6+

«Вопрос следователя: в чем вы понимаете сущность христианства?»

Программа Марины Лобановой

«Возвращение в Петербург»

Гость: Александр Игоревич Мраморнов, историк Собора 1917-1918 годов, главный редактор издательства «Спасское дело»

Тема: 100-летие Петроградского процесса, увековечение мучеников и исповедников в год 100-летия процесса, благотворительный концерт 1 июня 2022 года

АУДИО

 

Фрагмент стенограммы Петроградского процесса

Красиков: В чем Вы понимаете христианство?
Казанский: В деятельности, в жизни.

 

Это четвертый выпуск программы «Возвращение в Петербург», который посвящен 100-летию кампании по изъятию церковных ценностей и памяти мучеников Петроградского процесса 1922 года.

«На сегодняшний день их память практически не увековечена», – говорит Александр Мраморнов, главный редактор издательства «Спасское дело», которое объявило сбор средств на издание материалов Петроградского процесса «над церковниками» (Дела митрополита Вениамина) и изготовление мемориальной доски в память этого суда над Петроградским митрополитом и еще 80 обвиняемыми, которая должна появиться на здании Санкт-Петербургской филармонии, где проходил этот процесс.

 

1 июня 2022 г. Санкт-Петербурге состоится благотворительный концерт к 100-летию Петроградского процесса. Ровно 100 лет назад в северной столице были невинно осуждены (четверо – казнены) мученики Петроградского дела: митрополит Вениамин (Казанский), а также трое его помощников-юристов (один из них – архимандрит). Грандиозное публичное судилище вошло в историю как «Петроградский процесс над церковниками». Происходило это в помещениях Санкт-Петербургской филармонии в июне 1922 г. К столетию Петроградского процесса издательство «Спасское дело» организует в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии благотворительный концерт памяти невинных  мучеников и страдальцев, участников процесса, среди которых были епископ Венедикт (Плотников), настоятель петроградского подворья Троице-Сергиевой лавры архимандрит Сергий (Шеин), юристы Ю.П. Новицкий и И.М. Ковшаров, протоиереи Михаил Чельцов и Николай Чуков, композитор С.М. Ляпунов и многие другие. В программе прозвучат произведения русских композиторов – Глинки, Чайковского, Рахманинова, Ляпунова, Шостаковича. Исполнят произведения лауреаты всероссийских и международных конкурсов скрипачка София Колтакова, пианистки Инна Моисеева и Карина Способина, а также «Клевер-квартет» в составе Г. Тадтаева, Л. Михайловского, В. Шуляковского младшего, Игоря Ботвина. Ведущий концерта – главный редактор издательства «Спасское дело» церковный историк Александр Мраморнов. Специальным гостем мероприятия станет родственник семьи Чайковских Д.А. фон Мекк. Доход от продажи билетов и пожертвования, сделанные на концерте, пойдут на научную публикацию стенограммы Петроградского процесса и увековечение памяти его участников.

 

 

Марина Лобанова:

Это событие, Петроградский процесс, это же очень близко, это не так давно – 100 лет назад, это рукой подать, на самом деле.

 

Александр Мраморнов:

Абсолютно. Тут речь, действительно, о близости и хронологической, и топографической, то есть мы рядом с этим местом подготовления к мученичеству ходим ежедневно практически. Знаете, вот люди у нас любят ездить в паломничества, в какой-то монастырь едут… Помните, когда свободное сообщение через границу было доступно – как активно люди ездили во всякие паломничества. Куда только не ездили! И на Святую землю, и к святыням Италии, и на Афон, и по Греции… куда угодно, да, но тут – совершенно близко, действительно, места реального подвига за Христа. Они близко, и чтобы мимо них не проходить без какой-либо мысли, без какого-либо внутреннего содержания, молитвы, вот как раз мы и делаем это напоминание. Вы абсолютно правы, что здесь что-то очень близкое нам, на самом деле.

 

 

Мы просто не можем обойти это. Конечно, формат академического концерта не предполагает, что мы будем произносить лекцию, много говорить, но какие-то важнейшие факты, важнейшие детали нам надо будет сказать со сцены, потому что, во-первых, не все о них знают, во-вторых, мы стараемся сейчас, готовя программу концерта, связать ее тематически с теми событиями, которые мы вспоминаем. Концерт называется «К 100-летию Петроградского процесса. Памяти невинных мучеников и страдальцев». И здесь мы вспоминаем не только тех, кто в 22 году в итоге были расстреляны: митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и мученики миряне Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий, не только их вспоминаем, мы вспоминаем, действительно, всех 8 десятков участников процесса, которые совершенно невинно были судимы, значительная часть из них осуждены к тем или иным срокам, кроме вот этих расстрелов, мы всех их вспоминаем. Ну, например, среди тех, кого мы вспоминаем, был профессор Петроградской консерватории С.М.Ляпунов, который еще и выдающийся русский композитор. Вот, собственно, его произведение, первая часть его секстета, прозвучит в начале 2 отделения концерта, и, тем самым, мы через его музыку как бы непосредственно попадаем в духовную ауру участников процесса, в творческую, даже можно сказать, их лабораторию. Известен такой факт, что С.М.Ляпунов, сидя на скамье подсудимых в Петроградском революционном трибунале, написал небольшую хоровую пьесу, небольшой хоровое православное произведение «Богородице Дево, радуйся», этот хор сейчас известен, он исполняется. Вот такие факты помогают нам выстраивать тематически программу концерта. И дальше, вот тоже я обращусь ко 2 отделению, там прозвучит большое довольно произведение, важное, сюита для двух фортепиано Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, еще молодого Шостаковича, сочиненная в 1922 году. Шостакович посвятил ее памяти своего отца, который умер в том году, но она носит совершенно мемориальный характер, и поэтому, пожалуй, трудно даже придумать произведение, которое более подходит по стилю, по звучанию к тому времени, которое мы вспоминаем, и, собственно, исторически подходит.

А в первом отделении концерта мы вспоминаем, наверное, предшествующую 22-му году эпоху, и, может быть, даже дореволюционную эпоху, когда происходило становление фигурантов процесса, это такая сложная, межреволюционная эпоха таких турбулентностей в российском обществе, но, тем не менее, не лишенная романтизма, который, конечно, был полностью истреблен после того, как большевики стали действовать. Поэтому это романтическая музыка, но она тоже, отчасти, носит и мемориальный характер, и она будет трогать сердце каждого, кто придет.

 

Концерт проводится не только в пользу издания стенограммы Петроградского процесса, но и в увековечение памяти участников процесса, это очень важно, потому что до сих пор в Петербурге их память практически не увековечена. На том же здании Большого зала Петербургской филармонии до сих пор… там множество разных мемориальных табличек, если вы пройдете там между Итальянской улицей и Невским проспектом, там посмотрите всё это, там разные мемориальные таблички, разные надписи, но там нет ничего о том, что там проходил Петроградский процесс. И вот мы очень хотим, чтобы такая табличка мемориальная появилась.


 

Марина Лобанова:

Как вы считаете, встреча культуры и духовности – что это значит для нас, когда мы не разделяем это, а вот именно такое предложение, с которым вы выступаете – отметить столетие Петроградского процесса вот этим концертом в Малом зале филармонии, тем самым соединить какие-то переживания духовные, которые вы назвали паломничеством к местам мученического подвига, с культурным событием. Насколько это сегодня актуально и действительно ли такая встреча культуры и церкви, культуры и религии может сегодня состояться?

 

Александр Мраморнов:

Стоит сказать, что в истории музыки, конечно, известны случаи, когда композиторы писали произведения на заказ или чисто технически, но я должен сказать, что уж точно программа нашего концерта включает такие произведения, которые написаны по вдохновению, а, значит, это дело божественного вмешательства и божественного вдохновения, которое, конечно, идет свыше, когда композитор творит. В этом смысле, музыка, написанная так, она стоит в одном ряду с лучшими молитвенными побуждениями человека. Поэтому я здесь даже вообще не разделяю наше воздыхание, которые мы приносим в храм, на божественную службу, и наши переживания, которые мы приносим в филармонический зал, слушая музыку, вспоминая те или иные события, рисуя перед своими глазами те или иные образы благодаря музыке. Я думаю, что это абсолютно вещи одного порядка, которые стоят в одном ряду высших достижений человека. Это не связано с какими-то телесными потребностями человека, с материальными, повседневными, это вот такие потребности человеческой души, и то, и другое. Поэтому наш концерт – это о душе, прежде всего. Но и наш концерт, конечно, о русской истории, о русской культуре. Но и, конечно, он о Христе, о христианстве, это безусловно.

 

Я напомню вот такие слова, которые буквально на допросе, на Петроградском процессе, на заседании ревтрибунала сказал владыка Вениамин (Казанский), очень коротко. Его следователь спрашивает: «В чем вы понимаете христианство?». Он отвечает: «В  деятельности, в жизни».

 

Жизнь, культура, деятельность человека, а деятельность человека позитивная – это всегда культура, и нам святитель Вениамин отвечает на то, что мы выбираем здесь наиболее уместную форму вспомнить о событиях 1922 года.

 

Марина Лобанова:

И концерт 1 июня 2022 года в Малом зале филармонии имеет цель помочь, поспособствовать в публикации вот этих подлинных слов наших новомучеников, сказанных перед смертью, фактически.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Издательство Спасское дело ВКонтакте.

Анонс концерта на сайте СПб Филармонии.

Сайт издательства «Спасское дело». 

 

См. также:

Благодаря слушателям концерта 1 июня 2022 года будет издана стенограмма Петроградского процесса июня 1922 года

Программа «Книжное обозрение» помогает изданию «Дела» митрополита Вениамина и анонсирует благотворительный концерт 1 июня в пользу печати этой книги. В программе принимают участие пианистка Инна Моисеева и издатель Александр Мраморнов. Эфир 22 мая 2022 г. АУДИО + ТЕКСТ

Церковная история: 100 лет назад и сегодня

Издательство «Спасское дело» и 100-летие 1922 года. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с историком, издателем, церковным деятелем Александром Мраморновым. Эфир 6 марта 2022 г. АУДИО

Правовед, чиновник, депутат, священник, монах, мученик. К 150-летию со дня рождения архимандрита Сергия (Шеина)

12 января 2021 года исполняется 150 лет со дня рождения Василия Павловича Шеина, представителя старинного русского боярского рода, выдающегося российского юриста, члена Поместного Собора 1917-1918 гг., петербургского новомученика

«Великий Собор» — полгода в нашем эфире

Авторская программа Александра Мраморнова, научного руководителя издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Вспоминаем прошлые выпуски и анонсируем передачи на август

«Великий Собор» — год в эфире

Авторская программа Александра Мраморнова, научного руководителя издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, выходит в нашем эфире к 100-летию Великого Собора. В январе 2018 года передаче «Великий Собор» исполнился год

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru