fbpx
6+

Двойное предопределение и божественный произвол

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров

Тема: богословие Жана Кальвина

Эфир: 2 декабря 2021 г.

АУДИО

Программа посвящена богословию Жана Кальвина (в том числе учению о двойном предопределении и «божественном произволе»), противостоянию с либертинами и казни Мигуэля Сервета, политическим установкам лютеранства и кальвинизма.

 

Антон Тихомиров:

Мы уже говорили, что Мартин Лютер в своём богословии исходил из желания обрести некоторое уверение в своём личном спасении, обрести милостивого Бога, обрести представление о том, что он действительно спасён.

В то же самое время Ульрих Цвингли пытался сделать церковь более «духовной», убрать из неё всё внешне-наносное, грубо-материальное и сосредоточиться на внутренне-духовных отношениях с Богом.

Жан Кальвин во многом оказывается с Цвингли согласен. Но если для Лютера главным было уверение в собственном спасении, для Цвингли – поиск утончённой «духовности», то для Кальвина главным является стремление максимально прославить Бога. Кальвину принадлежит известное изречение, говорящее о том, человек рождается не для себя самого, а для Бога. Он фактически говорит о том, что поиски собственного спасения – это бесплодное занятие. Они не важны и не нужны. Важно установить правильные отношения с Богом, которые заключаются в прославлении и возвеличивании Бога непрестанно всеми доступными способами.

Эти поиски в определённом смысле приводят к тем же результатам, что и в лютеранском учении. Лютер говорит, что Бог спасает человека, а не сам он спасается, потому что он может уповать только на милость Бога. Кальвин приходит к такому же выводу, но этот его вывод становится результатом принципиально других размышлений: если человек прославляет Бога, то он вручает в Его руки всё, в том числе и собственное спасение.

То, что именно Бог спасает человека, сближает Кальвина с Лютером, но всё-таки его учение совсем другое, чем у Лютера, именно потому, что его исходный мотив другой. Если человек призван славить Бога всем своим бытием, то это затрагивает и человека, который уже обрёл веру, который живёт в верующем сообществе. И это значит, что жизнь отдельного человека и целого сообщества должна быть тоже подчинена этой цели – прославлению Бога. Соответственно, здесь не должно быть ничего из того, что этому противоречит или как-то мешает и отвлекает от прославления Бога.

Хотя Кальвин не был таким замкнутым аскетом, который настаивал на абсолютной аскезе и умерщвлении плоти, но беззаботные, никак не нацеленные на благочестивое прославление Бога развлечения он категорически не одобрял.

Представление Кальвина о том, как должна выглядеть жизнь христианина, очень практично. В отличие от Лютера (который тоже об этом размышляет, но в сильно меньшей степени), для Кальвина очень важно, как выглядит жизнь христианина. Именно потому, что Кальвин даёт понятные модели жизни, его учение оказалось более привлекательным, чем учение Лютера. И эти модели служат исключительно прославлению Бога.

В связи с этим Кальвин не раз подчёркивает возможность вмешиваться в политические дела какой-либо общины для ее переустройства. И в этом смысле учение Кальвина и его практика оказываются привлекательными, поскольку они помогают людям устраивать свою общественную жизнь на каких-то упорядоченных основах. На разумных, комфортных, но в то же самое время довольно аскетичных основах.

Отсюда потом появится Макс Вебер с его «духом капитализма». Вебер ведь никогда не писал о лютеранах. Его работа, по большей части, посвящена кальвинизму, причём уже довольно видоизменённому ко времени жизни Вебера. По сути, в этой работе Вебера просматривается идея Кальвина: человек умножает порядок и благополучие, но не для порядка и благополучия как таковых, а для прославления Бога в сотворённом Им мире.

Та же эстетика должна стоять на службе прославления Бога, и в то же время ничто в мире никаким образом не должно отвлекать на себя внимание само по себе. Поэтому и музыка, и вообще всякое художественное творчество должны быть композиционно простыми и функциональными.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru