6+

Этиком работает богослов

Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь»

Гость: Кристиан Зенкель, сотрудник богословского факультета университета имени Мартина Лютера в городе Галле.

Тема: Современное богословие в Германии. Часть 1.

31 мая 2016 г.

АУДИО

 

Наталья Фанина:

 

Православное богословие сейчас испытывает некоторый дефицит в трудах, посвящённых вопросам, которые ставит перед нами современный мир.

 

Кристиан Зенкель:

 

Мне кажется, что на сегодняшний день от студентов требуют слишком много исторических знаний. Я не имею в виду, что они должны меньше заниматься наукой или их научный уровень должен быть ниже. Мне кажется, что область богословия, занимающаяся вопрошаниями современного человека, должна быть сильнее развита. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда богословам задают вопросы из области журналистики, из области политики. Это вопросы этического характера, вопросы соотношения христианства и других религий, отчасти вопросы эстетики: влияния христианства на современное искусство. Для того, чтобы студенты, которые впоследствии будут пасторами, учителями религии, могли адекватно отвечать на вопросы, которые им ставит современность, должны больше работать с этой современностью во время учёбы. Я думаю, на сегодняшний момент у нас слишком много истории, хотя критическое измерение исторической науки мне кажется очень важным.

 

Наталья Фанина:

 

Оказывается, такая тенденция не только в православном богословии, но вообще в христианском…

 

Кристиан Зенкель:

 

Да, наверное.

 

Наталья Фанина:

 

Хотелось бы уточнить, какие конкретные вопросы рассматриваются, может быть, вопросы биоэтики или какие-то ещё…

 

Кристиан Зенкель:

 

Этика, конечно, на сегодняшний день очень важная наука. Этических областей очень много. И мы, как богословы, должны быть в состоянии давать ответы на возникающие вопросы. И в области этики средств массовой информации, биоэтики, медицинской этики, экономической этики. Медицинская этика, например, занимается вопросами начала жизни и конца жизни, и так далее. Если обозначить эти области, то они грубо намечаются таким образом…

 

Александр Крупинин:

 

Может быть, мы тогда, наметив грубо, начнём намечать более тонко те вопросы, которыми вы сами занимаетесь, те, которые вас больше всего интересуют.

 

Кристиан Зенкель:

 

Что мне представляется принципиально важным, это наблюдение, что этика на сегодняшний день разваливается по направлениям: есть вот эта область этики, вот та область этики…они формируются отдельно по специализациям. Меня интересует вопрос, каким образом между всеми этими областями этики можно заниматься этикой как таковой. И при этом ещё с богословской точки зрения. Я не уверен, что есть такое явление как особая  какая-то христианская этика.

 

Александр Крупинин:

 

То есть имеется в виду, что существует какая-то общечеловеческая этика?

 

Кристиан Зенкель:

 

К этике в обществе принято относиться  как к явлению, участвуя в котором не обязательно быть религиозным. Пример. В течение семи лет я был членом комиссии по медицинской этике в одной больнице. Мы встречались раз в месяц, и каждый раз разбирали десять – двенадцать клинических случаев. В комиссии участвовали разные врачи, юрист и этик. А в таких комиссиях человек, занимающий место этика, может быть и богословом, и философом. Но медики нашего университета берут на это место всегда богослова. Например, вопрос: сколько информации можно предоставить человеку, которому осталось жить несколько недель? И я, будучи богословом и этиком, могу сказать, что есть такой вариант или другой, лучше. И в  работе этой комиссии также участвует юрист, который занимается этическими вопросами не по-богословски.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

СЕРВИС СКАЧИВАНИЙ. Рубрика «Богословие»

Лекции и беседы, посвященные различным темам современного богословия, творениям святых отцов, вопросам православного вероучения

Наверх

Рейтинг@Mail.ru