6+

Благодаря слушателям концерта 1 июня 2022 года будет издана стенограмма Петроградского процесса июня 1922 года

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гости: пианистка Инна Моисеева, историк и издатель Александр Мраморнов

Тема: благотворительный концерт 1 июня 2022 года в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии в память мучеников Петроградского процесса и в пользу издания стенограммы Петроградского процесса 1922 года

Эфир: 22 мая 2022 года

АУДИО

 

100 лет назад, в июне, в северной столице состоялся Петроградский процесс. Был невинно осужден и убит православный митрополит – владыка Вениамин (Казанский), а также трое его помощников, три юриста, два мирянина и один монах, архимандрит. 83 человека проходили обвиняемыми, осуждены 59, из них 10 на смерть, убиты же в итоге были четверо. Во время грандиозного публичного судилища, неправого суда велись стенограммы, эти тексты – подлинные слова, произносившиеся во время процесса.

Петроградский процесс проходил в помещениях Санкт-Петербургской филармонии в июне 1922 г.  К 100-летию его в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии состоится благотворительный концерт памяти невинных мучеников и страдальцев, участников процесса, среди которых были митрополит Петроградский Вениамин, епископ Венедикт (Плотников), архимандрит Сергий Шеин (юрист, правовед, государственный деятель, депутат Государственной Думы, настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке), юристы  Ю.П. Новицкий и И.М. Ковшаров, протоиереи Михаил Чельцов и Николай Чуков (будущий ленинградский митрополит Григорий), профессор Петроградской консерватории композитор С.М. Ляпунов и многие другие видные деятели духовно-культурной сферы России. 

Доход от билетов пойдет на публикацию стенограммы Петроградского процесса.

 

Марина Лобанова:

Мы сегодня будем говорить о событии, которое нам позволит получить изданную книгу, и, по-настоящему, эта книга из положительных событий – самое главное событие этого года.

В Санкт-Петербурге состоится благотворительный концерт 1 июня в Малом зале Филармонии, этот концерт посвящен 100-летию Петроградского процесса, так называемого «Дела митрополита Вениамина», по которому митрополит Вениамин и еще трое человек с ним были расстреляны.

И каждый, кто купит билет на этот концерт, сделает свой вклад в издание подлинных документов этого процесса, 100-летие которого мы отмечаем. И мы получим эту книгу. Но самое интересное, что ведь не просто люди приходят на этот концерт, но еще и музыканты приходят, чтобы исполнить для нас какие-то произведения, и всё это является такой благотворительной акцией в пользу издания вот этой книги. И я думаю, что можно пригласить вас, дорогие друзья, на это событие.

Мой собеседник сегодня – музыкант, пианистка Инна Моисеева, одна из тех музыкантов, которые этот концерт нам и подарят.

Почему музыканты участвуют в таких событиях, как, например, благотворительный концерт, посвященный, как сейчас, столетию Петроградского процесса?

 

 

Инна Моисеева:

Мне кажется, что в настоящее время это очень актуально и не будет менее актуально с прошествием времени. Мы должны помнить о том, что происходило, это наша история, история нашей страны, трагичная, жестокая, но мы должны всё равно возвращаться и переосмысливать все события, которые происходили, и я думаю, что это замечательная идея – вот такая акция благотворительного концерта, где мы можем сыграть произведения русских композиторов и внести свою лепту музыкой. Помимо музыки там будет историк Александр Мраморнов рассказывать об истории этого судебного дела и вообще об истории.

 

Марина Лобанова:

Как это можно отразить в музыке, что вы будете исполнять?

 

Инна Моисеева:

Мы будем исполнять с моей подругой, замечательной пианисткой Кариной Способной сюиту для двух роялей Дмитрия Шостаковича, которая была написана в 1922 году. Ему было 16 лет, он написал это произведение на смерть отца, очень тяжело он переживал это, но, мне кажется, что его настроение в этой сюите перекликается вообще с тем, что происходило и в стране, и, я думаю, и с этим Петроградским делом. Потому что там есть и колокольный набат, там есть такие монологи героя и высказывания его, это сюита в 4 частях.

Там еще исполняется секстет Ляпунова. Этот композитор – тоже проходил по этому делу! Будет исполняться одна из частей его секстета, написанного для фортепиано, струнного квартета и контрабаса.

Мне кажется, что вообще всё, что исполняется в этом концерте, конечно, объединяет переживание страдания человека, родившегося в России, его одиночество, его ощущение в этом мире, это всё будет отражено в этой музыке.

 

В число обвинявшихся большевиками на петроградском процессе в 1922 году попал выдающийся русский композитор, профессор Петроградской консерватории и староста ее домовой церкви Сергей Михайлович Ляпунов. Сидя на скамье подсудимых, он сочинил хор «Богородице Дево, радуйся».  На концерте 1 июня 2022 г. к 100-летию Петроградского процесса прозвучит первая часть знаменитого Секстета Ляпунова для струнного квартета, фортепиано и контрабаса.

 

 

Марина Лобанова:

Будет историк рассказывать об этих исторических событиях, а вы будете играть музыку, вы и другие музыканты. Вам это помогает сыграть как-то иначе? Вообще, как вам опыт именно такого формата концерта?

 

Инна Моисеева:

Наверно, это мой первый опыт. Хотя я уже участвовала в концерте, где мы исполняли музыку Прокофьева и наш замечательный актер Леонид Мозговой читал его дневники. Это очень способствует тому, как ты воспринимаешь эту музыку, на что ты настраиваешься.

Выбор этих композиторов был неслучаен, и выбор этих произведений был неслучаен. И я думаю, что прочитанные документы, которые были связаны с этим Делом, они будут настраивать на определенный лад. Я думаю, что Александр Мраморнов будет даже выступать в каком-то смысле адвокатом уже сейчас, это такой будет исторический экскурс и это будет историческая ретроспектива. Фактически мы будем свидетелями этого судебного процесса. И слушатели, и мы на этом концерте будем выступать адвокатами этих несчастных убиенных людей, которые по этому процессу были судимы.

 

Марина Лобанова:

Мой собеседник – Инна Моисеева, пианистка, один из тех музыкантов, которые подарят нам концерт 1 июня в Петербурге, в Малом зале Филармонии, концерт этот состоится в связи со столетием Петроградского процесса.

 

1922 год, Петроград. 16-летний Шостакович пишет глубокую и прочувствованную сюиту для двух фортепиано памяти ушедшего в тот год своего отца. В это же время в трибунале фабрикуется дело против руководителей Петроградской Церкви во главе с митрополитом Вениамином.

1 июня 2022 г. в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии вспоминаем о святителе Вениамине и еще 8 десятках участников Петроградского процесса под звуки не часто исполняемой сюиты Шостаковича для двух фортепиано. Это та музыка, которая мысленно перенесет каждого слушателя в скорбный 1922 год и даст подышать его атмосферой.

 

 

Марина Лобанова:

У нас в архивах радио «Град Петров» вы можете найти цикл передач Александра Игоревича Мраморнова к 100-летию Великого Собора, они так и называются: «Великий Собор», это собор 1917-1918 гг.

Но мы же сейчас 100-летие еще одного события отмечаем, это столетие Петроградского процесса. И именно издательство «Спасское дело», главный редактор которого – Александр Мраморнов, готовит самое важное событие (из положительных событий этого года) – это выход документов этого Петроградского процесса в виде доступной всем книги.

Как так получилось, что мы до сих пор не издали этих подлинных документов мученичества, пожалуй, одних из самых главных святых XX века, и как пришло в голову исправить это положение?

 

 

Александр Мраморнов:

Во-первых, вы начали с Поместного собора 1917-18 годов и как-то логически не увязали Петроградское дело с этим Собором, а между тем, как раз двое из четырех расстрелянных – это члены Собора, это митрополит Вениамин и архимандрит Сергий. Поэтому тут прямая связь между Собором и Петроградским процессом присутствует.

Что касается идеи этого издания, то мне и моим коллегам по издательству «Спасское дело» эта идея кажется совершенно очевидной, так же, как нам когда-то показалась очевидной идея необходимости издания документов Поместного Собора.

Мы также продолжаем исследование, именно исследование Собора, что включает не только публикацию необходимых текстов по каким-то темам, но и разговор о судьбах его членов. И вот как раз митрополит Вениамин и архимандрит Сергий к таким судьбам членов Собора 1917-1918 гг. и относятся.

Но в данном случае мы говорим о всех участниках Петроградского процесса, который большевиками был в Петрограде весной-летом 1922 года организован, а таковых было более 80 человек.

 

Марина Лобанова:

Будет издана стенограмма, что мы оттуда узнаем?

 

Александр Мраморнов:

Мы увидим, как это происходило, и увидим честных людей.

 

Марина Лобанова:

И безчестный суд.

 

Александр Мраморнов:

Да.

 

Марина Лобанова:

Там есть их прямая речь?

 

Александр Мраморнов:

Конечно.

 

Марина Лобанова:

Много?

 

Александр Мраморнов:

Это писали стенографистки, которые не будут ничего придумывать, они фиксируют, как было. И это большой объём текста, да.

 

Марина Лобанова:

Последние слова обвиняемых?

 

Александр Мраморнов:

Мы знаем, что на 5 июля, когда выносился приговор, дали команду стенографисткам не стенографировать.

 

Марина Лобанова:

Вы опубликуете весь процесс, всё дело?

 

Александр Мраморнов:

То, что открыто – да. Но мы не знаем, что еще скрывается.

 

Марина Лобанова:

Из того, что мы точно знаем, что скрывается – это место расстрела и где их тела, где мощи этих святых.

 

Александр Мраморнов:

Скрываются вообще обстоятельства расстрела. Для чего хранят эту тайну, не понятно. Уже 100 лет.

 

Марина Лобанова:

Что еще будет в книге?

 

Александр Мраморнов:

Еще мы опубликуем газетные публикации о процессе. А вот материалы следствия – это мы точно не успеем в этом году. Возможно, это будет следующий отдельный сборник материалов. Но из всего дела, безусловно, самое ценное – это стенограмма процесса. Она тоже в нескольких редакциях, мы их сопоставляем, это отдельная научная задача – сопоставить работу нескольких стенографисток.

 

Марина Лобанова:

Вообще удивительно, что за столько лет не опубликованы эти важнейшие документы.

 

Александр Мраморнов:

Не удивительно. Почему? Потому что это, во-первых, труд. Во-вторых, не очевидно, что нужно пользоваться источниками. У нас же любят пользоваться мифами, сказками, легендами, это гораздо проще, чем пользоваться подлинными источниками.

 

Марина Лобанова:

Да, у нас проблема, которую надо исправить – разве могут священники говорить проповедь об этих мучениках в день их памяти в год 100-летия их мученичества, даже не почитав, не посмотрев их дело.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Издательство Спасское дело ВКонтакте.

Анонс концерта на сайте СПб Филармонии.

Сайт издательства «Спасское дело». 

 

См. также:

«Невидимый Петербург. От Дворянского собрания до Большого зала Филармонии»

Лекция Татьяны Трефиловой 1 апреля 2016 г. Репортаж. АУДИО + ФОТО

Патриарх Тихон (Беллавин) (3)

Цикл лекций протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь ХХ века в личностях Патриархов». Передача 3. АУДИО + ТЕКСТ

Патриарх Тихон (Беллавин) (4)

Цикл лекций протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь ХХ века в личностях Патриархов». Передача 4. АУДИО + ТЕКСТ

Ржевский полигон – страшная память ХХ века

О месте упокоения жертв «красного террора» 1918-1921 гг. рассказывает краевед Ирина Вербловская

«Митрополит Вениамин – прежде всего пастырь, и многих современников его пастырство просто поражало»

Лекция протоиерея Георгия Митрофанова о биографии священномученика митрополита Петроградского Вениамина. АУДИО

Судьба и семья протоиерея Михаила Чельцова

В рамках еженедельных встреч в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась встреча с внуками известного петербургского новомученика, сподвижника митрополита Петроградского Вениамина, автора «Воспоминаний смертника о пережитом». 10 мая 2017 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

Книга о священномученике Михаиле Чельцове «Мы вправе знать»

О книге рассказывает автор, внук петроградского новомученика, Анатолий Васильевич Чельцов. 25 марта 2017 г. слушайте вторую часть беседы в рубрике «Встреча»

Через 85 лет после расстрела

24 апреля в Петербурге впервые будет установлена табличка с обозначением последнего адреса новомученика. Потомки новомучеников Анатолий Чельцов и Ирина Богданова – о своих расстрелянных дедах-священниках и о том, как сохранять семейную и церковную память. АУДИО

ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИЯ: СОБОР, ПАТРИАРШЕСТВО, РОССИЯ

Двенадцатую лекцию в рамках открытого лектория «Человек и личность в эпоху кризисов и перемен: 1917–2017» прочитал протоиерей Георгий Митрофанов. 20 октября 2017 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

«Хотелось бы всех поименно назвать…»

В программе Марины Лобановой «Встреча» составитель книг памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Яковлевич Разумов рассказывает о новостях работы Центра «Возвращенные имена». Эфир 17 октября 2020 г. АУДИО

«России не хватает памяти»

«Не врать значит не молчать». В программе Марины Лобановой «Встреча» Анатолий Разумов продолжает рассказывать о работе Центра «Возвращенные имена» и о подготовке к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий. Эфир 24 и 31 октября 2020 г. АУДИО

Койранкангас

Панихиды в закрытой части Ржевского полигона – урочище Койранкангас, месте расстрелов 20-30 годов XX века. Ретроспектива репортажей 2010 — 2015. АУДИО

Койранкангас — 2020

Репортаж о панихиде в урочище Койранкангас на Ржевском полигоне — месте расстрелов 1920 — 1930-х годов. 10 октября 2020 г. АУДИО

О примирении. Как живут страны, у которых «неудобное прошлое»

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николаем Эппле. Эфир 7 и 14 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Цель – избавить эту тему от мистификаций»

В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась презентация документального фильма «Расстрелы на Ржевском полигоне: от Красного до Большого террора» и встреча с авторами – режиссером Кириллом Хейфецем и одним из участником съемок поисковиком Павлом Крюковым. 11 октября 2017 г. Репортаж. АУДИО + ВИДЕО

«Я искал могилу отца, а нашел 40 тысяч могил»

«…Я решил искать своего отца, который пропал в 1937-38 годах, в годы репрессий. В ходе поисков я познакомился с бывшими летчиками. У них рядом с Левашовской пустошью был аэродром. И они в 1937-38-х годах летали над этой пустошью и сверху видели выкопанные траншеи. Через неделю – эти траншеи уже закопаны, а рядом или где-то в другом месте выкопаны новые траншеи…»

«Не остановимся в пути»

В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась встреча с руководителем Центра «Возвращенные имена» при РНБ, составителем «Ленинградского мартиролога», историком мест репрессий Анатолием Разумовым. 25 октября 2017 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

Соловецкие этапы

Анатолий Разумов о расстрелянных в Ленинграде или под Ленинградом в 1937 году нескольких этапах из Соловецкого лагеря, в числе расстрелянных — священник Павел Флоренский. Часть 1. АУДИО

Соловецкие этапы

Анатолий Разумов о расстрелянных в Ленинграде или под Ленинградом в 1937 году нескольких этапах из Соловецкого лагеря, в числе расстрелянных — священник Павел Флоренский. Часть 2. АУДИО

Соловецкие этапы. Где расстрелян священник Павел Флоренский?

Анатолий Разумов о расстрелянных в Ленинграде или под Ленинградом в 1937 году нескольких этапах из Соловецкого лагеря, в числе расстрелянных — священник Павел Флоренский. Часть 3. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru