fbpx
6+

Возвращение домой: Фаберже в Эрмитаже

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Выставка «Фаберже — ювелир Императорского двора»

Эфир 5 и 12 декабря 2020 г., 14.30

АУДИО

Часть 1

 

Часть 2

 

С 25 ноября в Гербовом зале Зимнего дворца работает выставка «Фаберже – ювелир Императорского двора», посвященная выдающемуся мастеру ювелирного дела Карлу Фаберже. В 2020 году исполнилось 100 лет со дня его кончины.

 

Карл Густавович Фаберже родился в столице Российской империи в семье российских немцев. Его отец также был ювелиром. Будучи талантливым мастером, Карл Фаберже обратил на себя внимание императора Александра III. Но до этого он 15 лет изучал сокровища Галереи драгоценностей. Ему даже доверяли реставрацию некоторых произведений старых мастеров.

 

 

О выставке, представленных на ней экспонатах и о личности Карла Фаберже рассказывает ее куратор Татьяна Валерьевна Бабошина, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:

«На выставке представлено больше всего предметов, принадлежавших императорской семье – Александра III, Александры Федоровны, Николая II и его семьи.

 

Помимо Эрмитажа в создании выставки приняли участие пять музеев. Музей Фаберже из Баден-Бадена предоставил больше всего вещей. Также предметы предоставил Русский национальный музей в Москве, Русский христианский музей в Санкт-Петербурге, а также Государственные музеи-заповедники Петергоф и Павловск.

 

Мы хотели показать разнообразные изделия фирмы Фаберже, как и в мастерских Фаберже было много разных направлений изготовления продукции. Это и ювелирные изделия, и пасхальные подарки, и изделия из серебра, камнерезные фигурки и интересная витрина с предметами, которые Фаберже делал в период Первой Мировой войны.

 

После учебы и больших путешествий по Европе Фаберже в 1866 году возвращается в Петербург. Он работает в мастерской своего отца. В это время ему удается получить пропуск в Галерею драгоценности сначала просто для изучения ювелирных изделий. Постепенно к нему проникались доверием, видели, что это талантливый мастер, стали доверять реставрацию изделий. Обращаться к нему стали все чаще. Он проработал в Галерее в течение пятнадцати лет, после чего получил звание сначала оценщика, потом поставщика и, в конце концов, ювелира Императорского двора. Но к этому времени ему было уже более 60-ти лет. Не только у Фаберже делала заказы Царская семья, но у него больше всего.

 

Фаберже создавал вещи и в драгоценных материалах, дорогие, и вещи из более доступных материалов, более дешевые, но такого же высокого качества, так что их могли приобрести уже не только аристократы, но и просто состоятельные люди.

 

Центром экспозиции является копия Императорских регалий, которую Фаберже сделал для выставки в Париже 1900 года. Он специально испросил у Николая II разрешения, чтобы копировать регалии, которые были созданы Иеремией Позье для Екатерины II. Он получает разрешение, выполняет копию и получает за нее Золотую медаль на выставке, а также Орден Почетного легиона. Было использовано очень много камней, например, в Большой Императорской короне 1083 бриллианта и 285 необработанных бриллианта алмаза «Роза». Эта миниатюрная копия Императорских регалий сделана в 10-кратном уменьшении.

 

Об императорских пасхальных подарках. Изготавливать и дарить на Пасху подарочные яйца это придумал не Фаберже. Но почему знамениты именно его пасхальные подарки. Потому что с 1885 года у него постепенно развивается тема сюрпризов. Со временем пасхальные яйца становятся все сложнее и технически и тематически, сюрпризы становятся связаны с какими-то событиями. Сюрпризы были разнообразные. Вот, например, яйцо с петушком, который выскакивает, и это повтор механизма, который был сделан для Марии Федоровны. Кстати, Фаберже испрашивал специально разрешение у Николая II, чтобы изучить Часы-Павлин в Эрмитаже, выполненные Джеймсом Коксом. На выставке представлено несколько пасхальных яиц. В большинстве из них иконки. Но в одном из яиц сюрпризом являются цветы в корзине – это подарок Николая II Александре Федоровне на десятилетие их свадьбы».

 

 

Надо сказать, что в витринах мы не увидим блистающего золота. Вообще из «блистающего» только неяркие отблески драгоценных камней, а из металлов царит серебро. И трудно представить такие произведения Серебряного века в золоте. Вероятно, это был бы уже какой-то шикарный перебор и безвкусица. А исполненные в серебре эти произведения выглядят очень изысканно.

 

Фирма Карла Фаберже занималась изготовлением ювелирных изделий не только из драгоценных металлов и бриллиантов, но и из очень разных материалов. Использовались любые материалы, которые могли бы наилучшим образом помочь в осуществлении художественного замысла.

 

 

«Несмотря на приверженность Фаберже историческим стилям, он пробовал себя и в искусстве модерн, но в большей степени это отразилось в предметах интерьера. Например, в вазах. Или вот спичечница-сова сделанная по мотивам Босха, но выглядит как непонятное существо, как всегда у Босха. Тельце сделано из песчаника. Сверху вставлялись спички, а чиркать их можно было о шероховатый песчаник.

 

Есть также камнерезные фигурки. Они были очень популярны. Любили ими обмениваться в императорской семье. В одной витрине мы видим цельные фигурки, вырезанные из одного куска камня, а в другой – так называемая блокированная миниатюра. И вот шедевр и камнерезного искусства, и блокированной миниатюры это портрет камер-казака Марии Федоровны Андрея Алексеевича Кудинова. Здесь мы видим мастерство подбора цветовой гаммы. Вся фигура сделана из яшмы разных цветов. Только борода их халцедона и из гагата сапоги. Ну еще медальки из эмали. Каждая деталь вырезана из камня, и все абсолютно точно притерто, склеено и закреплено, что стыки совершенно незаметны.

 

Мы подошли к завершению выставки. Это изделия периода Первой Мировой войны. Емкости для стерилизации и таз были сделаны для лазарета Цесаревича Алексея в Зимнем дворце. Когда началась Первая Мировая война, многие мастера были призваны в армию, и Фаберже переформировывает свое московское отделение под нужды фронта. Он выполняет разные заказы и производит гильзы, гранаты и в том числе различную утварь медицинскую и военную. Поэтому в этой витрине мы видим еще бульотку для кипятка и самовар. Медицинская утварь не производилась массово, а на заказ в госпитали, в том числе в Зимний дворец».

 

 

К сожалению судьба как семьи Фаберже, так и его дела, печальна. Еще более печальна судьба его произведений, которые были распроданы советской властью с помощью агента Коминтерна и по совместительству американского предпринимателя Арманда Хаммера.

 

В XXI веке постепенно некоторая часть национального достояния, разбазаренного советами, возвращается в Россию.

 

Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

 

С 30 декабря по 10 января в связи с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 декабря 2020 года Эрмитаж приостанавливает приём посетителей.

 

С 11 января 2021 г. музей снова станет доступен для посетителей.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru