6+

«Переоткрыть заново смысл Причастия»

Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной

«Истина и Жизнь»

Гость: доктор Дагмар Хеллер, старший церковный советник Евангелической Церкви Германии, ответственная за контакты с Русской Православной Церковью

Тема: Лютеранская  и Православная Церкви

20 июня 2019 г.

АУДИО

 

Александр Крупинин:

Что понимается под Таинством у лютеран? Это то же самое, что у православных, или нет, то есть самое понятие Таинства?

 

Дагмар Хеллер:

В Лютеранской Церкви есть два Таинства – это Крещение и Причастие. В Лютеранской Церкви Таинству даётся следующее определение – это действие, которое введено Христом, которое сопровождалось каким-либо словами и знаками. Так, например, в случае с Крещением знаком является вода. А слова те, которые стоят в Евангелие от Матфея в 28-й главе: крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. В случае с Причастием знаками являются хлеб и вино, а сопроводительные слова: это Моё Тело, Моя Кровь. Это так называемые установительные  слова, которые Христос сказал Своим ученикам на последней вечере: «Это Моя Плоть и это Моя Кровь». Как это стоит в Евангелии. Поэтому у нас и существует только два Таинства, потому что в Евангелии стоит только два таких действия и указания от Иисуса – это Крещение и Причастие. Для Таинств, которые приняты в Католической и Православной Церквях, таких указаний нет.

 

Александр Крупинин:

Просто в Православной Церкви, и Католической, под Таинством понимается не обязательно то, что какие-то слова  говорил Господь Иисус Христос, а то, что неким действиям в нашем земном мире соответствуют некие изменения в духовном мире.

 

Дагмар Хеллер:

Мы, напротив, верим, что путём Таинства, то есть Крещения или Причастия, мы становимся причастными, мы получаем милость Господню. Конечно же, мы можем почувствовать или приобщиться к милости Господней и другим образом. Так, например, читая Библию. Но в случае с Таинствами это происходит особо личностно. И я, например, переживаю это очень близко. Таинство – это дар Господа, мы не должны ничего делать. Это не зависит от наших действий. Мы просто получаем его как дар.

 

Александр Крупинин:

В принципе, как православные люди, мы можем сказать то же самое.

 

Наталья Фанина:

Я хотела бы добавить к этой теме, что у нас постоянно возникает вопрос подготовки к Причастию. Насколько человек должен быть подготовлен, как часто он должен причащаться. Потому что речь всегда идёт о том, что человек должен сделать очень много усилий, чтобы получить этот дар.

 

Дагмар Хеллер:

Это, конечно же, для нас тоже большой вопрос. В лютеранской традиции считается, что это подарок Бога. Однако это не значит, что мы сами сидим и ничего не делаем. Это действительно далеко не так. У нас тоже есть своеобразная подготовка. Однако при этом всегда следует помнить, что в конечном итоге всё Таинство идёт от Бога. Мы придерживаемся того взгляда, что поскольку мы получаем любовь и милость Господа как подарок, мы испытываем к Нему благодарность, которая влечёт за собой добрые поступки. То есть речь здесь идёт не о том, что надо сидеть и ждать. А о том, что то, что мы получаем, необходимо воплощать в жизнь, жить в соответствии с полученным нами даром. Это можно коротко сформулировать следующим образом: я люблю всё, потому что Бог любит меня. Но относительно того, что касается Причастия, в истории были такие времена, когда у нас тоже были строгие предписания относительно подготовки к Причастию. Но это привело к тому, что Причастие стало казаться людям чем-то очень обременительным. Так же следствием было то, что Причастие проводилось крайне редко. И во второй половине XX-го века были попытки переоткрыть заново смысл Причастия. И с тех пор в лютеранских общинах Причастие проводится гораздо чаще. Потому что, например, были открыты и поняты аспекты радости и общности. С точки зрения теологии, главный аспект Причастия – это радость, а не его строгая сторона.

 

Александр Крупинин:

То же самое, что вы сказали, касается Православия, и даже хронологически касается.

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

ИСТИНА И ЖИЗНЬ. ДВА ОТКРОВЕНИЯ. Протоиерей Кирилл Копейкин
ИСТИНА И ЖИЗНЬ. ПРАВОСЛАВНО-АНГЛИКАНСКИЙ ДИАЛОГ. Протоиерей Александр Дягилев
Понравилась статья? Поделись с друзьями.

 

 

«Переоткрыть заново смысл Причастия»

В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» принимает участие доктор Дагмар Хеллер, старший церковный советник Евангелической Церкви Германии, ответственная за контакты с Русской Православной Церковью. Эфир 20 июня 2019 г. АУДИО

Этиком работает богослов

В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» Кристиан Зенкель рассказывает о современном богословии в Германии. Передача из архива радио «Град Петров». 2016 г. АУДИО

«Церковь – это единство разных людей. В этом и чудо»

«Нет ничего нехорошего в слове переосмысление». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной принимает участие Наталья Василевич, тема беседы – православная антропология и права человека. 29 сентября 2017 г. Часть 2. АУДИО

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru