fbpx
6+

Святой ученик святого

Программа Марины Михайловой

«Культурная реакция»

Гость: игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря

Прямой эфир: 26 июля 2022 г.

АУДИО, ВИДЕО

 

Марина Михайлова:

Сегодня у нас очень радостная, мне кажется, тема, хотя она связана с памятью трагического события, это празднование памяти владыки Вениамина Петроградского, одного из самых удивительных людей в истории Русской Церкви начала XX века. Вот 100 лет назад в здании благородного собрания, в нынешнем Большом зале филармонии, прошел процесс, в результате которого владыка Вениамин и его ближайшие сподвижники были приговорены к смертной казни, и вот мы это вспоминаем. Прошло 100 лет. Ну, вот я первый вопрос, который вам хотела бы задать, какие у вас лично отношения с владыкой Вениамином, какое место он занимает в вашей духовной жизни?

 

Игумения Илариона:

Да, владыка Вениамин, священномученик, митрополит Петроградский, действительно, очень близок и мне лично, это нужно сказать, с двух сторон, и в моей духовной жизни есть присутствие священномученика Вениамина, и в целом, наверное, наше поколение, которое пришло в начале девяностых годов в церковь, конечно, ощущает близость с новомучениками. Потому что, собственно, нынешнее церковное возрождение – это плод подвига наших новомучеников. Ну и, конечно, в нашей епархии, Санкт-Петербургской, конечно, это личность митрополита Вениамина. Поэтому по жизни всегда это сопровождает. И та маленькая иконка, которая была после прославления его выпущена – вот она со мной все годы эти прошла и всегда перед глазами. Но, с другой стороны, владыка Вениамин близок нам, нашему монастырю и фактически, потому что наше подворье санкт-петербургское – это храм преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, он тоже очень связан с владыкой Вениамином. Этот храм строил и в нем более 20 лет служил тоже священномученик Философ Орнатский, а с владыкой Вениамином, конечно, их связывало очень долгое и плодотворное духовное содружество. Можно сказать, что владыка Вениамин же воспитанник отца Философа. Будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, он принимал участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которое 26 лет возглавлял отец Философ Орнатский, и вот благодаря этому Обществу огромная просветительская деятельность велась среди народа, и, конечно, отец Философ привлекал студентов Академии для проповеди, для участия в этой деятельности. Вот с этого тоже начинал владыка Вениамин, приобретал свой пастырский опыт, учился у такого знаменитого тоже пастыря отца Философа.

Потом, конечно, в послереволюционные годы они очень тесно сотрудничали, поддерживая, укрепляя приходскую жизнь вот уже в Петрограде, даже послереволюционном. И владыка Вениамин, естественно, неоднократно бывал и служил в храме преподобномученика Андрея Критского. Поэтому, конечно, нам он очень близок и дорог еще и с этой стороны.

Понимание церковной жизни не просто как бы узко, скажем…

 

Марина Михайлова:

…клерикально.

 

Игумения Илариона:

Да, вот как раз не было такой клерикальности, а это было просто освящение всей жизни человека. Конечно, в центре храм, конечно, в центре молитва, благочестие. Безусловно, владыка Вениамин был молитвенником и таким истинным монахом. Как и отец Философ Орнатский, потому что они были носителями духа отца Иоанна Кронштадтского. Да, это тоже было тесное, конечно, общение, именно молитвенное, дух горящей молитвы, и Иисусовой молитвы конкретно. Вот отец Философ, можно судить по его проповедям, и был деятелем Иисусовой молитвы. И он старался людей привлекать к молитвенной жизни церкви, а через это – освящение всей культуры, вообще всей жизни, но в том числе такой вот культурной составляющей столицы. В то время, конечно, бурно развивалось и менялось содержание даже культуры, появлялись новые направления культурной жизни. Конечно, всё это и отец Философ, и владыка Вениамин как уже архиерей, вот они старались всё это использовать для спасения, и это и удавалось, это удавалось, удивительно, конечно, удивительно, просто насколько велико влияние их потом на последующую жизнь уже нашего города.

 

Марина Михайлова:

Да, и это, конечно, удивительно, то, что у него было такое равновесие между созерцательной вот поистине монашеской жизнью и абсолютной открытостью. Ведь он же чуть ли не каждый день служил, чуть ли не каждый день где-то читал какие-то лекции…

 

Игумения Илариона:

… да, то есть это был уже как бы, скажем, зрелый носитель Духа Святого, которому, конечно, уже не мешало общение, а, наоборот, он был уже источником этой чистоты для всех окружающих.

 

Марина Михайлова:

Мне кажется, что как-то сейчас в народе православном не так много внимания к новомученикам. Как это ни парадоксально, гораздо больше люди знают о каких-то великих святых, там кто такой Никола или кто такой Георгий Победоносец – это да, и даже там, не знаю, Ксения Блаженная наша прекрасная, да, но 18 век. То есть как будто бы наши очи обращены вот куда-то в далекое прошлое. А вот этот потрясающий опыт новомучеников, которые были буквально вчера…

 

Игумения Илариона:

Конечно, это наши современники, практически, современники, которым знакомы все наши проблемы.

 

Марина Михайлова:

Вот!

 

Игумения Илариона:

Абсолютно. Они столкнулись первые с тем, с чем мы сейчас сталкиваемся постоянно. И они, может быть, видели даже эти проблемы раньше, чем те принесли свои плоды. Теперь мы видим эти плоды, уже понимаем, что, действительно, их отношение к этим всем проблемам было очень верное. И они давали и ответы в своей жизни, находили ответы на эти проблемы, и мы можем почерпнуть у них этот опыт.

Действительно, с одной стороны, мало мы интересуемся. Но, с другой стороны, из своего опыта я вижу, что очень большой отклик эти личности святые находят, если о них говорить и рассказывать. Люди откликаются. И даже я скажу – само их произнесение имени действует.  Надо просто чаще о них рассказывать, говорить просто, и молиться им надо, и читать о них, и даже просто смотреть даже на их лица на фотографиях, это очень много дает.

 

Нельзя сказать, что вот их убили и их деятельность, значит, была такая бесплодная. Нет, очень многоплодная! Они воспитали, взрастили тоже новомучеников. Они многих очень подготовили к хранению веры потом, на протяжении XX века, многих-многих.

Та деятельность, которой они занимались, это дало вот этих хранителей веры на протяжении всего XX века.

Этот светильник не погас и до нашего времени.

Приближается 13 августа, день памяти, кончины мученической владыки Вениамина. И вот большой период подготовки пройден и мы надеемся уже увидеть осуществление задуманного. В Большом зале филармонии, там, где проходил этот неправедный судебный процесс по поводу изъятия церковных ценностей, там будет исполнена оратория «Страдалец до Голгофы», авторы: музыку создал Михаил Малевич, текст составила Любовь Александровна Ивановская, это правнучка отца Петра Ивановского, которому, собственно, было адресовано вот это самое последнее письмо владыки Вениамина из тюрьмы, и это письмо хранилось в семье и до сих пор оригинал существует. … Режиссер Александр Галибин.

Это будет и акт покаяния нашего, да, и осмысления…

 

Марина Михайлова:

…благодарности.

 

Игумения Илариона:

Конечно. И как факт того, что владыка Вениамин продолжает свою деятельность. И что мы это понимаем, вот что самое главное.

Выпущена, кстати, книга с материалами о Петроградском процессе, тоже к этому моменту, икона будет представлена, которая написана тоже вот сейчас.

 

Марина Михайлова:

Я хочу спросить, а как могут петербуржцы попасть в этот день в зал филармонии?

 

Игумения Илариона:

Вход только по приглашениям.

 

Марина Михайлова:

А какие-то свободные места?

 

Игумения Илариона:

В продаже ничего не будет, но, я думаю, что можно обратиться к настоятелям, к настоятелю своего храма, и выйти на оргкомитет нашего события, и таким образом как-то решить возможность своего присутствия.

 

Марина Михайлова:

А будет прямая трансляция?

 

Игумения Илариона:

Телеканал «Союз» будет прямую трансляцию вести 13 августа, в 20 часов начало.

 

Марина Михайлова:

Вы сказали про то, что владыка Вениамин открывал истинный смысл церковной жизни. Вот в чем, по вашему мнению и по опыту, состоит истинный смысл церковной жизни?

 

Игумения Илариона:

Владыка Вениамин, вот например, в проповеди своей на освящение храма, когда он был ректором Саратовской семинария, он провел такую самую очевидную параллель – между строительством храма и строительством своего душевного храма. Безусловно, строительство видимого храма необходимо, но через это – созидать свой внутренний душевный храм. А каким образом? Если храм вещественный это храм молитвы, то, естественно, и душа должна молиться. Молитвенный опыт должен быть.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.


См. также:

Главный новомученик от мирян. Биография Новицкого. К 100-летию Петроградского процесса

К 100-летию Петроградского процесса программа «Возвращение в Петербург» рассказывает биографию Юрия Новицкого. В передачах принимают участие историки Иван Петров и Никита Гольцов

100-летие мученической кончины священномученика Философа Орнатского

Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова): «В храм приходят не только потомки сященномучеников, но и потомки их прихожан». Эфир 19 октября 2018 г. АУДИО + ФОТО

«Священномученик Философ – достойный пример»

«…чтобы задуматься, чтобы что-то осознать, прикоснуться к этому лично и, может быть, найти какие-то ответы». Интервью с настоятельницей Константино-Еленинского монастыря игуменией Иларионой. Репортаж о передвижной уличной выставке, посвященной 100-летию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского. 14 сентября 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Угол улиц Стремянной и Марата.

На очередную прогулку по невидимому, но еще не всеми забытому Петербургу прошлого вас приглашает краевед Татьяна Трефилова. На этот раз мы пройдем по улице Стремянной и улице Марата, а заодно узнаем, как было организовано религиозно-нравственное просвещение народа в конце XIX – начале XX века

«Невидимый Петербург. От Дворянского собрания до Большого зала Филармонии»

Лекция Татьяны Трефиловой 1 апреля 2016 г. Репортаж Даниила Варламова. АУДИО + ФОТО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru