи принимали участие, мы примерно понимаем, как это всё происходило.

 

 

Таких историй много, что старшее поколение – оберегали детей, не рассказывали, так иногда и уходили… Это часть семейной истории. Насколько ужасным было время и страх… и страх для рассказа, но потом пришло другое время, и если каждый раз переносить такое молчание на последующее – страх поселяется в следующем поколении. Так и сказал однажды, прочитав имена, человек моего возраста на Троицкой площади: «Мама ушла, а страх поселился во мне. Я поэтому сюда пришёл, чтобы его преодолеть и вам рассказать об этом». Это надо преодолевать сколько возможно. Люди все разные, каждая индивидуальная память важна абсолютно.

 

Ежегодный день заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Священный Синод Русской Православной Церкви, 24 сентября 2021 г. … Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории» (документ Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»). Священный Синод в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословил на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. … Священный Синод определил в упомянутый день …во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных – заупокойные богослужения архиерейским чином; … в духовных академиях и семинариях при участии учащихся – заупокойные богослужения; в приходских храмах и в монастырях – заупокойные богослужения. – Патриархия.ru

 

В преддверии дня памяти, начиная с 2010 года, каждый год организуется ещё поездка на другое известное место расстрелов – Койранкангас на Ржевском полигоне, официально оно не признано, но там уже найдено около 200 останков. Организует отец Вячеслав Харинов всякий раз, и мы побывали там и в нынешнем году, на этом месте молились о погибших. И мы начинаем работу над книгой «Место памяти Койранкангас». Да, пора.

 

 

В прошлом году состоялась презентация второго тома книги Юрия Дмитриева «Место памяти Сандармох», а на подходе – третий том. Мы с ним работаем, Юрий Алексеевич мне звонит регулярно, идёт работа над книгой. И вот сейчас на форуме я зачитал от него приветствие участникам.

 

 

Книги «Ленинградский мартиролог» и работа над «Петроградским мартирологом», книги «Место памяти Сандрамох», книжка «Левашовское мемориальное кладбище» – вот это основные книги, над которыми я работаю, и мои коллеги работают, которые помогают мне в Центре «Возвращенные имена», это основные издания. А кроме этого, мы отвечаем, конечно, по возможности, на вопросы, помогаем советами, в какие архивы обратиться за сведениями. И из большущих тем, которые отнимают по-хорошему большое время, потому что надо на это отвечать, это тема блокады как особой беды. Наш сайт содержит три окошка поиска рядом – это всё одна память: репрессии, войны, блокада Ленинграда как особая беда. У нас более миллиона имён на сайте – и погибших, и пропавших без вести в блокаду, и переживших эту беду. И тоже помогаем советами и вбираем, вбираем материалы. Мы размещаем их на сайте, пожалуйста, люди присылают копии свидетельств о смерти, у кого они вдруг сохранились, их не так много, относительно не много, но они есть, фотографии, рассказы о своих родных.

 

 

Марина Лобанова:

Я рассказывала про такой простой способ провести урок памяти 30 октября – показать детям базу данных репрессированных своего региона, и чтобы каждый выписал своих однофамильцев, и они на таких листочках писали эти имена и приклеивали к классной доске, и ни одного не оказалось ребёнка в классе, на фамилию которого не расстреляли бы нескольких человек. И тоже из таких способов, используя вот эти три окошка поиска, там можно ведь найти всё что угодно, там можно людей найти по профессии, например, сколько расстреляли врачей, учителей? А сколько расстреляли бухгалтеров? У тебя папа работает слесарем, а сколько слесарей расстреляли? И так далее и так далее. Может быть, мама работает уборщицей, сколько расстреляли уборщиц? Может быть, директором работает папа или мама, а сколько директоров? Интересно, что можно найти и по блокаде, и по репрессиям – а сколько (и кого) расстреляли из моей квартиры, из моего дома, из моего двора, с моей улицы…

 

 

Анатолий Разумов:

Верно. На это я прибавлю следующее. Вот я работаю каждый день по всей этой тематике с именами. С площадки нашего сайта можно вести поиск по ссылкам ресурсов и по тому, что напрямую представлено, примерно на 10 миллионов имён. И находятся сведения благодаря перекличке документов. И благодаря тому, что ты уже по опыту понимаешь, какие ошибки могут быть сделаны в написании фамилии. Иногда находятся те сведения, которые в семье не знали, и это очень важно. Далее. Вы упомянули имена. Даже самый простой перечень ряда имён, которые перед тобой проходят, когда перед тобой проходят расстрелянные Пушкин, Лермонтов и Гоголь, это задевает. И не один Пушкин, не один Лермонтов и не один Гоголь. Это задевает.

 

 

С нами стали сотрудничать волонтёры, которые сами решили … встретив могилы времени блокады на различных кладбищах – их фотографировать, записывать и сверять, сличать с известным списком на 630 тысяч имен. И оказались удивительные уточнения и находки.

Сайт наш устроен с очень простым поиском, там в дополнительном поле можно вводить, допустим, улицу – и ты находишь. Но для абсолютно точного адреса, так чтобы улица и дом, поиск не такой простой и не всегда выдаёт информацию полностью. А вот рабочая у нас здесь база данных позволяет по адресу мгновенно, в течение нескольких секунд получить сводку имён по квартире, по адресу. Пожалуйста, обращайтесь.

 

 

На форуме в Музее истории ГУЛАГа я видел своих коллег, и мы благодаря этому не только по электронной почте, а увиделись и проговорили многое. … Очень хорошая была дискуссия о том, как работать с подростками, какие книги им показывать. Это, конечно, замечательно, что специальные книги для детей есть… Но с ними также можно говорить о неспециальных книгах и показывать места памяти, точно тем же детям, они понимают. Я зачитал приветствие форуму памяти от Юрия Дмитриева: «…Говорить об истории массовых репрессий сейчас важнее, чем 10 лет назад. … Уже и местные жители в памятных местах забывают, как всё начиналось, и молодёжь не хочет знать. … Надо знать, чтобы не наступать на те же грабли. … Если что-то замалчивается – трудно ждать понимания. Если человек вооружён знанием, его не одолеть».

 

 

См. также:

Койранкангас — 2020

Репортаж о панихиде в урочище Койранкангас на Ржевском полигоне — месте расстрелов 1920 — 1930-х годов. 10 октября 2020 г. АУДИО

О примирении. Как живут страны, у которых «неудобное прошлое»

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николаем Эппле. Эфир 7 и 14 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Пропали – и пропали?»

В программе Марины Лобановой «Встреча» историк, генеалог и общественный деятель Виталий Семенов рассказывает, как искать пропавших без вести, и анонсирует выход Альманаха «ГенЭкспо», посвященного этой теме в генеалогии и военной истории XX века. Эфир 3 апреля 2021 г. АУДИО

Довоенные репрессии, блокадное детство и послевоенное ожидание возвращения тех, кого расстреляли в 37-ом

Никита Благово, основатель Музея истории школы Карла Мая, в программе «Встреча» рассказывает об истории репрессий на примере своей семьи. Часть 1. Эфир 18 февраля 2023 г. АУДИО

Расстрельные ямы в центре Петербурга

Кого похоронили 22 ноября 2022 года. Кого не похоронили. И почему найдены не все. В программе «Под знаменем России» антрополог Денис Пежемский – об останках расстрелянных у стен Петропавловской крепости. Эфир 8 и 15 декабря 2022 г. АУДИО

Печатная машинка как образ человеческой совести

«И как же мы будем нашу молодежь воспитывать после этого?» В программе Марины Лобановой «Встреча» Жанна Телевицкая продолжает рассказывать о выставке в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме «Эрика берет четыре копии». Эфир 3 декабря 2022 г. Часть вторая. АУДИО + ФОТО

«Самый лучший из всех нас». Судьба Семена Чельцова, сына новомученика

Судьба сына новомученика протоиерея Михаила Чельцова Семена Чельцова. Программа Марины Лобановой «Встреча» с участием внука отца Михаила Анатолия Чельцова и автора программы «Ходим в архивы. Читаем документы» Екатерины Чирковой. АУДИО

Новомученики XX века. Церковное почитание и историческая наука

Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Мы не сумели как-то пережить это и сказать об этом так убедительно. И нам придется снова пострадать»

«Мой папа был репрессирован в 17 лет в 1944 году после блокады Ленинграда и будучи жителем блокадного города». Репортаж о церемонии чтения имен в День памяти жертв политических репрессий. 30 октября 2020 г. АУДИО

«России не хватает памяти»

«Не врать значит не молчать». В программе Марины Лобановой «Встреча» Анатолий Разумов продолжает рассказывать о работе Центра «Возвращенные имена» и о подготовке к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий. Эфир 24 и 31 октября 2020 г. АУДИО

«Хотелось бы всех поименно назвать…»

В программе Марины Лобановой «Встреча» составитель книг памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Яковлевич Разумов рассказывает о новостях работы Центра «Возвращенные имена». Эфир 17 октября 2020 г. АУДИО

Дело национальной чести

Койранкангас и Левашово: что делать с местами памяти репрессий. Вторая часть беседы с Анатолием Разумовым. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru