fbpx
6+

«Только человек обладает рациональной способностью выходить за рамки физически конечного»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Христианская космология»

Гость: Алексей Всеволодович Нестерук

Тема: космология и её культурный и метафизический смысл

Эфир: 13 января 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена общему определению космологии, её культурному и метафизическому смыслу, а также первым космологическим представлениям в античную эпоху.

 

Алексей Нестерук:

 

Ядром и основным содержательным моментом самого диалога между наукой и религией является человек, изнутри которого и происходит распад интенциональностей сознания на объектный и отчужденный мир – с одной стороны, и на исходное предлежащее основание как мира, так и самого артикулирующего сознания этого мира, т.е. Бога, – с другой стороны. При этом как богословие, так и космология оказываются переплетенными друг с другом просто в силу парадоксального положения человека как физико-биологического организма в этом мире, но и как носителя Божественного образа не от этого мира.

Если задать вопрос «Зачем космология нужна богословию?», то приходит на ум простой эмпирический ответ. Поскольку сама возможность богословия определяется возможностью воплощенных носителей этого богословия, т.е. человеческих личностей, то для того, чтобы богословствовать, нужны необходимые физические и биологические условия существования этих личностей, которые, как нетрудно понять, укоренены в космических условиях. Именно космология и эксплицирует эти необходимые условия. Отсюда следует, что любое богословское положение, выражающее опыт Божественного в мире, неявно содержит в себе истину о самом мире, в котором этот опыт имеет место быть.

Если же обратить предыдущий вопрос и спросить «Зачем богословие нужно космологии?», то реакцией на него будет следующее наблюдение. Космология глаголет о фактическом состоянии дел в физической Вселенной, не проясняя смысла этой случайной фактичности и, тем самым, не проясняя смысла достаточных условий, лежащих в основании возможности познания и экспликации Вселенной человеческими личностями. Богословие интерпретирует этот момент, указывая на то, что только человек обладает рациональной способностью выходить за рамки физически конечного, включая свое тело и непосредственное жизненное пространство, и интегрировать в своем конечном сознании представление о бесконечном и непреходящем. Сознание и разум являются такими характеристиками человеческого состояния во Вселенной, которые не могут быть объяснены посредством сведения их к физическому, оставаясь, тем самым, невыразимой тайной, прояснение и интерпретация которой возможно только апелляцией к богословию Божественного образа в человеке. Соответственно, любое космологическое представление о мире является неявно богословски нагруженным, ибо оно основано на Божественном даре веры в реальность благого творения Благого Бога и на даре узревать в этой реальности знаки Творца.

То же можно кратко выразить, используя философский язык. Как богословие, так и космология являются продуктами одной и той же человеческой субъективности, двумя разновидностями опыта жизни человека и осмысления своего положения в бытии. А отсюда следует, что никакое внутреннее экзистенциальное противоречие между этими двумя типами опыта невозможно. Противоречие возникает лишь тогда, когда опыт мира сводится к феноменальности объектов, в которой теряется присутствие человеческого взгляда на мир, а само устройство мира разыгрывается из позиции некого развоплощенного субъекта. При этом упускается из виду то, что сама возможность и смысл такой объективной картины мира по-прежнему укоренены во врожденном «мгновенном синтезе Вселенной» как неотъемлемой характеристике сознания реальной физической личности и его дискурсивного модуса. Проницательный взгляд на космологические представления позволяет узреть присутствие человеческого субъекта даже в тех условиях, когда космология пытается «раздавить этого субъекта под грудой астрономических фактов».

Здесь и проявляется истинная богословская преданность в человеке, когда он всячески сопротивляется подобному и ему удается сохранить внутреннюю убежденность в центральности своего положения во Вселенной, из которого и происходит раскрытие и манифестация смыслов всех сил и процессов в ней. Экзистенциально-феноменологическая «деконструкция» космологии, восстанавливающая центральный статус личности во Вселенной, как раз и позволяет выявить скрытую богословскую преданность космологии.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

«Бог борется с религиями»

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» с участием Антона Тихомирова завершает цикл «Реформация и ее влияние на европейскую культуру» рассказом о протестантском богословии XX века. Эфир 23 декабря 2021 г. АУДИО

Пиетизм появляется в конце

«В пиетизме протестантизм достигает своей кульминации». Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» при участии Антона Тихомирова продолжает знакомить с историей и вероучением Реформации. Эфир 9 декабря 2021 г. АУДИО

Двойное предопределение и божественный произвол

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» продолжает рассказывать историю протестантизма. Гость программы – Антон Тихомиров. Эфир 2 декабря 2021 г. АУДИО

О премудростной энергии

В рамках программы «Исследования и исследователи» в нашем эфире – цикл бесед Артема Гравина с Дмитрием Бирюковым об учении Григория Паламы. Тема этого выпуска – виды энергий в паламитском богословии. Эфир 14 октября 2021 г. АУДИО

«Из жизни идей». АНОНС

С 3 октября 2021 г. слушайте в эфире новую программу Александра Крупинина и Артема Гравина «Из жизни идей». Первый эфир будет посвящён идее свободы в её исторических воплощениях и мировоззренческих преломлениях: свобода в различных культурах, антиномия свободы и необходимости, религиозное понимание свободы, социально-политическое измерение свободы

АНОНС: программа «Исследования и исследователи» («И&И»)

Каждый христианин призван разумно осмыслять свою веру, свою культуру и актуальные проблемы современности. Слушайте каждый четверг в 21.40 (повторение в пятницу в 15.10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru