6+

Золотое правило: желай – для себя, делай – для других

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: библеист Глеб Гарриевич Ястребов

Тема: золотое правило, «не судите, да не судимы будете»

Часть 2

Эфир: 10 апреля 2021 г.

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Мы беседуем на темы 7 главы Евангелия от Матфея. Прошлая часть беседы с Глебом Гарриевичем Ястребовым доступна на сайте радио, можно там послушать её полностью. И седьмая глава начинается потрясающей совершенно фразой: не судите, да не судимы будете.

Та заповедь Христа, которую чаще всего на протяжении всех веков нарушают христиане, и меньше всего исполняют, мне так кажется: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Я напомню, что в прошлой передаче было сказано, что смысл именно в том, что это против двойных стандартов. Вот это современная достаточно фраза, она нам дает полное понимание именно современными словами, о чем говорил Господь.

И сейчас я прошу вас продолжить уже об этом так называемом «золотом правиле»: как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте.

 

Глеб Ястребов:

Вообще говоря, формулировка золотого правила не уникальна. И не с Новым Заветом появилась. Эта заповедь гораздо более древняя. В общем-то, это, в некотором смысле, в базовой своей установке, настолько древнее правило, что, можно сказать, даже оно языческое по происхождению. И оно в своей основе универсально, им могут пользоваться не только люди любых религий, но и даже вовсе неверующие.

За пределами христианства использовались как негативная, так и позитивная формулировка золотого правила. Поскольку это так, то, можно сказать, что Закон Божий, «закон и пророки», как их осмысляет Иисус Христос в Нагорной проповеди, мыслится в качестве отражения универсальной общечеловеческой этики. Это до некоторой степени стирает уникальность и Ветхого Завета, и, отчасти, даже Евангельской этики, но зато перекидывает мостик к аудитории языческой и универсальной.

 

Марина Лобанова:

А вот не есть ли в этом как раз причина, что именно христиане не очень стремятся считать эту заповедь главной? Хотя мало к какой заповеди (может, вообще только к этой) Господь добавляет: «в этом закон и пророки».

 

Глеб Ястребов:

Вы думаете? Золотое правило это ведь по сути дела отсутствие двойного стандарта. То есть в разной степени люди всё-таки стараются с этим соизмеряться. Это до некоторой степени легче, чем «возлюби врага», нет? Мне кажется, легче. Но, то есть, и то, и другое – сложно, так или иначе, но всё же отсутствие двойного стандарта легче.

 

Марина Лобанова:

Вот то есть мы видим здесь одну и ту же мысль, много раз проговоренную разными способами: не будьте лицемерами.

 

Глеб Ястребов:

Да, правда, надо сказать, что многие считают, на мой взгляд, без достаточных на то оснований, что положительная формулировка золотого правила, то есть «делай» (делай другим людям то, что хочешь, чтобы они тебе делали), есть нововведение христианства и христианская специфика, а Ветхий Завет и мир в целом дохристианский знает лишь негативную форму, то есть «не делай» (не делай ближнему то, чего себе не желаешь). И многие думают, что христианство принесло в мир активную этику взамен пассивной. Идею деятельного милосердия. Но, на мой взгляд, это сомнительно. Более того, сама идея превосходства положительной формы золотого правила – она недавняя, она в последние века только возникла, потому что об этом и Новый Завет молчит, об этом раннехристианская литература молчит, и отцы церкви. Более того, есть такой текст, ранний очень текст, как «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе»), который показывает нам древнейший христианский катехизис, может быть даже его костяк был создан в пятидесятые-шестидесятые годы нашей эры, и он может быть в своей основе еще более древним, чем Евангелие от Матфея. Но там предпочтение отдано форме негативной.

В последние столетия позитивную формулировку подняли на щит как знак особой глубины, но это не так.

Конечно, для апостола Павла важно внутреннее преображение. Как раз вопрос, который стоял перед Павлом, состоял в том, что этика – это понятно, но есть внутренняя раздвоенность, потому что, скажем, норма – она хорошая и замечательная, но человек хочет одного (если это совестливый, адекватный человек), а делает другое, потому что у него не хватает внутренних сил, духовных, моральных, чтобы соответствовать этическим принципам, которые он сам же хочет исполнять. Соответственно, ответ Павла состоял в том, что можно обрести в себе Святого Духа, Духа Христова, и он поможет преодолеть эту раздвоенность. Это вот специфика христианского ответа, если хотите.

Для седьмой главы очень важна концепция ложных путей. Там значительная ее часть завязана на то, что пути, которые люди выбирают, духовные, которые перед ними лежат, обманчиво простые – они неверные. Что найти верную духовную дорогу, может быть, труднее, чем кажется. Потому что многое из того, что людям предлагается, это некий эрзац духовности, лжеименное знание.

 

Марина Лобанова:

Если мы видим здесь такую прекрасную и свойственную, наверное, всем культурным цивилизациям, максиму этическую, норму поведения, которую чаще всего связывают с заповедью любви, вот оно и есть – любовь между людьми… А дальше – и про лжепророков, и, в общем, много чего достаточно жесткого сказано.

 

Глеб Ястребов:

Да.

 

Марина Лобанова:

Так а как же – вот здесь вот такая любовь, да, а потом – всякое дерево не приносящее плода доброго срубают и бросают в огонь.

 

Глеб Ястребов:

Ну?

 

Марина Лобанова:

Жестоко.

 

Глеб Ястребов:

Ну, жестоко. Это связано с личным характером, особенностью евангелиста Матфея. Он, да, делает акцент на строгость. … Его действительно волнует, что люди отвечают за свои последствия.

 

Марина Лобанова:

Вот вы сказали, что заповедь «золотого правила» (как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте) связана также с тем, что здесь говорится про лжеименное знание. А как именно связана?

 

Глеб Ястребов:

Эта тема начинается дальше. Вот сразу за золотым правилом. При этом перед этим написано: просите и дано будет вам. Теперь смотрите, давайте посмотрим, что написано перед и после.

Эти два отрывка, между которыми стоит «золотое правило», они взаимосвязаны. Стало быть, смотрите, в каком обществе сказаны все эти слова, они сказаны не в атеистическом обществе, где, казалось бы, это было бы уместно, что никто даже не подозревает о существовании духовных учений, или кроме «Малой земли» никто ничего не читал, а здесь все варианты Ветхозаветной духовности перед вами открыты, и масса учителей… Ну вот как сейчас. Тут вам самого разного вида гуру и священники объяснят, как жить. Но вот оказывается, что если последовать наиболее распространенным и котирующимся на рынке опциям, то можно попасть вовсе не туда. Нужно спросить: почему? Потому что в Евангелии от Матфея очень распространена тема лжеучительства. Популярные учителя – они не то, чем должны быть. Они вводят людей в заблуждение. В 23 главе Евангелия от Матфея это достигает своей кульминации: горе вам, книжники и фарисеи. И объясняется, что они оставили важнейшее в законе – суд, милость и веру.

Между ними стоит Золотое правило. И Золотое правило показывает нам, что мы не должны терять базовые ориентиры. Потому что очень часто люди слышат от учителей поучения, которые могут быть красноречивыми, образованными, и сами люди достаточно авторитетными… Но, если разобраться, то, чему они учат, идет в разрез с основами библейского учения.

Смысл для христиан в том, как действовать, а вот как:  вы посмотрите – базовые основы соблюдаются? Вот центр.

 

Марина Лобанова:

Такие тоже образы, на которые вы обратили внимание, узкой дороги (тропинки) и широкой дороги. Такой мощный образ широкой дороги, которой идут многие… Этот образ был довольно беспокоящим для христиан. И прошу прокомментировать вот этот образ. … Очень такой тревожащий образ широкой дороги… в отличие от тропинки. Как вы его прокомментируете? Потому что есть и такие христианские проповедники, которые учат, что христиан вообще очень-очень мало, не больше 3%. И это как-то грустно.

 

Глеб Ястребов:

Евангелие от Матфея может стимулировать в людях какую-то очень большую «строгость», но, тем не менее, в нем есть ряд мест, которые хороши как лекарство против фанатизма, потому что оно все время напоминает, что веры недостаточно, а притча об овцах и козлищах говорит, что люди будут судимы по делам больше, чем по своим убеждениям, это важно.

 

Марина Лобанова:

Так все-таки нужно ли нам искать именно узкую тропинку и сторониться от широких дорог?

 

Глеб Ястребов:

Я думаю, что это во всех случаях жизни хорошо. Не только в делах веры. То есть, я бы сказал, если хотите, что это правило на все случаи жизни. Ну, смотрите, хороших врачей очень мало, хороших кого бы то ни было, учителей, очень мало, гениальных физиков и прочее. То есть хорошего чего бы то ни было всегда очень мало.

Так что – да, конечно. Конечно. Но для этого нужно иметь критический взгляд.  Но есть очень большое количество людей, которым это не нужно. … Это требует ответственности, свободы внутренней и ответственности. А это далеко не у всех есть. … Зачастую в церковь приходят кто – в значительной мере те, кто ищет подпорку какую-то дополнительную. Чтобы избавиться от собственной ответственности, а не взвалить ее на себя, так ведь?

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

«Дом библеиста можно узнать по запущенному саду»

«Сегодня в России человек пять специалистов по Новому Завету». В программе «Встреча» библеист Глеб Ястребов рассказывает о современной библеистике, доступной для интересующихся Священным Писанием в России. Эфир 15 и 22 июня 2019 г. АУДИО

Межвузовский проект «Современная библеистика»

Современная библеистика в России. Круглые столы и семинары. Репортажи Марины Лобановой. Эфиры 27 февраля и 15 мая 2021 г. АУДИО

«Не судите, да не судимы будете»

Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru